"Эффект снежного кома".
Кто "кошмарит" пехоту ВСУ
Московский разработчик компьютерных игр Михаил добровольно сменил удобное офисное кресло на блиндаж. Полгода назад он приехал в Донецк, чтобы недорого приобрести несколько квартир. И остался воевать. Почему — в репортаже РИА Новости.
Запланированный штурм
Рабочий день для командира взвода БПЛА начинается в три часа ночи: пока не рассвело, надо успеть добраться до позиций. На машине, а потом несколько километров пешком. За спиной огромный рюкзак с "оружием": разведывательные и ударные коптеры, джойстики, батарейки и десятки проводов.
Михаил на учебном полигоне
"В первую очередь выполняем наблюдательно-разведывательную функцию, отслеживая все их перемещения, — по дороге на опорный пункт объясняет Михаил. — Поскольку системы РЭБ работают неплохо, летать приходится аж с передовой. Таким образом, время разведки увеличивается с трех минут примерно до 20. Вероятность же потерять беспилотник заметно уменьшается. Даже если его посадят, есть шанс забрать".
На утро намечен штурм очередного укрепрайона, пехоте нужна "поддержка с воздуха". Взвод бэпэлэашников выполняет и ударную функцию: закидывают вэсэушников ВОГами, гранатами Ф-1 и самодельными бомбочками.
"Затем я надеваю FPV-очки и запускаю дрон, способный кружить в небе до получаса, — добавляет оператор. — Командир роты отлично видит весь сектор и спокойно координирует действия солдат. Так почти каждый день. Сразу на нескольких направлениях".
Разведка с воздуха перед штурмом
Точка невозврата
Михаил жил в Москве, успешно занимался бизнесом. В частности, разрабатывал компьютерные и мобильные игры. Торговал с Китаем.
После прошлогоднего референдума предприниматель быстро смекнул: новые территории — новые возможности. Отправился в Донецк, чтобы приобрести несколько квартир, ведь рано или поздно цены здесь взлетят.
Иногда Михаил выезжает из Донецка
Но первым делом решил посмотреть, в каких условиях живут и воюют бойцы. Подружился с ребятами, несколько дней провел в их расположении. Съездил на передовую между Песками и Первомайским.
Тогда при штурме одного из опорников подразделение понесло неоправданные потери — так считает Михаил.
"Это и стало поворотным моментом, — вспоминает он. — Я, конечно, человек невоенный, даже срочную не служил. Но мне показалось, что проблемы были из-за плохой разведки. А главное средство сейчас — коптеры".
© РИА Новости / Михаил КевхиевПроверка сигнала
Проверка сигнала
© РИА Новости / Михаил КевхиевМихаил готовится запускать дрон
Михаил готовится запускать дрон
© РИА Новости / Михаил КевхиевБойцы готовятся к штурму
Бойцы готовятся к штурму
1.
Проверка сигнала
2. Михаил готовится запускать дрон
3. Бойцы готовятся к штурму
Вернувшись в столицу, купил несколько дронов. Тренировался в парке возле дома. Помог богатый опыт: управление "птичкой" с помощью джойстика схоже с компьютерной игрой.
Бизнесмен запасся беспилотниками — и опять в ДНР. Уже с другой целью — воевать.
Родные от этого были, мягко говоря, не в восторге. Однако спорить не стали.
Михаил управляет дроном во время штурма
"Не в своей тарелке"
Москвич вступил в ряды батальона, основанного еще Александром Захарченко. Вскоре его назначили командиром взвода БПЛА. Постепенно набрал личный состав: кто-то "пришел с улицы", кто-то перевелся из штурмовиков.
"Я восемь лет был пехотинцем, — говорит доброволец с позывным Гриня. — Однако нынешние боевые действия — совсем другой уровень. Очень важны коптеры, поэтому решил освоить новую специальность. Обучился довольно быстро — всего за пару дней, а дальше совершенствовался на практике".
Нашивка одного из бойцов подразделения
Все новобранцы проходят через полигон, где учатся управлять техникой и метко сбрасывать взрывные устройства. Затем — боевые задания.
"Поверьте: это очень неприятно, когда знаешь, что за тобой постоянно наблюдают, — делится впечатлениями от боевых выездов Михаил. — Противник, который понимает, что его видят, — это всегда очень напуганный противник. Он готов или отступить, или совершить множество ошибок. Мы тоже, когда замечаем вэсэушный дрон, чувствуем себя не в своей тарелке".
Дрон готовят к вылету
Репутационные риски
Взвод действует на очень сложных и опасных направлениях — в Марьинке и под Авдеевкой. Поскольку ВСУ цепляются буквально за каждый дом и постоянно подтягивают резервы, продвигаться там крайне тяжело.
"Когда наши ребята захватывают очередные позиции, по ним потом сутки без остановки лупит артиллерия, — объясняет Михаил. — Это, пожалуй, наиболее напряженный момент после штурма. И самый болезненный".
Затем наступает небольшое затишье, потому что у ВСУ кончаются снаряды. Но подвоз БК "наладили неплохо" — опять летят снаряды. Однако к тому времени российские войска уже укрепили позиции. Так, шаг за шагом штурмовые отряды при поддержке коптеров и артиллерии движутся вперед.
Работа в Марьинке
"Боевой дух у вэсэушников держится на прошлых успехах в Харьковской и Херсонской областях, — считает коптерщик. — Как только пойдут поражения, они посыпятся — и это приведет к эффекту снежного кома".
Впрочем, пока говорить об этом рано. Особенно на фоне ожиданий украинского контрнаступления. Поэтому работа в подразделении беспилотников кипит вовсю.
Военнослужащие России на позициях в зоне СВО
08:00 09.05.2023
(обновлено: 16:50 10.05.2023)