Рейтинг@Mail.ru
И корабль не плывет. Сколько российских моряков держат в плену на Украине - РИА Новости, 21.05.2022
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Порт Мариуполя

И корабль не плывет

Сколько российских моряков держат в плену на Украине
Анастасия Гнединская
С начала военной спецоперации на Украине застряло несколько гражданских судов: одни разгружались в портах, другие стояли на ремонте. Их экипажи, по сути, взяли в заложники. С 24 февраля украинцы никого не выпускают из территориальных вод, выставили вооруженную охрану. До сих пор в Измаиле остаются 77 моряков. Пока обменять и вернуть на родину удалось только три команды. РИА Новости рассказывает их истории.
Неравный обмен
Одиннадцать членов экипажа сухогруза "Авангард" провели в заточении 72 дня. Их удерживали на судоремонтном заводе в Измаиле, не давали сняться с якоря или сойти на берег.
"Наверное, пленными нас назвать нельзя, — рассуждает старший помощник капитана Анатолий Кривяков. — Над нами не издевались, не били. Скорее мы были заложниками. При обмене к нам присоединили группу военных. Вот им несладко пришлось: у многих переломаны ребра. Говорили, что их пытали током".
Сухогруз Авангард
Сухогруз "Авангард"
Сухогруз "Авангард" зашел в Измаил на плановый регистровый ремонт в ноябре. Многие российские суда обслуживались на украинских предприятиях, так дешевле. Работы должны были завершить в середине марта. Но после начала спецоперации ремонт прекратили. Экипаж хотел покинуть территориальные воды Украины — пограничники запретили.
Сухогруз отбуксировали на другой завод, где находилось еще несколько российских кораблей. На понтоне дежурила погранохрана, раз в день поднималась на борт и проверяла, все ли на месте.
"Хотя бежать никто не планировал — это безумие. Нас бы просто расстреляли", — отмечает Кривяков.
С продовольствием и водой проблем не было, все поставлял закрепленный за судном агент. Машину тщательно досматривали, но пропускали.
Портовые краны в морском торговом порту Мариуполя
Краны в морском торговом порту. На первом плане грейфер
Была у команды и возможность поговорить с родными: телефоны во время обыска не забрали. А вот всю судовую аппаратуру для связи демонтировали после того, как два матроса — с российского судна и украинского — устроили перепалку на аварийном канале. Правда, потом вернули.
"Вообще к нам на этом заводе по-человечески отнеслись. Один парень отравился, так ему скорую вызвали", — вспоминает старпом.
Больше двух месяцев моряки находились в полном неведении относительно собственного будущего. Была информация о планах Киева национализировать российские суда. О судьбе экипажей ничего не сообщали.

"Конечно, мы надеялись на обмен. Я даже обращался в администрацию президента, просил, чтобы о нас не забыли", — говорит Кривяков.

Четвертого мая команду посадили в автобус и повезли в сторону Запорожья. Там, на территории СИЗО, препроводили в автозаки, объединив с группой российских военнопленных.
Собеседнику РИА Новости эти люди напомнили блокадников. "Ребята были чуть ли не в лохмотьях: вытертые трико, матерчатые истоптанные тапочки. Это их так в плену переодели. Контраст с украинцами налицо — тех привели на обмен в армейской форме".
Поразило Кривякова и то, что пленные были голодны. "Нас везли сутки и ни разу не покормили. Но с собой было кое-что припасено. Бойцам мы отдали буханку черного хлеба. У них даже руки затряслись, когда ее разламывали. Предложили им и кофе. Отказались. Объяснили, что боятся, как бы после бурды, которой их кормили в СИЗО, не стало плохо".
Обмен назначили на 5 мая — пленных выстроили у разбомбленного моста. Неожиданно выяснилось, что Украина привезла только 29 человек, хотя договаривались о тридцати.
"На той стороне заплакала девушка. Видимо, в списках она как раз была тридцатой и, услышав переговоры, поняла, что останется в плену, — продолжает Анатолий. — Но в итоге русские ее все равно отпустили".
