Рейтинг@Mail.ru
"Сын лежал в крови": что происходит за стенами частных детсадов - РИА Новости, 04.02.2022
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

«Сына нашли в крови»:

что скрывают стены частных детсадов

Антонина Матвеева, Юлия Криган 

Полуторагодовалого Пашу забирали из частного детского сада с разбитым лицом. Мать говорит, что малыша избил муж воспитательницы. Сейчас в этом разбираются полицейские. Уголовные дела из-за происшествий в негосударственных дошкольных учреждениях не редкость. Дети становятся жертвами истязаний, их травмируют, содержат в антисанитарных условиях. Почему так происходит и что с этим делать — выясняло РИА Новости.

Врачи и два наряда полиции

Жильцы многоэтажного дома на Донбасской улице до сих пор не могут забыть о трагедии, которая произошла здесь несколько недель назад.

Фото дома, из окна которого выпал ребенок
Фото дома, из окна которого выпал ребенок

Четырнадцатого декабря из окна третьего этажа выпал ребенок. Пятилетний Максим (имя изменено. — Прим. ред.) не потерял сознание и истошно кричал от боли. Соседи прибежали на помощь, вызвали скорую.

"Я возвращался с работы и увидел, что в снегу кто-то лежит. Вокруг стояли четыре человека, затем появились врачи и два наряда полиции. Ребенка накрыли зимней курткой. К тому времени он затих», — вспоминает очевидец происшествия Дмитрий.

Максим выжил лишь потому, что приземлился в сугроб. Но у него перелом позвоночника и ноги.

Оказалось, выпал он по недосмотру воспитателей. С балкона детского сада.

«Опеку не пускали»

Как установили следователи, дошкольное учреждение находилось в съемной квартире девятиэтажки. Организация просила за услуги десять тысяч рублей в месяц и оказывала их уже около двух лет.

Владелица бизнеса была зарегистрирована по этому адресу вместе с двумя нянями родом с Украины. В момент трагедии одна занималась готовкой, другая мыла кого-то из воспитанников. Оставшийся без надзора Максим взобрался на балконное окно по груде вещей на полу. Решеток и стопоров в проеме не было.  

«Сначала мы вообще не знали, что тут у нас детский сад, — отмечает Вячеслав из соседней квартиры. — Со временем догадались по коляскам, которыми забаррикадировали выход из подъезда. Да и малыши постоянно менялись».

Арендаторы, по словам жителей дома, часто выпивали.

«Однажды няни выставили детскую обувь в подъезд, а ближе к ночи прямо на ней спал пьяный мужчина, — вспоминает другая соседка Юлия. — У них то и дело случались алкогольные сборища. Если приезжали органы опеки, просто не открывали».

Дверь в домашний сад, из окна которого выпал ребенок
Дверь в домашний сад, из окна которого выпал ребенок

Из-за жалоб нескольких жильцов приходила и полиция, но многие соседи отмалчивались. Говорили, что им никто не мешает.

Уголовное дело по статье об оказании услуг, не отвечающих требованиям безопасности, возбудили лишь после падения ребенка. Теперь сотрудникам "детсада" грозит до двух лет лишения свободы. С матерью пострадавшего мальчика инцидент они обсуждать не захотели — игнорировали ее звонки.  

Проверка выявила, что, помимо халатного отношения к присмотру за дошкольниками, арендаторы допустили в саду-квартире полную антисанитарию.

Сады-невидимки

Надо сказать, что такой бизнес вполне легален. С 2013-го государство поддерживает создание разных форм дошкольных учреждений, удобных для предпринимателей. Предположительно, это должно помогать решать давнюю проблему: устранять очереди в муниципальных садах.

Ситуация действительно улучшилась. По данным Министерства просвещения, в минувшем году 96,1 процента детей до трех лет, стоящих в очереди, получили место в государственном детсаду. С малышами в возрасте трех-семи лет еще лучше: 99,6 процента.

Тем не менее в отдельных регионах, например в Дагестане, Татарстане и Новосибирске, дефицит сохраняется.

1 / 2

Впрочем, квартира на Донбасской — немного другой случай. Это только называлось коммерческим детсадом, чтобы у родителей не возникало лишних вопросов. Юридически же учреждение существовало как группа по присмотру и уходу. Лицензии на образовательную деятельность не было, но она и не требовалась. Из-за этого организация не числилась в госрегистрах и вообще была вне поля зрения надзорных ведомств.

Виды частных заведений для дошкольников

«Открыть такую группу может любой, — объясняет юрист Дмитрий Кваша. — Достаточно зарегистрировать ее как ИП. Оформляется бизнес по месту прописки. Но гарантий, что работать фирма будет по тому же адресу, нет.  Договор аренды, как правило, не требуют. В видах деятельности можно указать что угодно, не имеющее отношения к уходу за детьми».

