Рейтинг@Mail.ru
"Охотятся за властями". Что происходит в прифронтовой зоне Запорожья - РИА Новости, 17.10.2022
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Военнослужащий РФ возле пункта пропуска Васильевка на границе Запорожской области

"Охотятся за властями".

Что происходит в прифронтовой зоне Запорожья
Виктор Званцев

На въезде в Васильевку (Запорожская область) — десятки машин. Здесь единственный в регионе КПП с Украиной. Беженцы с обеих сторон сутками не могут пересечь границу из-за долгих проверок. Ситуацию осложняют диверсанты. О том, что творится в городе, — в репортаже РИА Новости.

Донецкий опер
Утром в кабинете начальника отдела полиции Васильевского района Александра Крылова многолюдно: оперативники докладывают об обстановке, следователи приносят протоколы допросов.
Атмосфера военная: на столе пистолет, в углу — автомат Калашникова, на стене — ориентировки на беглых азовцев и агентов СБУ. Слышна канонада. До украинских позиций около десяти километров.
"Пока не воссозданы все органы власти, нам приходится и ловить ДРГ, и делить имущество между разведенными супругами, — говорит Крылов. — Сейчас вот выписываю пенсионеру разрешение на управление автомобилем. Прежняя доверенность хоть и просрочена, но есть все печати и водяные знаки. Скорее всего, эту старую "Волгу" он не угнал, а купил".
У полицейского большой опыт. В донецком угрозыске он ловил маньяков и карманников, разрабатывал крупные ОПГ и разоблачал коррупционеров. В отставку вышел в звании полковника. После Майдана остался в Донбассе.
"Долгие годы люди с большими звездами на погонах кормили нас завтраками, что Россия вот-вот придет, — вспоминает Александр. — Но со временем руки опустились. Устроился главой службы безопасности в крупную фирму с головным офисом в "Москва-Сити". Вроде бы сиди и не дергайся. Тем не менее, когда в феврале наконец позвонили, сразу согласился ехать. С тех пор совмещаю оперскую службу с военной".
Пока он слушает доклады и подписывает документы, заместителю сообщают: только что в придорожной лесопосадке опергруппа обнаружила РПГ "Муха". Оружие взведено и готово к стрельбе.

"Сначала подумали, что это пустой тубус, — объясняют оперативники. Присмотревшись, увидели: чека и предохранитель сняты. Вероятно, диверсанты хотели отработать по трассе или заправке в ста метрах. Однако что-то не сложилось".

Вызвали саперов. Те аккуратно перемещают ствол в небольшую яму и крепят две 200-граммовые тротиловые шашки: одну к боевой части, другую к двигателю. Отходят на безопасное расстояние и нажимают на детонатор.
На такие сюрпризы натыкаются регулярно. И не всегда успевают обезвредить. Пару недель назад десятилетний мальчик нашел в лесу неразорвавшийся кассетный боеприпас. От прикосновения тот сдетонировал. Ребенок и его пятилетняя сестра погибли на месте, дедушка получил серьезные ранения.
Взрыв РПГ
"Много проблем"
Васильевка — на берегу Каховского водохранилища. Отсюда прямой путь на Энергодар, Мелитополь и в Крым. Также рядом автомобильная трасса Москва — Симферополь и железная дорога.
Город постоянно бомбят. Периодически ВСУ прощупывают оборону — небольшими тактическими группами численностью до роты и речными десантами. Их встречают заминированный берег и секреты с пулеметами.
По словам военных, на этот участок фронта украинское командование подтягивает резервы, в том числе с западными наемниками. Разведка это фиксирует и сообщает в штаб. Дальше в дело вступает артиллерия.
"Чем больше работает наша арта, тем слабее сопротивление, — отмечает Крылов. — Те стараются бить по складам с зерном и другим продовольственным объектам. На днях "Хаймарсы" уничтожили две крупнейшие в регионе свинофермы с шестью тысячами животных".
Александр Крылов рассказывает об обстрелах складов с продовольствием
Обстрелы — не единственная проблема. Хотя в Запорожской области, если сравнивать с Донбассом, относительно тихо, тут много диверсантов.
"На представителей власти идет настоящая охота, — говорит полицейский. — Сейчас в ИВС сидит гражданин, пытавшийся взорвать отдел полиции и главу администрации. И мы проверяем любую информацию о подозрительных людях, которые, например, фотографируют военные колонны. Разумеется, не все из них террористы, но осторожность нужна".
Поврежденный в результате обстрела ВСУ жилой многоквартирный дом в городе Васильевка Запорожской области
Поврежденная снарядом стена жилого дома, Васильевка
Иногда операм просто везет: на днях в Мелитополе четверо диверсантов отмечали успешную акцию. Допились до того, что принялись орать: "Слава Украине!" Соседи вызвали полицию.
В ДРГ — как местные, так и засланные с Украины. По всему региону находят схроны с оружием.

