Рейтинг@Mail.ru
"Специально заразил": откровения женщин, засудивших партнеров за ВИЧ - РИА Новости, 25.07.2022
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Девушка в пустой комнате

"Специально заразил":

откровения женщин, засудивших партнеров за ВИЧ
Анастасия Гнединская
Больше года в Новосибирске тянется нерядовой судебный процесс — местная жительница обвиняет гражданского мужа в том, что он намеренно инфицировал ее ВИЧ. Это одно из немногих дел, которые дошли до суда: большинство потерпевших заявлений не подают, боясь осуждения и огласки. При этом активисты, работающие с носителями вируса, считают, что уголовную статью о заражении нужно упразднить. РИА Новости пообщалось с женщинами, решившими посадить "ВИЧ-террористов", а также с экспертами.
"Не знаю, чем ты больна"
— Не хочу больше с тобой жить.
— Если не со мной, то уже ни с кем.
Этот диалог с гражданским мужем Светлана вспоминает всякий раз, как рассказывает свою историю. Тогда она уже заразилась ВИЧ, но не знала об этом. Передал вирус не случайный партнер — мужчина, с которым она прожила годы. По ее мнению, сделал это сознательно: чтобы привязать к себе. А потом еще долго наблюдал, как она худеет на глазах, изнывает от лихорадки, по ночам плачет в подушку, не понимая, что с ней. Но о своем диагнозе и потенциальной угрозе не сообщил.
Лаборант Научного центра по профилактике и борьбе со СПИДом в Москве проводит исследование биоматериалов на ВИЧ-инфекцию
Лаборант проводит исследование биоматериалов на ВИЧ-инфекцию
Светлане 55, Сергей (имя изменено) на девять лет младше. Познакомились на АЗС: она там работала, он приезжал заправляться. Всегда улыбчивый, обаятельный — так и сошлись. Паре уже больше двадцати лет. Но это если по календарю. А в реальности не провели вместе и половины срока — мужчина часто попадал в колонии за кражи. Последний раз сидел за попытку сбыта наркотиков. Освободившись, приходил с букетом цветов и извинениями. И Светлана прощала.

"Сперва любила, потом жалела, — признается она. — Все думала, вылечу его. Да и нет у меня привычки менять мужчин. За всю жизнь было всего трое".

Светлана считает, что заразилась в 2016-м: незадолго до этого Сергей в очередной раз освободился. Она предложила вместе пройти диспансеризацию — раз в год полное обследование ей положено на работе.
"Он согласился, но в последний момент сослался на то, что ему некогда. Пообещал пройти потом. Через месяц отчитался: всех врачей обошел, все хорошо", — вспоминает потерпевшая.
Еще через полгода Светлана начала терять вес — будто таяла на глазах. Похудела на 12 килограммов. Списывала все на стресс. Скакала и температура: утром нормальная, под вечер на градуснике было уже 40.

"Так сильно я никогда не болела. Глаза горели, с постели не могла встать, до туалета ползла на карачках. А он смотрел на мои мучения и пожимал плечами: "Не знаю, что с тобой происходит".

Значительно позже в СПИД-центре ей объяснили: это была острая фаза ВИЧ-инфекции. После нее примерно через месяц наступает латентный (бессимптомный) период. Так и вышло: "выздоровела" Светлана так же внезапно, как и заболела.
Страшная новость
Если бы не случай, она бы еще долго не догадывалась о диагнозе. В августе 2017-го Сергея опять задержали. Из СИЗО он позвонил и попросил через знакомых узнать, можно ли сделать так, чтобы он отбывал наказание в тюремной больнице.
Медицинский работник производит экспресс-анализ крови в мобильном пункте анонимного экспресс-тестирования на ВИЧ в Екатеринбурге
Медицинский работник производит экспресс-анализ крови в мобильном пункте анонимного тестирования на ВИЧ
"У меня есть приятельница в этой сфере. Она навела справки и выяснила, что у него уже давно ВИЧ", — объясняет пострадавшая.
Светлана тут же побежала сдавать анализы. Результата ждала месяц. Она плохо помнит, как вскрывала конверт в кабинете главврача, как потом дошла до дома.
"Словами не описать, что испытывает человек, услышав, что заражен. Несколько раз я пыталась покончить с собой — подруга вытаскивала. Сейчас стараюсь не думать о болезни. Если начинаю, разбирает апатия и страх".
После постановки диагноза она сразу позвонила в колонию, но Сергей начал убеждать ее не обращаться в полицию. "Освобожусь и докажу, что и сам жертва, что ничего не знал о болезни".
Сотрудник в коридоре Управления Министерства внутренних дел РФ по городу Москве
Сотрудник в одном из отделений полиции
Только спустя год она все же решилась написать заявление. Но чтобы добиться возбуждения уголовного дела, пришлось пройти семь кругов ада.

