Рейтинг@Mail.ru
Шедевр бельканто опера "Норма" в Музыкальном театре на Большой Дмитровке - РИА Новости, 19.05.2023
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Макет декорации к опере Беллини Норма художницы Марии Трегубовой

Вся власть певцам

Шедевр бельканто - опера "Норма" - в Музыкальном театре на Большой Дмитровке
Музыкальный театр имени Станиславского и Немировича-Данченко впервые в своей истории представляет знаменитую оперу Беллини "Норма" с Хиблой Герзмава в заглавной партии. Премьерные спектакли пройдут 20, 23 и 25 мая.
Сам Беллини считал эту оперу шедевром и говорил: если случится кораблекрушение, то единственная его партитура, которую нужно будет спасать, ­– это "Норма". Всего итальянский композитор написал 11 опер, среди которых "Норма" (1831) – одна из наиболее известных. Любили это произведение и его современники, и слушатели более поздних эпох. Несмотря на известность и популярность, опера не так часто звучит на российских сценах. Дело в том, что от певцов "Норма" требует безоговорочного владения искусством бельканто ­­– особой техникой виртуозного пения. Нынешнюю постановку в Музыкальном театре на Большой Дмитровке осуществили режиссер Адольф Шапиро, художник Мария Трегубова и дирижер Кристиан Кнапп, который рассказал в интервью РИА Новости о том, как готовилась премьера и чем опера о друидах может быть интересна современному зрителю.
– "Норма" считается одной из самых главных опер стиля бельканто. В чем суть этого искусства?
– В любой опере всегда есть определенный баланс между тем, что звучит на сцене и в оркестровой яме, между певцами и оркестром. И этот баланс меняется в зависимости от стиля произведения. Если мы говорим о Моцарте, то у него оркестр задает темп, которого должны придерживаться певцы. У Вагнера, к примеру, наоборот, оркестр задает невероятный драйв, оркестровая партия очень насыщенная. Недаром, например, смерть Изольды из оперы "Тристан и Изольда" исполняют как отдельное произведение на концертах даже без вокальной партии.
Дирижер Кристиан Кнапп

Кристиан Кнапп – приглашенный дирижер МАМТ, дирижер Мариинского театра. Родился в США, учился по классу фортепиано в Консерватории Новой Англии и философии в Университете Тафтса. Изучал дирижирование в Сиене у Юрия Темирканова, получил диплом аспиранта Санкт-Петербургской государственной консерватории, где учился у Ильи Мусина и Леонида Корчмара. Лауреат Третьего международного конкурса дирижеров имени С. С. Прокофьева. Кристиан Кнапп работал с оркестрами по всему миру, одиннадцатый сезон работает в Мариинском театре.

"Бельканто" переводится с итальянского как "красивое пение". И этот стиль сложен тем, что здесь, если так можно сказать, очень много власти отдано певцам. Оркестр должен внимательно прислушиваться к тому, что происходит на сцене. Мы должны быть готовы подстраиваться и идти за исполнителем. Например, самый известный номер из этой оперы – Casta diva – в исполнении разных певиц прозвучит совершенно по-разному. Конечно, оркестр дает в бельканто и эмоциональную психологическую краску. Но чаще всего мы здесь аккомпанируем.
– А что делает именно "Норму" столь сложной для исполнителей?
– Здесь у главной героини, Нормы, которая поручена сопрано, огромная партия. Она требует очень разных навыков, необходимо показать разные грани характера. В некоторых эпизодах требуется очень лирический, богатый голос. В некоторых для Нормы написаны блестящие, быстрые и технически сложные мелизмы – это украшения, которые и есть суть стиля бельканто, они демонстрируют красоту голоса.

И все эти разные навыки должны сочетаться в одном исполнителе. Например, в первом акте от Нормы требуется очень гибкий летящий голос. А уже в начале второго – драматический, богатый полный звук. Для певцов сложно так меняться на протяжении одного вечера, но Беллини требует это от исполнителей.

