Современный рынок труда стремительно меняется, все большую часть рутинных операций выполняют не люди, а машины, отмечают эксперты. А перед человеком стоят нетривиальные задачи на стыке разных областей знаний и профессий, требующие критической оценки и креативного подхода.
"Это влияет на изменения в высшем образовании. Современные вузы нацелены на развитие конструктивного мышления, творческого подхода и готовят специалистов на стыке дисциплин. Растет количество курсов по выбору, и образовательные траектории становятся все более гибкими", — рассказала руководитель программы развития ТюмГУ "Приоритет 2030" и стратегического проекта "Мультипарадигмальное образование" Надежда Федорова.
Она отметила, что теперь для всех студентов ТюмГУ стали доступны индивидуальные траектории обучения по модели "2+2+2".
Система "2+2+2" подразумевает, что первые два года обучения будут посвящены фундаментальным знаниям и формированию у студентов комплексной картины мира, вторые два года — профилизации, а последние два, — уже в магистратуре, углублению знаний. И каждые два года студент может корректировать или даже полностью менять свой профиль подготовки.
"Фактически это — новая модель образования. Она позволяет студентам, которые были не до конца уверены в своем выборе, самоопределиться уже после поступления и при необходимости сменить программу", — рассказала Федорова.
Она добавила, что модель "2+2+2" расширяет образовательную базу выпускников, чтобы они могли гибко встраиваться в меняющийся рынок труда. Такой подход подразумевает мобильность.
"Мы привыкли, что студент учится на конкретном факультете в одном вузе. Но смена среды, подходов и людей вокруг создает дополнительный стимул для развития", — подчеркнула Федорова.
По ее словам, возможность выбора повышает уровень ответственности за свое образование. К тому же это формирует осознанный подход не только к будущей профессии, но и дальнейшим карьерным целям. В этом учебном году более 180 первокурсников воспользовались этой возможностью.
В 2021 году в ТюмГУ был запущен проект "Мультипарадигмальное образование", направленный на разработку, апробацию и внедрение образовательных моделей для меняющегося рынка труда.
"За два года существования проекта специалисты университета спроектировали новую версию образовательного пространства на основе индивидуализации траекторий обучения, значительно расширили линейку образовательных программ, в том числе дополнительного профессионального образования", — поделилась Федорова.
Она добавила, что ТюмГУ стал партнером ведущих российских университетов (УрФУ, ТГУ, ИТМО, ВШЭ и др.) в рамках специальных консорциумов, ориентированных на внедрение и развитие новых образовательных практик.
За прошедший учебный год в рамках проекта получено много интересных результатов, рассказала Надежда Федорова.
"Одна из самых интересных программ — бакалавриат по юриспруденции с новым (не только для ТюмГУ, но и в целом для мира) профилем LegalTech", — отметила Федорова.
Наряду с классическими дисциплинами по праву студенты этого профиля будут углубленно изучать математические дисциплины, анализ данных и программирование, чтобы легко выделять и обеспечивать правовую защиту новых объектов права, возникающих в связи с развитием цифровых технологий.
"Еще одним важным результатом стал трек "Спортивное программирование". В этом учебном году он был доступен студентам 17 разных направлений подготовки, причем не только айтишникам. В результате обучались в рамках трека 38 первокурсников", — подчеркнула Федорова.
Она добавила, что стартовала программа двойных дипломов с НИУ "Высшая школа экономики" по направлению подготовки "Медиакоммуникации".
Кроме того, в этом году в ТюмГУ стали особым образом конструировать образовательные траектории студентов-иностранцев, чтобы лучше познакомить их с русским языком и культурой. Этот трек получил название "Интеграция".
Индивидуальная траектория в университете формируется из общих фундаментальных дисциплин и предметов по выбору.
Федорова рассказала, что все студенты в ТюмГУ изучают "ядерную программу": философию, иностранный язык, историю, естествознание, проектно-исследовательскую работу, управление проектами, высшую математику, анализ данных и программирование на Python.
По ее словам, обучение внутри "ядерной программы" отличается от традиционных университетских практик. Во-первых, студенты разных программ учатся вместе. А во-вторых, состав учебных команд для разных дисциплин меняется. Так, за первый год обучения каждый студент получит опыт обучения минимум в 10 учебных командах разного состава: от больших лекционных потоков до крохотных проектных групп. В "ядерной программе" — восемь обязательных дисциплин, в аналитических треках — 14.
"Дополнительные предметы (элективы) студент выбирает самостоятельно независимо от основной образовательной программы, таких курсов в ТюмГУ более 500. Разнообразие действительно поражает: "Зеленая экономика и устойчивое развитие", "Комедия: от теории к практике", "Здоровье, стресс и управление временем", "Разработка игр" и так далее", — объяснила Федорова.
Она отметила, что сочетание обязательных курсов и элективов позволяет студенту сформировать свою уникальную образовательную траекторию. В ТюмГУ ведут разработку цифровой системы управления образовательным опытом (LXP) для поддержки такой концепции.
"Опыт студента в таком образовании намного важнее его оценок. Портфолио, а не диплом становится главным итогом за годы обучения", — подытожила Федорова.