Рейтинг@Mail.ru
Удивительная история Дома моделей на Кузнецком. Как создавался стиль в СССР - РИА Новости, 08.03.2023
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Экспонаты выставки Дом моделей. Индустрия образов в Музее Москвы

Удивительная история Дома моделей на Кузнецком.

Как создавалась мода в СССР
Ольга Распопова

Сто лет назад в Москве на Кузнецком Мосту открылось Ателье мод, превратившееся позднее в Общесоюзный дом моделей одежды. В ОДМО не только одевали генсеков или первых леди, но и консультировали обычных граждан, обеспечивали лекалами фабрики и готовили дефиле от-кутюр в Париже и Штатах. О людях, которые определяли облик всей страны, оставаясь за кадром, о секретах фешен-кухни и загадочно пропавшей библиотеке — в материале РИА Новости.

Шестьдесят Диоров
Элегантный особняк, пусть и опустевший, все равно выделяется на одной из самых красивых улиц Москвы. О громком прошлом напоминает лишь неброская потемневшая табличка: "Дом моделей. Кузнецкий Мост". А когда-то рано утром в огромных окнах загорался свет, в витринах наряжали манекены, беспрестанно хлопала массивная дверь. Тут работали самые элегантные люди столицы. Приезжали вовремя: суровая дама на входе отмечала опоздавших даже на пару минут, вспоминает ведущий искусствовед ОДМО Алла Щипакина.
Дизайнеры за работой над созданием нового образа женского платья. Общесоюзный Дом моделей одежды на Кузнецком мосту в Москве, 1961 год
Дизайнеры за работой над созданием нового образа женского платья. Общесоюзный дом моделей одежды на Кузнецком Мосту в Москве, 1961 год
Сейчас правильнее было бы назвать это учреждение "Всесоюзным институтом моды и стиля": слово "модель" тогда употребляли преимущественно по отношению к одежде.
Еще в 1944-м власти решили, что народ после войны надо переодевать: победители должны смотреться достойно. Так возникла система Домов моделей (не путать с Домами моды, которые появились позже и выполняли функцию ателье). "К 1949-му таких учреждений было уже 12, и располагались они в крупных городах — Ленинград, Новосибирск, Горький, Минск, Рига", — пишет культуролог Мэган Виртанен в книге "Советская мода". В центре системы — московский, получивший определение "Общесоюзный".
Художники-модельеры Общесоюзного Дома моделей одежды на Кузнецком мосту в Москве, 1961 год
Художники-модельеры Общесоюзного дома моделей одежды на Кузнецком Мосту в Москве, 1961 год
Региональные Дома разрабатывали образцы (но не шили) для своих фабрик с учетом местных особенностей и климатических условий. Так, в Барнауле не очень любили столичные модели, поскольку они жали в плечах, указывает Виртанен.
Москва задавала тренды в стране и мире. Вера Аралова придумала красные сапоги на молнии, покорившие Париж, а затем и всю Европу. На международных дефиле аплодировали платью "Россия" Татьяны Осьмеркиной и, конечно, восхищались ситцами Славы Зайцева.
При этом с коллекциями художники по миру не гастролировали, даже эскизы обычно не подписывали. В общем, были засекречены для иностранцев почти как физики-ядерщики. "У нас тут не один, а шестьдесят Диоров", — отшутился директор ОДМО Виктор Ягловский в ответ на хвалебную статью зарубежных журналистов о Зайцеве.
© РИА Новости / Борис Кауфман | Перейти в медиабанк

Художественный руководитель экспериментально-технического цеха Общесоюзного дома моделей одежды на Кузнецком Мосту, художник-модельер Вячеслав Зайцев работает над созданием новой модели, 1971 год

Художественный руководитель экспериментально-технического цеха Общесоюзного Дома Моделей одежды на Кузнецком мосту, художник-модельер Вячеслав Зайцев работает над созданием новой модели, 1971 год

Художественный руководитель экспериментально-технического цеха Общесоюзного дома моделей одежды на Кузнецком Мосту, художник-модельер Вячеслав Зайцев работает над созданием новой модели, 1971 год

© РИА Новости / Мирослав Муразов | Перейти в медиабанк

Художник-модельер Вячеслав Зайцев с эскизами в руках

Художник-модельер Вячеслав Зайцев с эскизами в руках

Художник-модельер Вячеслав Зайцев с эскизами в руках

© РИА Новости / Борис Кауфман | Перейти в медиабанк

Художественный руководитель экспериментально-технического цеха Общесоюзного дома моделей одежды на Кузнецком Мосту, художник-модельер Вячеслав Зайцев, 1971 год

Художественный руководитель экспериментально-технического цеха Общесоюзного Дома Моделей одежды на Кузнецком мосту, художник-модельер Вячеслав Зайцев, 1971 год

Художественный руководитель экспериментально-технического цеха Общесоюзного дома моделей одежды на Кузнецком Мосту, художник-модельер Вячеслав Зайцев, 1971 год

1.

