Рейтинг@Mail.ru
Секрет фильма: почему "Летят журавли" — особенное военное кино - РИА Новости, 12.10.2022
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Кадр из фильма Летят журавли

Секрет фильма:

почему "Летят журавли" — особенное военное кино
Татьяна Рыжкова
Шестьдесят пять лет назад в мировой прокат вышел фильм "Летят журавли" — лента о войне, навсегда изменившая советское искусство. В 1958-м она стала первой и единственной отечественной кинокартиной, получившей главный приз Каннского кинофестиваля — "Золотую пальмовую ветвь". Композиторы, актеры, исследователи и художники рассказали РИА Новости, что сделало работу Михаила Калатозова вневременным шедевром и общечеловеческой историей.
Сценарий: не о войне, а о человеке
"Летят журавли" — кино в первую очередь о любви: история советской девушки Вероники, чей жених Борис погибает на фронте, а она сама вынуждена выйти замуж за нелюбимого. В основу сценария легла пьеса "Вечно живые" фронтовика Виктора Розова, написанная в 1943-м.
"Это произведение построено на идеализме: любовь — одна и навсегда, на фронт — только добровольцем, работа — ради людей, а не ради званий, не воевал — тыловая крыса, — замечает Артем Кашуба, исследователь текстов, журналист. — Резко, но такое было время".
Кадр из фильма Летят журавли
Кадр из фильма "Летят журавли"
Подобное видение, по его словам, встречается в русской классике: в драме "Гроза" Александра Островского и романе Льва Толстого "Война и мир".

"Но фильм Михаила Калатозова усложнил пьесу через символы, — говорит эксперт. — Клин журавлей — надежда и будущее, гибель Бориса в березовом лесу — смерть в родных стенах, уничтожение чести Вероники показано через треск осколков стекла и разрывы снарядов".

Алексей Баталов в фильме Летят журавли
Алексей Баталов в роли Бориса, фильм "Летят журавли"
Героиня Татьяны Самойловой перевернула понимание роли женщины в Великой Отечественной.

"Ее образ сочетает хрупкую, почти аристократическую девушку с русской "белкой", способной пойти сквозь танки и вырвать мальчишку из-под колес автомобиля, — отмечает Кашуба. — Она резко отличалась от клишированных типажей советских женщин 1930-40-х".

Кадр из фильма Летят журавли
Кадр из фильма "Летят журавли". Татьяна Самойлова в роли Вероники
По мнению Андрея Лямзина — автора монографий о советском военном кино, доцента Уральского федерального университета, авторы фильма смогли рассказать историю не советскую, а общечеловеческую — и в этом главный секрет сценария.

"Если бы не фон кремлевских башен, было бы совершенно неясно, в какой стране это все происходит, — рассуждает он. — Герои выглядят и ведут себя так, как влюбленные в любой другой точке мира. История универсальная, поэтому она произвела глубокое впечатление на европейского зрителя".

Кадр из фильма Летят журавли
Кадр из фильма "Летят журавли". Режиссер — Михаил Калатозов
Картина по-новому изображала и войну: без культивирования ненависти к врагу, что было тогда удивительно. Ведь прошло всего десять лет после окончания боевых действий. Последних пленных вернули на родину за два года до выхода киноленты.

"Фильм несет в себе мощный гуманистический посыл, — подчеркивает Лямзин. — Война в нем — главное зло. Не враг, а именно война. Противник представлен безлично — бомбами, снарядами, пулями и брошенной немецкой пушкой".

Кадр из фильма Летят журавли
Последствия войны, изображенные в фильме "Летят журавли"
Сражений с захватчиками там нет, добавляет Артем Кашуба. Вместо них — борьба за жизнь, за чудо, поиск ответа на вопрос: как существовать дальше?

"Нам показывают главную войну человечества — внутреннюю, — полагает эксперт. — Она страшнее той, что сопровождается выстрелами и ранениями".

Татьяна Самойлова и Екатерина Куприянова в фильме Летят журавли
Татьяна Самойлова и Екатерина Куприянова в фильме "Летят журавли"
Операторская работа: крупные планы и сопричастность
Оператора "Журавлей" Сергея Урусевского отметили в Каннах специальным призом.

"В советском кино упор был на намеренную театральность, — говорит Евгения Стерлягова, художник, куратор, исследовательница визуальной культуры. — Калатозов и Урусевский сделали акцент на выразительный визуал. Они переосмыслили авангард 1920-х — "Шинель" Григория Козинцева и Леонида Трауберга, "Стачку" Сергея Эйзенштейна".

Кадр из фильма Летят журавли
Сергей Урусевский придумал и впервые сконструировал круговые операторские рельсы специально для съемок фильма "Летят журавли"
Урусевский снимал на широкоугольный объектив, использовал динамическую и ракурсную съемку, световой грим.

"Это позволило объемно передать эмоции, переживания, сложные состояния персонажей, — поясняет эксперт. — Урусевский считал, что "оператор должен играть с актерами". Он сокращает дистанцию, работает крупными планами — поэтому мы, зрители, чувствуем близость и сопричастность".