Кристиан Кнапп
Дирижер
Кстати, такие перемены вокальной манеры прописаны не только в партии Нормы, но и в партии второй женской героини – Адальжизы. Это молодая девушка, подруга и соперница Нормы. Есть совершенно потрясающий момент – их дуэт, очень сложный и красивый. И мы в оркестре просто сидим и ждем этот эпизод, чтобы им насладиться.
– Номер Casta diva очень популярен не в последнюю очередь благодаря великой Марии Каллас, которая его исполняла и на концертах. Мне кажется, эта мелодия буквально у всех на слуху, даже у людей, далеких от оперы. Что сделало этот эпизод столь популярным?
– По сюжету Норма – язычница и жрица, она друид. И этот номер – ее молитва. Знаете, когда я слушаю Casta diva, то вспоминаю полотна итальянского Ренессанса, на которых изображена Мария с младенцем на фоне современных художникам той эпохи итальянских пейзажей. Мы понимаем, что по библейскому сюжету этих пейзажей быть не должно. Но это создает определенный контекст. Также и с этой музыкой. У Беллини получилась языческая молитва, написанная итальянским католическим композитором.
i

О чем расскажет "Норма"

Действие оперы разворачивается в 50 году до н.э. Но главная интрига вполне современна – это любовный треугольник. Жрица храма друидов Норма, нарушив обет, влюбилась в римлянина Поллиона, от которого она тайно родила двоих детей. Однако Поллион уже обратил свой взор на юную Адальжизу, которая ответила ему взаимностью. Узнав о связи, Норма решает мстить возлюбленному. Однако Поллиону выносят приговор за осквернение храма друидов. Норма пытается его спасти, предлагая забыть Адальжизу, но он отвергает жрицу. Тогда Норма собирает воинов и жрецов, признается в нарушении обета и восходит на костер. Вслед за ней устремляется Поллион, восхищенный силой ее духа.

Думаю, он хотел, чтобы каждый слушатель в этот момент обратился к своим внутренним ощущениям, к своей душе. Это сделано в рамках языческого сюжета, но на самом деле это затрагивает чувства каждого зрителя в зале.
Солистка МАМТ имени Станиславского и Немировича-Данченко, народная артистка России Хибла Герзмава в партии Нормы
Солистка МАМТ имени Станиславского и Немировича-Данченко, народная артистка России Хибла Герзмава в партии Нормы
Насколько я знаю, этот номер стал настоящим хитом сразу после премьеры. Вспомните: он начинается с соло флейты, дальше вступает сопрано, потом подхватывает хор, который напоминает нам об атмосфере христианского храма. А потом у солистки начинаются эти мелизмы, украшения, характерные для бельканто.
Я довольно часто дирижирую "Нормой" в Мариинском театре, где я работаю. Правда у нас не спектакль, а концертное исполнение. И у меня иногда есть ощущение, что люди приходят, чтобы послушать именно этот эпизод, после него зал аплодирует. И потом многие с удивлением узнают, что после этой знаменитой арии, которая звучит в начале, есть еще много музыки, целая опера на полтора часа!
Солистка МАМТ имени Станиславского и Немировича-Данченко, народная артистка России Хибла Герзмава

Хибла Герзмава – солистка МАМТ имени Станиславского и Немировича-Данченко с 1995 года, народная артистка России, народная артистка Республики Абхазия, лауреат Государственной премии России, лауреат премии Москвы. Единственная в истории среди оперных певиц обладательница Гран-при Международного конкурса имени П.И. Чайковского (1994 г.). Неоднократная обладательница Национальной премии "Золотая маска", Лауреат Государственной премии Российской Федерации за вклад в развитие отечественного и мирового искусства. В 2010 дебютировала в Метрополитен Опера. Выступала в Ковент Гарден, в Венской опере, в мадридском "Реал", операх Рима, Цюриха, Парижа, Дрездена, Большом и Мариинском театрах.