Художественный руководитель экспериментально-технического цеха Общесоюзного дома моделей одежды на Кузнецком Мосту, художник-модельер Вячеслав Зайцев работает над созданием новой модели, 1971 год

2.

Художник-модельер Вячеслав Зайцев с эскизами в руках

3.

Художественный руководитель экспериментально-технического цеха Общесоюзного дома моделей одежды на Кузнецком Мосту, художник-модельер Вячеслав Зайцев, 1971 год

Моду — народу
Основной задачей ОДМО было то, что сейчас называется массмаркет, а тогда — "промышленное направление": создание повседневной, спортивной и рабочей одежды. Например, тут разрабатывали школьную форму.
Про цех легкого платья, отвечавший за вещи для массового изготовления, шутили, что он самый сложный. Там звучало как мантра: "внедрение — ГОСТ — норма расхода ткани". Эскизы авторам нужно было защитить перед представителями Минлегпрома.
Чиновники, как правило, жестко критиковали: пуговиц таких нет, вышивка дорогая, манжеты уберите, объясняет Щипакина. "Фабрики были заинтересованы в простоте, чтобы легче выполнять план. Норматив пошива ситцевого платья с отделкой — 20 минут, а обычного — 12", — уточняет Виртанен.
Получалось как в меме "ожидание — реальность": от первоначальной идеи иногда не оставалось ничего, потому что на производстве ее "адаптировали". Говорят, однажды Зайцев не узнал свою модель пальто в магазине, а впечатлительная дама-конструктор и вовсе упала в обморок, увидев, что сотворили с ее костюмом.
При этом зарплата зависела от "внедрения", так что нередко шли на компромисс. В ОДМО научились создавать шедевры из подручных материалов. Например, задолго до Запада освоили апсайкл: Светлана Качарава делала пиджаки из платков, Ирина Крутикова кроила невероятные шубы из мехового лоскута.
Модельер меха Ирина Крутикова со своими моделями после показа коллекции на VI Неделе высокой моды
Модельер меха Ирина Крутикова со своими моделями после показа коллекции на VI Неделе высокой моды
Показы
"Брюки превращаются…" Знаменитая сцена из "Бриллиантовой руки" — типичный показ ОДМО. Во-первых, важна функциональность моделей: хороша та куртка, что трансформируется в жилетку. Во-вторых, манекенщицы играют обычных людей, а не просто вышагивают по подиуму, как сейчас. Наконец, искусствовед комментирует все в микрофон.
"Посетить дефиле, которые проводили ежедневно и обычно три раза в день, мог любой желающий, купив за пять рублей билет. Как и получить консультацию по стилю", — рассказывает Ксения Гусева, куратор новой выставки "Дом моделей. Индустрия образов" в Музее Москвы.
Посетители выставки Дом моделей. Индустрия образов в Музее Москвы
Посетители выставки "Дом моделей. Индустрия образов" в Музее Москвы
Были и выездные показы — на фабрики, в колхозы: так "пропагандировали моду". Каждый год к 8 Марта ОДМО устраивал большое мероприятие в Доме кино.
Путешествовали и за границу. Первый выезд Общесоюзного дома моделей за пределы СССР состоялся в 1953 году — в Прагу. Невероятный успех был в 1959-м в Нью-Йорке, в 1962-м — в Париже.
© РИА Новости / Борис Кауфман | Перейти в медиабанк

Демисезонное пальто из мягкой светлой ткани, украшенное шалью с ярким орнаментом. Автор модели — Вячеслав Зайцев

Демисезонное пальто. Автор модели Вячеслав Зайцев

Демисезонное пальто из мягкой светлой ткани, украшенное шалью с ярким орнаментом. Автор модели — Вячеслав Зайцев

© РИА Новости / Борис Кауфман | Перейти в медиабанк

Мужская шуба из меха степного волка с большим шалевым воротником. Женская шуба из меха рыжей лисы. Автор модели — Вячеслав Зайцев. Общесоюзный дом моделей одежды

Мужская и женская шубы

Мужская шуба из меха степного волка с большим шалевым воротником. Женская шуба из меха рыжей лисы. Автор модели — Вячеслав Зайцев. Общесоюзный дом моделей одежды

© РИА Новости / Борис Кауфман | Перейти в медиабанк

Пальто свободного покроя спортивного стиля. Автор модели — Вячеслав Зайцев. Общесоюзный дом моделей одежды

Пальто свободного покроя спортивного стиля. Автор модели Вячеслав Зайцев. 1976 год

Пальто свободного покроя спортивного стиля. Автор модели — Вячеслав Зайцев. Общесоюзный дом моделей одежды

1.