Татьяна Самойлова в роли Вероники в фильме Летят журавли
Татьяна Самойлова в роли Вероники в фильме "Летят журавли"
Для некоторых сцен построили декорации, позволявшие нестандартно крепить камеру, чтобы усилить динамику кадра. Даже в XXI веке приемы Урусевского удивляют и зрителей, и критиков, и коллег по цеху, а 65 лет назад в Каннах это была сенсация.
Александр Шворин в роли Марка в фильме Летят журавли
Александр Шворин в роли Марка в фильме "Летят журавли"
Оператор создавал многослойные композиции: делал кадр, вставлял ту же пленку в камеру и снимал следующий слой. Впервые в истории кинематографа применил круговые операторские рельсы — в сцене гибели Бориса.
Алексей Баталов в роли Бориса на съемках фильма Летят журавли
Алексей Баталов (справа) в роли Бориса на съемках фильма "Летят журавли"
Легендой стала сцена пробежки героя по лестнице: для нее установили столб, на котором Урусевского с камерой поднимали вверх по спирали с помощью веревок. В эпизоде, когда персонаж Баталова несет на себе раненого солдата, осветители волокли оператора по земле на листе железа. А однажды камеру отдали в руки актрисе — Татьяне Самойловой. Урусевский решил, что так зритель сможет посмотреть на происходящее глазами Вероники.

"Французский режиссер Клод Лелуш случайно стал свидетелем съемки сложных сцен фильма, — рассказывает Стерлягова. — Он и способствовал включению картины в основной конкурс Канн. Итог — это единственная отечественная картина, получившая "Золотую пальмовую ветвь".

Кадр из фильма Летят журавли
Кадр из фильма "Летят журавли", сцена в госпитале
Актерская игра: ни пафоса, ни лишнего взмаха ресниц
Алексей Баталов до этого снялся в кинокартине "Мать" Марка Донского, которая претендовала на "Золотую пальмовую ветвь" Каннского кинофестиваля в 1956-м. Татьяна Самойлова была начинающей актрисой с внешностью, не укладывавшейся в советские стандарты красоты.

"Их игра получилась не по-советски откровенной, — объясняет Анна Зайковская, артистка театра и кино, преподаватель по технике речи и актерскому мастерству. — Баталов и Самойлова "сожгли в огне чувств картонность социалистического реализма" — они работали в технике переживания".

Кадр из фильма Летят журавли
Кадр из фильма "Летят журавли". Киностудия "Мосфильм". В ролях: Вероника — Татьяна Самойлова, Борис — Алексей Баталов
Не имея профессионального опыта, Самойлова проживала каждую сцену сердцем.

"Безукоризненно точно она отрабатывает все крупные планы, нет ни одного лишнего взмаха ресниц, — говорит актриса Александра Попова. — Поражает сдержанность в драматических сценах. Для советского кино было свойственно крупное отыгрывание эмоций. Самойлова уводит все внутрь себя, играет глазами".

Кадр из фильма Летят журавли
Кадр из фильма "Летят журавли", 1957
И только в конце фильма Вероника дает выход слезам, обнимая букет, как своего любимого, который никогда не вернется. Эта сцена сильна еще и тем, что идет на контрасте с общим праздником.
Борис Алексея Баталова — также нетипичный главный герой. У него не так много экранного времени, но он покорил зрителей и стал ярким кинообразом.

"Это как бы "парень из соседнего подъезда", никакого советского пафоса, — замечает Попова. — В нем есть и героический романтизм, и некая бытовая приземленность, и мечтательность, и трепет, который возникает от ощущения несостоявшегося прощания".

Кадр из фильма Летят журавли
Кадр из фильма "Летят журавли", советский черно-белый фильм 1957 года
Музыка: уместная тишина
Написать музыку для военного фильма на самом деле несложно, считает композитор Игорь Яковенко.
Кадр из фильма Летят журавли
Кадр из фильма "Летят журавли"
"Обычно есть тема сражений — что-то воинственное, как правило, в исполнении оркестра, где преобладают медные духовые инструменты, — уточняет он. — Тема противника — что-то зловещее. И тема добра, любви и всепрощения".
Михаил Калатозов сознательно отказался от этого подхода и обратился к Самуилу Вайнбергу, который был не кинокомпозитором, а автором академической музыки. Писал симфонии и оперы.
Актриса Татьяна Самойлова в роли Вероники, Василий Меркурьев в роли отца Бориса в художественном фильме Летят журавли
Актриса Татьяна Самойлова в роли Вероники, Василий Меркурьев в роли отца Бориса в художественном фильме "Летят журавли"
В кино у мелодии прикладной характер, но у Вайнберга получилось самостоятельное произведение искусства. Например, вальс в качестве заглавной темы. Но самая ценная находка — это не музыка, а ее своевременное отсутствие.

"Ключевые сцены лишены звукового сопровождения, — говорит Яковенко. — Когда солдат говорит Веронике, что Борис погиб, перестает играть губная гармошка — наступает абсолютная тишина. И это дает очень мощный эффект".

Кадр из фильма Летят журавли
Фильм "Летят журавли" изменил военный жанр советского кино
Фильм "Летят журавли" прохладно приняли на родине, но в Европе и Америке был огромный успех. Татьяну Самойлову приглашали на съемки в США, девушки на Западе красились "под Веронику".
Наверное, главный секрет Калатозова — это синтез профессионализма и таланта всех участников съемок. И ощущение того, что называют загадочной русской душой.
Кадр из фильма Летят журавли
Кадр из фильма "Летят журавли", герои за столом с самоваром
 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Обсуждения
Заголовок открываемого материала