Экипаж Авангарда возвращается домой после обмена
Экипаж "Авангарда" возвращается домой после обмена
"Пусть ваши же вас пристрелят"
В куда более сложных условиях оказалась команда сухогруза "Азов Конкорд", который больше месяца был заблокирован в порту Мариуполя. Несколько рядом стоящих судов подбили. Попадания были и в российский борт. Последние дни моряки ночевали в машинном отделении: считали, что там безопаснее.
Двадцать первого февраля "Азов Конкорд" пришел в Мариуполь для погрузки металла. Якорь должны были поднять 25-го, но выход из порта заминировали.
"Мы видели, как азовцы опускали на дно заряды. Для одной мины трос не рассчитали — болталась на поверхности. Так мы поняли, что стали заложниками в порту", — вспоминает второй помощник капитана Александр Коваленко.
Второй помощник капитана Азов Конкорд Александр Коваленко с певицей Юлией Чичериной
Второй помощник капитана "Азов Конкорд" Александр Коваленко с певицей Юлией Чичериной
Месяц экипаж простоял, не привлекая внимания. Но 24 марта на борт поднялись бойцы "Азова" (в отношении которых в России возбуждено уголовное дело) — человек семь-восемь — с автоматами. Всем приказали лечь на палубу. Разбили судовую аппаратуру.
Пока одни шарили по каютам и собирали деньги, телефоны, ноутбуки, другие запугивали экипаж. Обещали переодеть в свою форму и отвезти на "Азовсталь".
"Пусть ваши же вас пристрелят", — пересказывает угрозы второй помощник капитана. — Мы даже слышали их переговоры по рации. С берега рапортовали, что автобусы готовы, спрашивали, будут ли пленные. Если честно, мы уже с жизнью попрощались: думали, либо сейчас убьют, либо попадем в эпицентр, когда наши будут порт брать".
Мина, прилетевшая на борт Азов Конкорда
Мина, прилетевшая на борт "Азов Конкорда"
Но боевики ушли, оставив моряков без связи, денег и документов. Топливо тоже было на исходе, хотя его растягивали, включая генератор только на два часа: в обед и ужин.
Команду освободили, когда порт заняли бойцы армии ДНР. Но экипаж до сих пор не может оформить документы и отправиться в новый рейс. Коваленко объясняет: для восстановления удостоверения моряка и мореходной книжки нужен загранпаспорт. А его не выдают уже месяц.
"На днях сказали, что проверка затянется еще на два. Значит, до осени точно просидим без работы", — заключает он.
Азов Конкорд в порту Мариуполя
"Азов Конкорд" в порту Мариуполя
"На глазах повязки"
Одиннадцать членов экипажа танкера-бункеровщика Millenial Spirit тоже ждали обмена больше месяца. Двадцать пятого февраля, когда судно стояло в нейтральных водах в двенадцати милях от Одессы, в него попало два снаряда. Один — в резервуар с топливом, оно разлилось по палубе.
"Вспыхнуло мгновенно, — рассказывает моторист судна Станислав Вольнов (фамилия изменена). — Второй угодил в надстройку, где были восемь человек. Спасательные лодки и плоты сгорели, судно обесточило, все заволокло дымом".
Спасение моряков с горящего танкера-бункеровщик "Millenial Spirit"
Через аварийный люк моторист выбрался на корму. Связался с представителем судоходной компании, потом отдал мобильный третьему помощнику, чтобы тот спрятал его в гидрокостюм, и прыгнул вниз.
В феврале температура в Черном море не выше плюс четырех. Люди сильно замерзли. Особенно пострадал капитан.
"Он крупной комплекции. Из воды его долго не могли достать. В итоге ребята со спасательного буксира прыгнули за ним, обвязали канатом и с помощью лебедки подняли на борт", — вспоминает Вольнов.
Капитан Millenial Spirit Владимир Текутов (слева) с сыном
Капитан Millenial Spirit Владимир Текутов с сыном
На помощь танкеру пришло два украинских буксира. Экипаж отвезли в больницу Черноморска Одесской области. Капитана, кока и старпома положили в реанимацию, остальных — в обычные палаты.
По словам моториста, персонал больницы отнесся к ним очень хорошо: даже приносили домашнюю еду. Но пришлось освобождать койки для раненых солдат ВСУ. Через Международный Красный Крест сотрудникам аппарата уполномоченного по правам человека в России удалось выйти на пастора баптистской церкви, который согласился приютить моряков.