«Затолкала под душ и обливала водой»

Сколько таких групп сейчас в стране, установить крайне сложно из-за их юридической невидимости для государства. Проблемные вычисляют только по жалобам соседей или в связи с трагедиями.

Согласно данным Росстата, всего в 2020-м было 46,5 тысячи учреждений дошкольного образования. Частных — 1,2 тысячи, остальные муниципальные. Тем не менее, из проведенного РИА Новости анализа открытых данных по доступности и спросу на такие услуги следует, что в теневом секторе может оставаться до десяти тысяч различных организаций.

Эти заведения привлекают родителей прежде всего близостью к дому и невысокой стоимостью услуг. В зависимости от региона цены варьируются от пяти до 50 тысяч рублей в месяц, и подобрать «квартирник» могут семьи с любым достатком. Кроме того, некоторые отдают малышей частникам из-за отсутствия прописки.

Тридцатитрехлетняя Надежда Степаненко (имя изменено. — Прим. ред.) живет в Москве без регистрации, поэтому решила обратиться в коммерческий детсад «Бэбитеррия». К тому же пятилетнего ребенка было удобно водить оттуда в спортивную секцию.

«Однажды я увидела у него множество ушибов и синяков на животе, руках, спине. Сын признался, что над ним издевались. Воспитатель затолкала его под душ в одежде и обливала водой, насильно удерживая. Потом бросила одного. Пытаясь выбраться из кабины, он поскользнулся и, падая, ободрал живот», — говорит Надежда.

После этого ребенок неделю не мог прийти в себя, просыпался по ночам в истерике. Потом начал дергаться глаз — врачи прописали седативные препараты.

«Невроз еще не самое худшее, — комментирует детский психолог Наталья Наумова. — Если мама и папа дали малышу понять, что теперь он под защитой, травматизация будет минимальной. Если нет — последствия непредсказуемые. Повзрослев, он и сам может захотеть причинять боль людям».

Фото пострадавшего сына Надежды
Фото пострадавшего сына Надежды

Об издевательствах мальчик рассказал и следователям. Те выяснили, что воспитатель применяла насилие регулярно: запирала детей в душевой, поливала водой, брызгала на них из пульверизатора.

Возбудили уголовное дело по двум статьям: за истязания и оказание услуг, не отвечающих требованиям безопасности. Приговор — четыре года лишения свободы.

Рис с червями

В прошлом году похожее дело расследовали в Ставропольском крае. Виктория Кочарова подала заявление в полицию после того, как одна из нянь сфотографировала ее пострадавшего малыша Пашу втайне от владелицы детсада. При этом до инцидента мать даже не поинтересовалась, есть ли у организации, находившейся в частном доме, документы. Не смутило ее и то, что хозяйка жила там вместе с мужем.

«Забирая ребенка, я обнаружила ссадины у него на лице. Ранее в этот день няня видела, как раздраженный супруг хозяйки выходил из детской спальни, пока мой ребенок плакал. Она заглянула в кроватку: сын лежал лицом вниз, весь в крови», — сквозь слезы вспоминает женщина.

По ее словам, экспертиза установила, что ребенок не мог нанести себе увечья самостоятельно.

Эти случаи скорее крайности. Тем не менее из-за отсутствия проверок безопасность и качество жизни детей в коммерческих группах во многом зависит от порядочности владельцев. Те же часто ставят во главу угла заработок, экономя на воспитанниках. Сотрудников могут нанимать за минимальную оплату буквально с улицы — десять-пятнадцать тысяч в месяц. Иногда работники проживают вместе с детьми.

Фото Паши, пострадавшего в частном саду
Фото Паши, пострадавшего в частном саду

Согласно закону даже действующие без лицензии группы по уходу и присмотру обязаны соответствовать общим нормам: СанПиН, Жилищному кодексу, санитарным и другим требованиям. Следят за этим далеко не все — экономят на мебели, еде.

«Малышей кормили чем придется, — рассказывает Светлана, работавшая воспитателем в одном из таких «садов». — Нас заставляли давать им залежавшуюся кашу несколько раз в день. И врать родителям, будто малыши едят блюда из меню. Однажды привезли мешок риса, который кишел червями. Я была в ужасе, но владельцы велели просто промыть его. За чистотой там тоже никто не следил. Как только я нашла другое место, уволилась».

Сотрудница еще одного дошкольного учреждения добавляет: «Как-то раз в мою смену принесли мясо, которое утопало в жиру. Никто не мог его есть — воспитатели давали детям корки хлеба, чтобы заглушить голод и не нарваться на родительский гнев».

