"Нас намеренно уничтожают".
Как на линии фронта живет обитель старца Зосимы
Постоянные обстрелы, шесть убитых послушников и ни одной пропущенной службы — хотя большинство зданий Свято-Успенского Николо-Васильевского монастыря под Угледаром полностью разрушены, в обители до сих пор десятки послушников. О том, как сохранить веру в Бога, когда кругом рвутся снаряды и гибнут люди, — в репортаже РИА Новости.
Прилет "Бабы-яги"
Тяжелые деревянные двери Успенского собора для жителей Никольского открыты круглосуточно. Их, к слову, за год стало меньше в десять раз: было две с лишним тысячи, теперь — 150.
Стрельба не стихает ни на час. Со стороны Угледара по поселку бьют минометы, ствольная артиллерия, пулеметы, снайперы. Прилетают коптеры. Большинство частных домов превратились в руины, на дорогах огромные воронки, на обочинах и во дворах — сожженные легковые автомобили. На улице ни души.
Успенский собор целый лишь с одной стороны
"Лишний раз из-под навеса стараемся не выходить, — объясняет послушник Сергий. — Перед этим тщательно высматриваем "птичек". Они здесь висят круглосуточно. Раньше скидывали лишь гранаты и ВОГи, сейчас бывает сразу по три 82-миллимитровые мины. Если тебя засекли, спастись нереально".
Отличать разведывательные дроны от боевых, прилеты 120-миллиметровых снарядов от 152-х, залпы HIMARS от чешских Vampire научились даже пожилые монахини. А их знанию западных образцов вооружения позавидовал бы любой курсант военного училища.
© РИА Новости / Михаил КевхиевОбитель круглосуточно находится под огнем
© РИА Новости / Михаил КевхиевСлед от прилета снаряда
© РИА Новости / Михаил Кевхиев
По территории ВСУ иногда разбрасывают мины "Лепестки"
Известный старец
Настоятель монастыря архимандрит Лаврентий признается: когда со стороны ВСУ в село полетели первые снаряды, он еще надеялся, что обитель не тронут. Иллюзии рассеялись уже шестого марта 2022-го.
"Это было Прощеное воскресенье накануне Великого поста, и украинская армия "поздравила" нас "ураганами", — вспоминает священник. — У нас в храме, кроме монахов, жили около 300 беженцев из Волновахи. Чудом никто не погиб, но собор серьезно повредили".
Спустя пару дней в дом одного из основателей обители схиархимандрита Зосимы ударил зажигательный снаряд. Пожар уничтожил историческое здание практически полностью. Этот и сотни последующих обстрелов послушники считают местью ВСУ и нацбатальонов за принципиальную позицию старца.
© РИА Новости / Михаил КевхиевСгоревший дом Зосимы
Сгоревший дом Зосимы
© РИА Новости / Михаил КевхиевМогила Зосимы
Могила Зосимы
© РИА Новости / Михаил КевхиевВнутри часовни Зосимы
Внутри часовни Зосимы
1.
Сгоревший дом Зосимы
2. Могила Зосимы
3. Внутри часовни Зосимы
Дело в том, что он был сторонником Русской православной церкви, выступал против перехода из Московского патриархата в Киевский. Также, по словам учеников, с удивительной точностью предсказал войну и последующий крах государственности Украины.
"После первых обстрелов мы переместились в подвал, — говорит архимандрит Лаврентий. — Тут и живем, готовим еду, обедаем, молимся. Ситуация, конечно, очень сложная, но пока нам удалось не пропустить ни одной службы, а для монастыря это очень важно".
Все службы уже больше года проходят в подвале
Ночные рейсы
Раньше на территории обители выращивали зелень, фрукты и овощи, держали куриц, гусей, скотину. Приход полностью себя обеспечивал. От былых сельхоздостижений осталась лишь скважина — огороды сожжены, животные погибли. А источником воды пользуется все село.
"Электричество получаем от генератора, поэтому экономим, — продолжает Лаврентий. — Свет зажигаем, когда идут службы. В остальное время молимся и работаем при свечах".