"В полиции я стала "знаменитостью". Когда меня допрашивали, весь отдел поочередно забегал в кабинет: якобы бумажку какую-то забрать".

В возбуждении дела ей отказывали четыре раза. Добиться начала расследования удалось только после обращения на местное телевидение. Тогда же из колонии пришло подтверждение: еще в 2014-м у Сергея обнаружили ВИЧ. Как и все носители, он расписывался под информированным согласием об уголовной ответственности в случае заражения другого лица.
"Ради манипуляций"
Тридцатого мая 2021-го дело передали в суд. Еще год шел сам процесс. Несколько раз за это время обвиняемый менял показания: то уверял, что, несмотря на подписку, не знал о заражении, то пытался убедить суд, что сообщил Светлане о диагнозе.
Агитационная продукция у мобильного пункта Свердловского областного центра профилактики и лечения ВИЧ-инфекции в Екатеринбурге
Агитационная продукция у мобильного пункта центра профилактики и лечения ВИЧ-инфекции

"И я якобы сказала: ничего страшного, дорогой, я все равно буду заниматься с тобой незащищенным сексом, — иронизирует потерпевшая.

Вину он так и не признал. Но в частной беседе, утверждает Светлана, каялся: не говорил, потому что боялся ее потерять.

"В СПИД-центре мне объяснили: наркозависимые часто заражают партнеров намеренно, чтобы потом манипулировать. После этого женщины либо думают, что больше никому не нужны, и навсегда привязываются к заразившему их партнеру, либо подсаживаются на иглу".