"Еще одна головная боль — огромное количество неучтенных стволов, — добавляют в полиции. — В марте ВСУ пригнали в Васильевку несколько грузовиков с калашами, гранатами, РПГ и даже минометами. Раздавали всем подряд. Мы, конечно, выявляем владельцев, но пока их слишком много".

Поврежденный в результате обстрела ВСУ жилой многоквартирный дом в городе Васильевка Запорожской области
Многоквартирный дом и детская площадка в Васильевке после обстрелов
Серая зона
Расставленные змейкой бетонные заграждения, ежи, укрепленные мешками с песком доты, десятки вооруженных людей в балаклавах — чем ближе к КПП, тем сильнее охрана.

"После досмотра на наших постах беженцы оказываются в так называемой серой зоне, — рассказывает сотрудник спецслужб. — Это прямая дорога, два с лишним километра, которая никем не контролируется. ВСУ периодически закидывают туда мины. Особенно когда колонны идут с их территории. Ведь эти люди для украинских властей теперь сепаратисты".

Простреливаемый участок гражданские стараются проскочить максимально быстро. В безопасности чувствуют себя у первого российского поста — его вэсэушники пока не трогают.
"Я ездил к дочери и внукам в Запорожье, — говорит 76-летний пенсионер из Мелитополя Григорий. — Обстановка там напряженная. Многие хотят уехать, но их не выпускают. Я и сам документы подал еще 5 сентября, а добрался только сейчас, 11 октября. На той стороне многокилометровая очередь — проходят всего пять-десять машин в сутки".
Григорий рассказывает, как выезжал с Украины
Долго ждал и Дмитрий, который в конце апреля эвакуировался в Запорожье из Северодонецка (ЛНР). В августе, когда бои за луганский город стихли, решил вернуться.

"Лишь в середине сентября позвонили и сообщили, что границу можно пересечь 28-го числа. Мы прибыли точно в срок и еще две недели провели в машине возле КПП. Были это бюрократические проволочки или чей-то злой умысел, не знаю. Но натерпелись такого, что не пожелаешь и врагу".

Поделиться подробностями не хочет. Как и остальные беженцы, просит не показывать лицо — боится за оставшихся на той стороне родителей.
"Я тоже возвращаюсь домой, — говорит жительница Донбасса Марина. — На Украине провела несколько месяцев. Помощи от государства практически нет, с работой плохо, сидеть на шее у детей не хочется. Надеюсь, до холодов успею наладить быт в родном Лисичанске".
Марина ездила на Украину к родным
Обратная сторона
Возле одной из автозаправок на въезде в Васильевку со стороны Мелитополя — десятки машин. Чтобы согреться и приготовить еду, водители и пассажиры жгут костры в соседней лесопосадке. Моются и стирают вещи в ближайшем общежитии, спят в автомобилях. Это те, кто направляются на Украину.

"Я из Херсона, родные — в Запорожье, — объясняет пенсионер Виктор. — Здесь мы уже несколько дней. Если раньше пропускали целые колонны, то теперь либо пару машин, либо вообще никого. Что делать — не знаю".

Другая херсонская беженка, Алина, едет вместе с 15-летней дочерью, которую несколько месяцев назад ранило в голову осколком. Врачи спасли ей жизнь, но остался полукруглый шрам на щеке.
"В Херсоне нет медиков, способных провести еще одну операцию, — утверждает Алина. — Потому мы и направляемся в Запорожье. На КПП с конца сентября. Застряли. Деньги кончаются, на улице холодает. Как быть дальше, непонятно".
Беженцы из Херсона
Местные власти объясняют трудности тем, что с 1 октября ввели специальные пропуска, которые оформляются через интернет. Рассматривают заявки несколько дней.
"Об этом предупреждали. Но люди понадеялись на авось, — говорит один из сотрудников спецслужб. — Мол, сейчас приедем, дадим кому-нибудь на лапу — а у многих на руках наличные от продажи недвижимости — и проскочим. Не получилось. Тут оформить электронный пропуск из-за плохого качества мобильного интернета довольно тяжело".
Если же все документы есть, то российские пограничники "пропускают беспрепятственно — в отличие от украинских коллег".
Автомобили в очереди у контрольно-пропускного пункта Васильевка в Запорожской области
Автомобили в районе КПП "Васильевка" на границе Запорожской области
 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Обсуждения
Заголовок открываемого материала