Архимандрит Лаврентий про обстановку в монастыре
Выручают волонтеры. Гуманитарку собирают по всей России и завозят в темное время суток на легковушках или "буханках". Более крупный транспорт слишком заметен — легкая мишень для вражеских беспилотников и минометов.
Очередная партия продуктов и медикаментов поступила из Ямала как раз накануне Пасхи. Об этом по сарафанному радио узнало все местное население. Едва рассвело, к обители с тележками потянулись пенсионеры (почти вся молодежь давно уехала). Такое "путешествие" легко может закончиться гибелью или тяжелым ранением, однако других вариантов нет. Приходится рисковать.
Жители получают гуманитарку в монастыре
"Адресно гуманитарную помощь никто не развозит, — объясняет инвалид второй группы Василий. — Слишком опасно. Раз или два в месяц все привозят в монастырь, а забираем оттуда сами. Спасибо и на этом. Тем более есть лишний повод зайти помолиться. Я от религии был очень далек, но теперь всегда готов отстоять трехчасовую службу".
Люди действительно сначала заходят в храм. После заутрени монахи раздают коробки с продуктами и сразу же начинают готовиться к вечерней службе. График молитв, особенно в Пасхальную неделю, плотный.
Литургия в монастыре
Невосполнимые потери
Из Никольского уехали и многие священнослужители. Благодаря усилиям Зосимы в обители было уже два монастыря: Свято-Успенский Никольский женский и Свято-Успенский Васильевский мужской. Успенский собор, богадельня, паломнический домик, пекарня, трапезная — более 300 послушников.
"Сейчас осталось 30 мужчин и 30 женщин, — говорит монахиня Пелагия. Она в монастыре уже 16 лет. — Военные постоянно предлагают уехать, и большинству есть куда податься. Лично у меня родители живут в Донецке, но бросить братьев и сестер, родную обитель я не могу. Даже под угрозой смерти".
Стены Успенского собора
За год монастырь потерял шесть человек убитыми. Последний смертельный обстрел случился 31 января. ВСУ ударили пятью ракетами HIMARS по паломническому домику, в подвале которого находилось несколько десятков монахинь. Одна погибла. Спустя несколько часов накрыли чешскими Vampire.
"Убило батюшку, причем осколок залетел аж на цокольный этаж, — вздыхает послушник Сергий. — А за две недели до этого погиб наш водитель Юрий. Он давно мог спокойно уехать и жить в безопасности, но оставался в монастыре, возил из Донецка продукты и лекарства".
Монах рассказывает про обстрел HIMARS
Свет Божий
Хоронили погибших глубокой ночью. А ведь ни военных, ни других силовиков в обители нет. И ВСУ это прекрасно известно.
Если священнослужители связывают обстрелы с фигурой Зосима, то бойцы объясняют это огромным количеством наемников в рядах украинской армии. "Приехали сюда как на сафари, — говорит пулеметчик из Донецка с позывным Дэн. — Им глубоко наплевать, в кого стрелять: в нас, мирных или монахов. Лишь бы убивать".
Могилы убитых монахов
Несмотря на сложную обстановку и туманное будущее, Лаврентий и оставшиеся прихожане уезжать никуда не собираются. Надеются на хорошее.
"В мирное время мы слишком увлекаемся материальным, — священник даже в этой ситуации старается найти плюсы. — Когда же все рушится, волей-неволей обращаешься к Господу. И жизнь продолжается. В подвальном храме мы не видим солнечного света, но свет Божий делает так, что на душе становится спокойно".
Защиту в монастыре обрели не только люди, но и животные. С монахами живут несколько десятков собак и кошек. Почти всех бросили хозяева. Одни ранены осколками, другие больны и истощены. Если вы хотите помочь им или забрать к себе, можете перейти по этой ссылке и связаться с координаторами.
© РИА Новости / Михаил КевхиевМонахиня Анисия и раненый кот Бумер
© РИА Новости / Михаил КевхиевВ монастыре живут брошенные кошки и собаки
08:00 02.05.2023
(обновлено: 11:48 02.05.2023)