Демисезонное пальто из мягкой светлой ткани, украшенное шалью с ярким орнаментом. Автор модели — Вячеслав Зайцев

2.

Мужская шуба из меха степного волка с большим шалевым воротником. Женская шуба из меха рыжей лисы. Автор модели — Вячеслав Зайцев. Общесоюзный дом моделей одежды

3.

Пальто свободного покроя спортивного стиля. Автор модели — Вячеслав Зайцев. Общесоюзный дом моделей одежды

Демонстраторы
Профессия модели в СССР отсутствовала, были демонстраторы одежды, объясняет Щипакина. Работа не считалась завидной, оклад — чуть больше, чем у уборщицы: до 80 рублей с надбавками. Хотя из бонусов — перед зарубежными командировками пускали закупиться в легендарной "двухсотой" секции ГУМа.
Манекенщицы Дома моды на Кузнецком мосту
Манекенщицы Дома моды на Кузнецком Мосту
А еще наши манекенщицы сами красились и причесывались на показы, что восхищало иностранных коллег.
В ОДМО начинали карьеру, например, Татьяна Михалкова, Оксана Фандера. Звездой была Регина Збарская, которую называли советской Софи Лорен и "самым красивым оружием Кремля".
© РИА Новости / Александр Макаров | Перейти в медиабанк

Коллекция одежды из русских мехов 1965 года. Шуба из каракульчи с норковым воротником демонстрирует Регина Збарская

Коллекция одежды из русских мехов 1965 года.  Шуба из каракульчи с норковым воротником демонстрирует Регина Збарская

Коллекция одежды из русских мехов 1965 года. Шуба из каракульчи с норковым воротником демонстрирует Регина Збарская

© РИА Новости / Абрам Штеренберг | Перейти в медиабанк

Манекенщица Регина Збарская (Колесникова). Общесоюзный дом моделей, 1962 год

Манекенщица Регина Збарская (Колесникова). Общесоюзный Дом моделей, 1962 год

Манекенщица Регина Збарская (Колесникова). Общесоюзный дом моделей, 1962 год

© РИА Новости / Борис Кауфман | Перейти в медиабанк

Художник-модельер Вячеслав Михайлович Зайцев и знаменитая манекенщица Регина Збарская

Художник-модельер Вячеслав Михайлович Зайцев и манекенщица Регина Збарская

Художник-модельер Вячеслав Михайлович Зайцев и знаменитая манекенщица Регина Збарская

1.

Коллекция одежды из русских мехов 1965 года. Шуба из каракульчи с норковым воротником демонстрирует Регина Збарская

2.

Манекенщица Регина Збарская (Колесникова). Общесоюзный дом моделей, 1962 год

3.

Художник-модельер Вячеслав Михайлович Зайцев и знаменитая манекенщица Регина Збарская

И все же работали на Кузнецком не только хрупкие молодые девушки — ведь требовалось одеть всех женщин Союза. Так что понятие diversity, о котором теперь столько говорят в фешен-индустрии, у нас было давно. На подиум, или "язык", выходили и пожилые, и полные. Например, Валентина Яшина до 65 лет представляла наряды для старшего возраста.
Манекенщик Лев Анисимов посвятил ОДМО более 30 лет. Чтобы выжить на небольшую зарплату, тайно шил джинсы, помогал организовывать показы.
Дом моделей одежды на Кузнецком мосту
Дом моделей одежды на Кузнецком Мосту
Клиенты
В коридорах ОДМО вполне могли пересечься космонавт (Светлана Савицкая), министр (Екатерина Фурцева) и певица (Клавдия Шульженко). По максимуму учреждение использовала Раиса Горбачева: шубы для самой модной первой леди СССР шила Ирина Крутикова, другую одежду — Тамара Мокеева.
Настоящий денди Александр Игманд, которого называли "советским Карденом", отвечал за гардероб Брежнева. Весьма успешно: так появился первый по-европейски стильно одетый лидер Советов.
© AP Photo

Президент США Джеральд Форд и генеральный секретарь ЦК КПСС Леонид Ильич Брежнев во время встречи во Владивостоке, 1974 год

