Рейтинг@Mail.ru
Сыр, лаванда, молоко: чем привлекает агротуризм в Краснодарском крае - РИА Новости, 10.12.2021
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Сыр, лаванда, молоко:

чем привлекает агротуризм в Краснодарском крае

Лавандовые поля, фермы по разведению улиток и страусов, катание на лошадях и изысканные сыры – в Краснодарском крае активно развивается агротуризм, и посещение ферм и различных хозяйств стало популярным видом отдыха. Сейчас в регионе насчитывается около 130 объектов агротуризма, их число удвоилось за последние пять лет. К тому же, Краснодарский край – первый и пока единственный регион в России, где понятие «сельский туризм» закреплено законодательно и считается приоритетным направлением. РИА Новости рассказывает о новых и необычных хозяйствах Краснодарского края.

Боспорское сырное царство 

Известный московский бармен, а теперь еще и владелец сыроварни Сейран Геворкян с удовольствием показывает свое хозяйство. Его цех в станице Запорожская начал работать в 2019 году. На территорию почти в 10 гектаров у него большие планы: уже в этом году в тестовом режиме здесь работала пиццерия, распланирована и обустроена прогулочная зона, где есть не только фонтан, но и грядки с ароматическими травами и овощами. В перспективе здесь должен работать ресторан полного цикла – то есть место, где еда будет готовиться из своих продуктов. Уже подготовлено место для гостевых домов и возможно, будущего спа – неподалеку на пляже есть полезные грязи, которые можно использовать. 

Сыроварня в станице Запорожская
Сыроварня в станице Запорожская

Десять лет назад Сейран приехал сюда с семьей, построил дом и вскоре купил виноградники. Но сыром стал заниматься, как это часто бывает, по воле случая: жена купила козье молоко, которое, к удивлению, не имело специфического запаха. «Стали выяснять – оказалось, это было молоко нубийских коз. Возникла идея делать сыр, купили оборудование и начали пробовать и учиться дома, на летней кухне. Сначала ничего не получалось, но это естественно», – вспоминает он. После всех экспериментов научились делать сыр с белой плесенью, мягкие сыры: «Если есть рецепт, то мы его корректируем под себя, не хотим быть сильно похожими на аналоги». 

Сегодня в небольшом магазине при сыроварне продаются моцарелла и буррата, скаморца, сыры с белой плесенью. Особая гордость Сейрана и его сотрудников – линейки боспорских и таманских сыров. «Мы любим разного рода европейские сыры, и сделали сыр с региональной привязкой – объясняет мастер-сыровар Игорь. –  Мы хотим, чтобы сыр не был безликим. Ведь молоко всегда разное, это зависит от региона, климата и кормов».

1 / 4
Сыродел Игорь Сапунов

Раньше Игорь работал на больших производствах, изучил отечественные и зарубежные технологии. Теперь трудится здесь вместе с еще четырьмя специалистами. Он говорит, что в деле приготовления сыров любая интуиция должна быть подкреплена фундаментальными знаниями, «иначе это просто фантазия». А еще он уверен: единожды попробовав качественный ремесленный сыр, человек уже не будет покупать сыры низкого качества: «Иногда гречневую кашу лучше поесть неделю, чем пихать в себя все подряд и думать, что жизнь пройдет, а я ничего так и не попробую».

Благодаря открытию сыроварни, в станице появились дополнительные рабочие места.

К тому же, уверен Сейран, нетуристическое место постепенно становится популярным. «Туристов мы начали принимать только в этом году. Одни приезжают просто купить сыр, другие остаются погулять и посидеть в нашей пиццерии. Гиды начали привозить небольшие группы до 12 человек. Летом даже в будни у нас было порядка 40-50 машин. Мы зарабатываем не только сами, но и даем заработать окружающим. Ведь после нас люди идут в станице в магазин или на рынок», – говорит он. 

И добавляет: в перспективе это место должно стать круглогодичным. Он уверен, что постепенно эти края станут настоящей гастрономической меккой. Уже сейчас, например в Геленджике, свои заведения стали открывать известные московские рестораторы, а местные вынуждены с ними конкурировать. «Сейчас невкусная еда постепенная уходит, местные заведения должны предлагать что-то, соответствующее московскому уровню. А потенциал этих поселков прекрасный», – заключает он.