Санитарный врач Николай Дубинин подчеркивает: нарушение норм рано или поздно приводит к кишечным и респираторным инфекциям. Особенно опасно игнорировать требования гигиены во время пандемии.

Между тем такой подход позволяет предпринимателям неплохо зарабатывать: по подсчетам РИА Новости, чистая прибыль подобных учреждений — от 300 тысяч до четырех миллионов рублей за год.

Детское счастье

«Квартирные» группы по уходу и присмотру активно рекламируются в интернете. Корреспондент РИА Новости посетила одно из таких мест под предлогом устройства ребенка — организация уже шесть лет работает в обшарпанной пятиэтажке неподалеку от метро Перово. Месячный абонемент стоит 19 тысяч рублей.

Владелица «Детского счастья» Наталья с порога заявила, что принять надолго не сможет: «Родителей сюда обычно не пускаем, мало места». В помещении всего две комнаты. В одной сразу десять детей (от двух с половиной до пяти лет) играют и едят, в другой отдыхают. В углу спальни — склад старых вещей. По словам хозяйки, почти все малыши здесь без московской прописки и регистрации.

В ванной комнате повсюду плесень, раковина без крана, а на полу стоит ядовитое чистящее средство «Белизна», упаковку которого легко может открыть ребенок.

1 / 2
Белизна на полу детсада «Детское счастье»

На кухню, где готовят сами воспитатели, Наталья не пропустила. Заверила, что воспитанники питаются по стандартному детскому меню. Правда, перечислить, что в него входит, толком не может: «Какая-то каша, супы, мясо и фрукты по сезону».

Единственная воспитательница (их обещают две в смене) не расстается со смартфоном. Дети в это время предоставлены сами себе. Гулять их водят далеко не каждый день — только если погода хорошая.

Вопрос о том, есть ли у сотрудников справки об отсутствии судимости, вызвал у хозяйки «сада» лишь смех. Медкнижки показать не смогла, как и дипломы воспитателей, якобы имеющих педагогическое образование. «Это не главное. Важно, чтобы дети тянулись», — аргументировала она.

С лицензией и без

Корреспондент РИА Новости попробовала устроиться на должность помощника няни в другую организацию, о которой много положительных отзывов в интернете, — Smile Fish.

Детсады этой сети разбросаны по всей России. Фирма заявляет о высоких стандартах ухода за детьми. Оплата соответствующая — 39 тысяч в месяц.

Детский сад Smile Fish
Детский сад Smile Fish

Девушка, которая проводит собеседование, сразу говорит, что тут все соответствует нормам, с нарушениями строго — фиксируются на камеру и грозят штрафом. Да и по виду заведение хорошее: светлая, чистая и оборудованная для детей квартира в жилом комплексе.

В обязанности входят уборка, готовка для малышей и помощь воспитателям. Чтобы оформиться, надо предоставить паспорт, диплом и другие документы.

И все же на пробный день к детям были готовы допустить без медкнижки (позже компания обещала оформить ее за свой счет). Ждать справки об отсутствии судимости тоже не потребовалось — достаточно прислать скриншот с Госуслуг, подтверждающий подачу заявления на получение. Отсутствие стажа работы с детьми работодателя не смутило.

Для сравнения: в подмосковном саду «Колосок», у которого есть лицензия, копии основных документов висят на стенде. 

1 / 2
Детский сад

В помещении чисто, четко прописаны распорядок дня и меню, утвержденное СанПиН. Раз в неделю сюда заглядывает медработник. Впрочем, ЧП бывают везде.

«К нам ходила девочка младше трех лет. После тихого часа она внезапно упала и забилась в эпилептическом припадке. Мы действовали быстро: сделали искусственное дыхание, тут же вызвали скорую, связались с родителями. В итоге обошлось», — приводит пример заведующая «Колоском».

Разница между историями этой девочки и других пострадавших детей существенна. В одном случае помощь оказывают компетентные воспитатели. В другом — родители оставляют малышей фактически на произвол судьбы.

Рынок воспитателей и нянь

По мнению детского омбудсмена Ольги Ярославской, защитить детей можно только одним способом: как можно скорее вывести «серые» учреждения из тени и поставить на контроль государственных органов. Только тогда заработают надзорные механизмы. А недобросовестных воспитателей и владельцев, стремящихся нажиться любой ценой, будут систематически наказывать.

Тем более что рынок коммерческих услуг по присмотру за детьми активно расширяется, за последние четыре года количество публикуемых работодателями вакансий увеличилось в три с половиной раза. И этот показатель продолжает расти.

 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Обсуждения
Заголовок открываемого материала