Президент США Джеральд Форд и Генеральный секретарь ЦК КПСС Леонид Ильич Брежнев во время встречи во Владивостоке. 1974 год

Президент США Джеральд Форд и генеральный секретарь ЦК КПСС Леонид Ильич Брежнев во время встречи во Владивостоке, 1974 год

© РИА Новости / Владимир Мусаэльян | Перейти в медиабанк

Леонид Ильич Брежнев, генеральный секретарь ЦК КПСС

Леонид Ильич Брежнев, Генеральный секретарь ЦК КПСС

Леонид Ильич Брежнев, генеральный секретарь ЦК КПСС

© Фото : Keystone/Getty Images

Леонид Брежнев с канцлером Германии Вилли Брандтом и его супругой Рут, 1973 год

Леонид Брежнев с канцлером Германии Вилли Брандтом и его супругой Рут

Леонид Брежнев с канцлером Германии Вилли Брандтом и его супругой Рут, 1973 год

1.

Президент США Джеральд Форд и генеральный секретарь ЦК КПСС Леонид Ильич Брежнев во время встречи во Владивостоке, 1974 год

2.

Леонид Ильич Брежнев, генеральный секретарь ЦК КПСС

3.

Леонид Брежнев с канцлером Германии Вилли Брандтом и его супругой Рут, 1973 год

При этом надбавок за Леонида Ильича не полагалось. Если, конечно, не считать клубнику из Крыма или дичь из Завидово, которыми генсек иногда одаривал любимого портного.
Тайна библиотеки
На первом этаже, где продавались журналы ОДМО, всегда стояла очередь. Ведь внутри — не просто красивые картинки, но и выкройки. "Авторство не скрывали. Покупатель знал, чья это модель: Зайцева, Галины Гагариной, Тамары Файдель, — объясняет Гусева. — На выставке мы сшили несколько вещей, чтобы проверить, сложно ли. Легко!"
Посетительница выставки Дом моделей. Индустрия образов в Музее Москвы у платья от модельера Вячеслава Зайцева
Посетительница выставки "Дом моделей. Индустрия образов" в Музее Москвы у платья от модельера Вячеслава Зайцева
А еще на Кузнецком работала библиотека, куда из-за рубежа приходили свежие выпуски Vogue, Elle, Harper’s Bazaar. Так что в Доме всегда были в курсе новейших тенденций. Правда, после закрытия ОДМО бесценные архивы исчезли, а вещи из коллекций распродали.
© Антон Денисов | Перейти в медиабанк

Посетительница выставки "Дом моделей. Индустрия образов" в Музее Москвы делает фото

Посетительница выставки Дом моделей. Индустрия образов в Музее Москвы

Посетительница выставки "Дом моделей. Индустрия образов" в Музее Москвы делает фото

© РИА Новости / Антон Денисов | Перейти в медиабанк

Выставка посвящена столетию первого Ателье мод и знакомит с историей и структурой главных в стране Домов моделей

Посетители выставки Дом моделей. Индустрия образов в Музее Москвы

Выставка посвящена столетию первого Ателье мод и знакомит с историей и структурой главных в стране Домов моделей

© Антон Денисов | Перейти в медиабанк

Посетительница выставки "Дом моделей. Индустрия образов" в Музее Москвы

Посетительница выставки Дом моделей. Индустрия образов в Музее Москвы

Посетительница выставки "Дом моделей. Индустрия образов" в Музее Москвы

1.

Посетительница выставки "Дом моделей. Индустрия образов" в Музее Москвы делает фото

2.

Выставка посвящена столетию первого Ателье мод и знакомит с историей и структурой главных в стране Домов моделей

3.

Посетительница выставки "Дом моделей. Индустрия образов" в Музее Москвы

"Мы фактически остались без истории. Но хорошо, что есть такие проекты", — говорит Щипакина. В Музей Москвы привезли работы Лины Телегиной, поразившей Ива Сен-Лорана, раритетные ткани с фабрики "Красная Роза", специально созданную реконструкцию платья "Россия" Татьяны Осмеркиной — и еще много всего.
И кто знает, может, когда-нибудь в доме с табличкой на Кузнецком появится музей. Посвященный людям, создавшим советскую моду.
"Дом моделей. Индустрия образов", Музей Москвы — до 18 июня.
Посетительница выставки Дом моделей. Индустрия образов в Музее Москвы
Посетительница выставки "Дом моделей. Индустрия образов" в Музее Москвы
 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Обсуждения
Заголовок открываемого материала