Иногда при расследовании таких дел проводят геномное секвенирование — с помощью ДНК-экспертизы выясняют, являются ли образцы вируса у подозреваемого и потерпевшего родственными. Но в деле Светланы дорогостоящее исследование не потребовалось. Основным доказательствам стала та самая справка о прохождении диспансеризации. "На тот момент я была здорова, а он — уже со статусом. Кроме него, я ни с кем не встречалась", — объясняет женщина.
Лаборант Научного центра по профилактике и борьбе со СПИДом в Москве проводит ПЦР-анализ на ВИЧ-инфекцию
Лаборант Научного центра по профилактике и борьбе со СПИДом в Москве проводит ПЦР-анализ на ВИЧ-инфекцию.
Тридцатого мая огласили приговор: по части 2 статьи 122 УК Сергею дали три с половиной года колонии. Вердикт он обжаловал. Считает, что Светлана его оговорила из ревности, ведь он ушел к другой женщине. Двадцать седьмого июля дело начнут пересматривать в Новосибирском областном суде.
"Сейчас пью по три таблетки ежедневно. Сразу после приема тошнит, глаза стекленеют. Но в полицию пошла, не только чтобы отомстить за себя. Он ведь еще с тремя женщинами "общался". Как иначе его остановить?"
"Хотят разделить участь"
В Уголовном кодексе есть две статьи, посвященные заражению партнера венерическими заболеваниями: 121-я и 122-я. В первой речь идет обо всех инфекциях, передаваемых половым путем, во-второй — исключительно о ВИЧ. Причем уголовное преследование предусмотрено, даже если человек, зная свой диагноз, подверг партнера угрозе, но не передал вирус, — за это можно получить до одного года лишения свободы.
Аптечка анти-вич в Центре крови Федерального медико-биологического агентства (ФМБА) в Москве
"Аптечка антиВИЧ" в Центре крови Федерального медико-биологического агентства (ФМБА) в Москве
Правда, применяют эти статьи редко. В 2021-м за заражение вирусом иммунодефицита осудили 59 человек. Треть из них — женщины. Восемь понесли наказание за инфицирование двух и более партнеров.
Как отмечает руководитель Научного центра по профилактике и борьбе со СПИДом ЦНИИ эпидемиологии Роспотребнадзора Вадим Покровский, случаев намеренного заражения крайне мало. Гораздо чаще встречаются ситуации, когда носители положительного статуса подвергают партнера угрозе инфицирования из-за боязни потерять его.
Руководитель федерального научно-методического центра по профилактике и борьбе со СПИДом при Минздраве РФ академик РАМН Вадим Покровский
Руководитель руководитель Научного центра по профилактике и борьбе со СПИДом ЦНИИ эпидемиологии Роспотребнадзора Вадим Покровский
Но бывает и обратное: женщины заражаются от возлюбленных сознательно, чтобы разделить их участь. "Так называемый комплекс декабристок. Несмотря на разъяснительную работу, такие истории есть", — уточняет академик.
Непосредственно с проявлениями "ВИЧ-терроризма" главный специалист по этому заболеванию в России не сталкивался. Но знает один случай попытки инфицирования из мести.
"Свекровь донимала сноху из-за положительного статуса. Когда первая заболела, вторая решила сдать кровь для обидчицы. Хотела, чтобы мать супруга заразилась и "побывала в ее шкуре", — рассказывает Покровский. — Но так как вся донорская кровь проверяется на ВИЧ, план раскрыли".
Месть за измену
Впрочем, некоторые дела о преднамеренном заражении все же доходят до суда. Например, в 2020-м в Тюмени задержали 31-летнего мужчину, из мести передавшего болезнь сожительнице. Та прервала отношения, ушла к другому, но спустя какое-то время вернулась. После узнала, что у нее ВИЧ. Партнер не стал отрицать: заражение — расплата за измену и прошлые обиды.
Охранный периметр исправительной колонии
Охранный периметр исправительной колонии
В Челябинске в 2018-м к пяти годам колонии приговорили местного электрика, который в интернете познакомился с двумя женщинами и склонил их к незащищенному сексу. При этом презерватив снимал непосредственно во время полового акта.
Вадим Покровский, выступавший в качестве эксперта на таких процессах, замечает: подобные дела сложно расследовать. Главным образом потому, что нельзя доподлинно установить, предупреждал ли человек другого о своей болезни. Расписки при этом обычно не пишут, свидетелей стараются избежать.
Кроме того, непонятно, как с точки зрения Уголовного кодекса трактовать ситуации, когда больной регулярно принимает антиретровирусную терапию. "Ведь в этом случае вирусная нагрузка у него нулевая, он не заразен. Но никто со стопроцентной гарантией не может подтвердить, что те же показатели у обвиняемого были в момент половой близости", — объясняет Покровский.
"Уничтожил все совместные фото"
Пять лет иркутянка Елена С. (имя изменено) добивалась наказания партнера, заразившего ее ВИЧ. Только в ноябре 2021-го его приговорили к двум с половиной годам колонии-поселения.
С Георгием (имя изменено) они познакомились в интернете. Лена работала без выходных в отделе продаж, на личную жизнь времени не оставалось, а детей в 32 года очень хотела. Пострадавшая вспоминает, что мужчина изначально подогревал ее нацеленность на создание семьи: то сделает комплимент, какой прекрасной матерью она станет, то попросит посидеть с его сыном.
Семья на природе
Семья на природе
Когда дошло до первой близости, Елена настаивала на использовании презерватива. Но партнер намекнул: в ее возрасте, учитывая, что репродуктивные возможности женщины не безграничны, предохраняться глупо. "Давил на больное — что у всех моих ровесниц уже по двое детей, говорил, что мечтает о втором сыне".
Примерно через месяц она почувствовала себя плохо — озноб, головная боль. Еще через две недели ее на скорой забрали в больницу. Там поставили диагноз: "серозный менингит и ВИЧ".
Она сразу начала звонить Георгию — других половых партнеров у нее не было. Но он не отвечал, не читал СМС. Елена даже подумала, что молодой человек не знал о диагнозе и теперь в глубоком стрессе. Но потом встретила общего друга, который подтвердил: в молодости Георгий сидел на наркотиках, тогда и заразился.
Красная лента - символ борьбы со СПИДом
Красная лента — символ борьбы со СПИДом
В полиции у нее долго не принимали заявление. Следователь прямым текстом намекал: нет никаких доказательств, что у вас с этим мужчиной была близость.
"Когда Лене стало плохо, обвиняемый стер все совместные фото в ее телефоне. Будто специально уничтожал следы их связи", — утверждает представитель потерпевшей Святослав Хроменков.
Но один снимок остался — и стал доказательством в суде. Плюс она подробно описала обстановку в квартире подозреваемого. Провели и ДНК-экспертизу, которая подтвердила, что Георгий — наиболее вероятный источник заражения. Впрочем, обвиняемый до последнего не признавал даже факт интимной близости: уверял, что просто пустил девушку пожить. Услышав приговор, подал апелляцию и сбежал в Таиланд. Только по прошествии двух с половиной лет уже другой суд отправил его в колонию.
"Кто тебе поверит"
Виктория — воспитанница детского дома. В учреждение ее привезла мать, высадила у входа со словами: "Иди куда хочешь". В тринадцать девочка заразилась ВИЧ. О положительном статусе узнала в пятнадцать, когда встала на учет в женской консультации по беременности.
Женская консультация городской больницы Челябинска
Гинекологический кабинет в одной из больниц
В семнадцать познакомилась с мужчиной вдвое старше себя. Тот снял ей квартиру, предложил пожить. Естественно, не просто так. Как объясняет председатель правления ассоциации "Е.В.А" Елена Титина, представлявшая Вику в суде, сказать о своем статусе девушка не решилась: побоялась физической расправы и того, что партнер предаст ее диагноз огласке.
Но предложила мужчине использовать презервативы. Тот отказался. Когда же по прошествии времени узнал, что у партнерши положительный статус, подал в суд, хотя сам не заразился.
Фармацевт в аптеке
Фармацевт в муниципальной аптеке "Новосибирская аптечная сеть".
Тот факт, что девушка хотела обезопасить контакт, в суде в расчет не приняли. Хотя, по мнению Елены Титиной, в данной ситуации оба партнера повели себя безответственно:

"Тридцатилетний мужчина уж точно обязан понимать, к чему может привести незащищенный секс. А насчет Вики — сомневаюсь, что, подписавшись под диагнозом в пятнадцать, она на должном уровне восприняла все рекомендации, которые ей давали".

Как и многие общественники, Титина считает, что криминализация ВИЧ не снижает число инфицированных. Наоборот, зная об уголовной ответственности, человек не спешит становиться на учет.

"Он может догадываться, что болен, но не идет проверяться только потому, что боится: вдруг уже заразил кого-то из партнеров и его засудят".

Единственный вариант не попасть под уголовное преследование — рассказать партнеру о своем диагнозе. Но устные сообщения не помогут. Активисты советуют писать расписки или сообщения в мессенджерах, либо делать признание в присутствии третьих лиц.
Девушка читает информационный буклет. Анонимное экспресс-тестирование на ВИЧ в Казанском медицинском университете
Девушка читает информационный буклет об экспресс-тестировании на ВИЧ
По словам Титиной, у ее знакомой была такая ситуация: она раскрыла партнеру свой статус, тот принял, даже назначил день свадьбы. Но когда девушка решила разойтись, начал угрожать судом. На возражения, что его предупреждали, сказал: "Кто тебе поверит".
Большинство опрошенных РИА Новости экспертов считают: статья о заражении носит дискредитирующий характер. Бороться с распространением вируса нужно не угрозой преследования, а с помощью просветительской работы. Да и думать о своем здоровье должен каждый из партнеров.
В то же время адвокаты, работающие с потерпевшими по статье 122, убеждены: уголовное преследование необходимо. Ведь большинство обвиняемых не раз слушали разъяснения о своем диагнозе. Но в силу безответственности, отрицания или злого умысла отказались в момент близости принять элементарные меры, чтобы сберечь если уж не свое, то хотя бы чужое здоровье.
 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Обсуждения
Заголовок открываемого материала