– В этом спектакле главная исполнительница Нормы – звезда Музыкального театра имени Станиславского и Немировича-Данченко Хибла Герзмава. Какой будет ее Норма?
– В этом произведении очень много ответственности лежит именно на плечах исполнительницы партии Нормы. Оркестр, как я уже говорил, выполняет по большей части роль аккомпанемента, который подчеркивает красоту вокальной партии. Правда, здесь есть тоже нюансы.

Все, что должно быть в Норме – внутренняя драма, большой голос, летящий звук, быстрый темп – она все это умеет. Хибла очень глубоко чувствует эту роль, и это сразу понятно. Ей близки эти эмоции, понятен весь психологический конфликт.

Кристиан Кнапп
Дирижер
– Но ведь, казалось бы, простой материал иногда оказывается на деле очень сложным. Это именно такой случай?
– Абсолютно! Мы должны быть очень гибкими, мы должны быть готовы сохранять единый стиль и подстраиваться под разных солистов. Например, пиццикато (прием игры, когда звук извлекается не смычком, а щипком струны – прим. ред.) у оркестра – как мы его играем? Сухо, по-итальянски secco, или как-то иначе? Это меняется в зависимости от того, что происходит на сцене. Оркестр комментирует происходящее. И, например, в тот момент, когда разгорается конфликт – это дуэт Адальжизы и Поллиона – наш стиль должен поменяться. Иногда самые простые вещи очень сложно играть. Например, для меня самый сложный композитор, произведениями которого я дирижирую, – это Моцарт.
© Фото предоставлено пресс-службой МАМТХибла Герзмава (Норма) и Владимир Дмитрук (Поллион)
Хибла Герзмава (Норма) и Владимир Дмитрук (Поллион)
Хибла Герзмава (Норма) и Владимир Дмитрук (Поллион)
© Фото предоставлено пресс-службой МАМТПолина Шароварова (Адальжиза) и Хибла Герзмава (Норма)
Полина Шароварова (Адальжиза) и Хибла Герзмава (Норма)
Полина Шароварова (Адальжиза) и Хибла Герзмава (Норма)
© Фото предоставлено пресс-службой МАМТХибла Герзмава (Норма) и Владимир Дмитрук (Поллион)
Хибла Герзмава (Норма) и Владимир Дмитрук (Поллион)
Хибла Герзмава (Норма) и Владимир Дмитрук (Поллион)
1.
Хибла Герзмава (Норма) и Владимир Дмитрук (Поллион)
2.
Полина Шароварова (Адальжиза) и Хибла Герзмава (Норма)
3.
Хибла Герзмава (Норма) и Владимир Дмитрук (Поллион)
– Вы впервые работаете с оркестром Музыкального театра Станиславского и Немировича-Данченко. Какие у вас впечатления?
– Прекрасные! Я слушал этот оркестр, когда театр приезжал на гастроли в Санкт-Петербург. Мне очень понравилась постановка оперы "Пиковая дама". Это хороший, энергичный оркестр, с отличной артикуляцией и энергетикой. Так что я с удовольствием работаю сейчас с ними.
– Вас часто называют дирижером, который предпочитает работать с произведениями Вагнера и композиторов ХХ века. Беллини вам также интересен?
– Одиннадцатый сезон я уже работаю в Мариинском театре. Раньше я действительно много дирижировал современной музыкой. В Мариинском театре я начинал с 6-7 опер, а сейчас в моем репертуаре – я недавно посчитал – 94 оперы! Так что спасибо этому театру! Действительно, я много дирижирую произведениями Вагнера, была "Электра" Рихарда Штрауса, сейчас у меня почти все оперы Верди. Кстати, когда я начал репетиции в Москве, параллельно в Санкт-Петербурге мы работали над "Набукко" Верди. И я занимался этими двумя постановками одновременно, будучи в разъездах между двумя городами. И знаете, благодаря Беллини мне во многом по-новому открылся ранний Верди. Это был очень интересный для меня опыт.
– Можно сказать, что эти оперы в чем-то схожи: в "Норме" Беллини есть знаменитая Casta diva, а в "Набукко" Верди – хор, тему которого тоже все знают. Два шедевра, которые в чем-то затмили музыку самих этих опер.
– Да, именно! В обеих операх очень похожа оркестровка, действие происходит в древности. Оба композитора задействуют большие "банды" – сценические оркестры.
Дирижер Кристиан Кнапп репетирует с оркестром Музыкального театра имени Станиславского и Немировича-Данченко
Дирижер Кристиан Кнапп репетирует с оркестром Музыкального театра имени Станиславского и Немировича-Данченко
– Сюжет "Нормы", конечно, далек от сегодняшнего слушателя: язычество, Римская империя, друиды… Каким будет визуальный образ вашего спектакля?
– У нас современная постановка, но в то же время она очень тесно связана с оригинальным либретто. Например, в партитуре у Беллини написано: первая картина происходит в лесу, откуда появляются люди. У нас все в точности соблюдено, будет лес, оттуда выйдет хор. Но наш лес несколько необычный, я бы сказал, в духе экспрессионизма. Герои у нас одеты в современные костюмы. В то же время основные моменты действия эффектно выделены.