Еще несколько недель члены экипажа провели в воскресной школе: спали на матрасах, разложенных в классах. Формально пленными они не были, но и выйти куда-то боялись.
"Адвокат судовладельца повторял: "Ребята, вы свободные люди, вас никто не удерживает. Но везде посты теробороны, никто не даст гарантий, что вы спокойно доедете до границы", — вспоминает Вольнов. — За четыре дня до обмена к нам приставили пограничников с оружием. Те сопровождали даже в туалет".
Наконец загрузили в автобус, но предупредили: шторы не открывать, в окна не смотреть. Как и в других случаях, обмен был смешанный: на полпути к морякам присоединили военнопленных.
"На глазах у них были повязки, руки связаны за спиной. Один хромал, объяснил, что у него пуля в ноге", — говорит моторист Millenial Spirit.
"Нулевой точкой" выбрали разбомбленный мост в Запорожье. Вольнова, по его словам, поразило, что российские военные выдали украинцам раза в полтора больше пленных. "Нас обменяли на моряков с судна "Сапфир", которые шли на Змеиный спасать пограничников. Но в группе были и другие гражданские".
Моряки с судна Millenial Spirit заполняют документы, необходимые для восстановления российских паспортов, на встрече с уполномоченным по правам человека в России Татьяной Москальковой
Моряки с судна Millenial Spirit заполняют документы, необходимые для восстановления российских паспортов, на встрече с уполномоченным по правам человека в России Татьяной Москальковой
Первый погибший
Капитан Millenial Spirit Владимир Текутов из того рейса так и не вернулся: умер в больнице 5 марта. Лишь спустя два месяца благодаря усилиям уполномоченного по правам человека в России и Министерства иностранных дел, его прах привезли на родину.
Капитан Владимир Текутов
Капитан Владимир Текутов
В аппарате омбудсмена РИА Новости пояснили, что с грузом 200 в условиях спецоперации было сложно. Пастор баптистской церкви доставил тело в единственный функционирующий на юге Украины крематорий и позднее переправил урну в Кишинев, в российское посольство.
"Наши дипломаты сработали очень оперативно: сами перевели сопроводительные документы, заверили их. Затем договорились о транспортировке праха в Россию через Стамбул, так как воздушное пространство Молдавии до сих пор закрыто", — уточняют в пресс-службе уполномоченного по правам человека.
Капитан Millenial Spirit в рубке
Капитан Millenial Spirit в рубке
Четырнадцатого мая капитана похоронили в Волгограде с воинскими почестями — отдали дань человеку, который покинул судно одним из последних.
"Очень хочется, чтобы его именем назвали хотя бы небольшой буксир, — говорит сын Владимира Текутова Сергей. — Папа это заслужил. Он воспитал не одно поколение штурманов. Многие из его учеников приехали с ним проститься".
К слову, сын погибшего тоже капитан. В тот день находился в рейсе в Черном море и получил сигнал бедствия с Millenial Spirit. Но был слишком далеко, чтобы прийти на помощь.
Удар по психике
Переговоры о возвращении других моряков продолжаются. Сейчас в Измаиле незаконно удерживают 77 россиян: экипажи девяти судов. На условия они не жалуются, но испытывают серьезную психологическую нагрузку, ведь многие в рейсе уже полгода.
Российский омбудсмен Татьяна Москалькова обратилась в международные органы с призывом не допустить использование Киевом гражданских лиц в качестве заложников.
 Уполномоченный по правам человека в РФ Татьяна Москалькова во время встречи с президентом РФ Владимиром Путиным
Уполномоченный по правам человека в России Татьяна Москалькова во время встречи с президентом Владимиром Путиным
Она подчеркнула, что каждый обмен — это совместные усилия Министерства обороны, аппарата уполномоченного по правам человека, Министерства иностранных дел. Сотрудники ведомств делают все, чтобы пленные поскорее вернулись домой.
Уполномоченный по правам человека в России Татьяна Москалькова и освобожденные моряки с судна Millenial Spirit отвечают на вопросы журналистов
Уполномоченный по правам человека в России Татьяна Москалькова и освобожденные моряки с судна Millenial Spirit
 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Обсуждения
Заголовок открываемого материала