Очень красиво режиссер Адольф Шапиро поставил первый выход Нормы: она появляется на сцене в лучах яркого красного света, тогда как все остальное пространство выдержано в приглушенно-сером цвете. Это производит большое эмоциональное впечатление.

Кристиан Кнапп
Дирижер
– Почему в последние годы стало необходимо осовременивать оперные сюжеты? Почему мы не можем поставить просто оперу про друидов, в соответствующем антураже и с соответствующими костюмами?
– Почему не можем? Мы можем. Например, наш "Набукко" в Мариинском театре именно такой. Все выдержано в соответствующем стиле, и костюмы, и декорации. Или наша "Аида" ­– тоже самое. И это смотрится хорошо. Но мне кажется, что в опере мы всегда ищем связь нашего современного мира с сюжетом, нам нужно провести аналогии с сегодняшними проблемами.
© Фото предоставлено пресс-службой МАМТ Первая сцена оперы Беллини "Норма"
Первая сцена оперы Беллини Норма
Первая сцена оперы Беллини "Норма"
© Фото предоставлено пресс-службой МАМТ Макет декораций к опере Беллини "Норма"
Макет декораций к опере Беллини Норма
Макет декораций к опере Беллини "Норма"
© Фото предоставлено пресс-службой МАМТ Первая сцена оперы Беллини "Норма"
Первая сцена оперы Беллини Норма
Первая сцена оперы Беллини "Норма"
1.
Первая сцена оперы Беллини "Норма"
2.
Макет декораций к опере Беллини "Норма"
3.
Первая сцена оперы Беллини "Норма"
Действие "Нормы" разворачивается в древние времена. Но и сегодня в нашей жизни есть любовные треугольники, эти проблемы понятны и близки современным слушателям. Понятна динамика отношений мужчины и двух женщин. И мы хорошо покажем это публике. Такой отстраненный контекст поможет зрителям ощутить связь с этим сюжетом.
Абстрактные декорации и костюмы дают зрителю пищу для размышлений, они как бы приглашают наш мозг поработать. Здесь важен баланс между задумкой композитора и желанием режиссера поставить оригинальный спектакль. У меня бывали случаи, когда я дирижировал современными постановками, в которых совершенно не было смысла и связи с сюжетом и авторским замыслом. Режиссер просто хотел придумать что-то для себя. Но эта постановка – совсем не такой случай.
Клавир оперы Беллини Норма
Клавир оперы Беллини "Норма"
 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Обсуждения
Заголовок открываемого материала