Вдохновлялись Тосканой и Провансом

Четыре года назад Антон и Татьяна Сидоровы купили землю под Анапой. Антон признается, что, живя в Москве, всегда мечтали переехать на юг. Во время отдыха в Краснодарском крае начали присматривать участок. «Нам это место понравилось, рядом было две винодельни, и потенциал этих мест был очевиден. Нам хотелось сделать что-то красивое и самим жить в красоте. Места эти известны хорошим климатом: сильный ветер не дает винограду болеть, не застаивается влажность, почва хорошая. И если она подходит для виноградников, то подходит и для лаванды», – объясняет Антон. 

Сушеная лаванда на ферме хутора Семигорский
Сушеная лаванда на ферме хутора Семигорский

Сегодня хутор Семигорский между Анапой и Новороссийском – популярное место среди туристов, в том числе, и благодаря лавандовой ферме, которую открыли здесь супруги. Фермерские хозяйства, винодельни, лаванда, обильно цветущая в начале лета, – все это привлекает людей, которые устали от пляжного отдыха или же приезжают сюда в межсезонье, чтобы подышать чистым воздухом, попробовать местные продукты, вино и просто отдохнуть от суеты. 

Одно из преимуществ этих краев – большое количество зелени. На склонах гор обильно растут хвойные, так что даже зимой перед глазами достаточно много зелени. Неоспоримый бонус для тех, кто в декабре стремится сюда, например, из заснеженной Москвы. 

На своих полях Антон и Татьяна выращивают пять видов лаванды, делают варенье, компоты, варят мыло. Вместе с ними здесь трудятся несколько человек из числа местных жителей. Кстати, обрабатывают землю вручную. Владельцы фермы учат их всему с удовольствием и сами подают пример того, как нужно трудиться.

Лавандовая ферма на хуторе Семигорский
Лавандовая ферма на хуторе Семигорский
Прилавок лавандовой фермы хутора Семигорский
Прилавок лавандовой фермы хутора Семигорский
Лавандовые поля на хуторе Семиргорский
Лавандовые поля на хуторе Семиргорский
Бистро лавандовой фермы на хуторе Семигорский
Бистро лавандовой фермы на хуторе Семигорский

«Первый год работы был сложным, – вспоминает Антон. – Из-за засухи мы потеряли около 20% посадочного материала. У нас не было скважин для полива, воду завозили … Через многое прошли». Тогда же построили жилой дом: сначала планировали здесь проводить только лето, но теперь живут постоянно. Старший сын ходит в местную школу, где одно из главных преимуществ учебы, по словам Антона, – теплое и доверительное общение. После жилого дома возвели ангар и бистро, над которым в будущем оборудуют две гостевые комнаты. Внизу можно выпить чаю с местным вареньем, купить лавандовую соль или мыло, мед, а главное – насладиться атмосферой. 

«Мы вдохновлялись Тосканой и Провансом, мне по душе заниматься небольшим производством, развивать свою продукцию. Придумываем здесь мы все сами. Сейчас вместе с одной из соседних виноделен сделали лавандовое игристое вино.  Хотим, чтобы было все красиво, чтобы мелочи создавали атмосферу», – делится Антон. Он уверен, что это место могло бы стать своеобразным туристическим кластером: первые виноделы появились в 2009 году, за ними пришли другие, стали появляться разные хозяйства. «Можно сказать, что тут происходит саморазвитие, люди делают это место», – считает он. 

Делаем то, что умеем

Неподалеку, в том же Семигорье Азрет-Али Эбзеев строит свою ферму. Уроженец Карачаево-Черкесии, он уже привез сюда карачаевские породы коз, овец, и лошадей. Все хозяйство – около ста голов. 

«Наша семья всю жизнь занималась животноводством в Карачаево-Черкесии. Со школьного возраста вся скотина во дворе была моей. Утром перед школой я должен был все убрать, животных накормить. Отец мой был сыроделом, директором завода в Приэльбрусье. Так что на сезонных работах я был тоже задействован», – рассказывает Эбзеев.

Место это он выбирал с супругой довольно долго, приезжали сюда и летом во время дождей, и зимой в пургу. Но всех нюансов предусмотреть, конечно, не смогли. Строительство фермы Азрет-Али начал в 2020 году, сначала построили гостевой дом, потом конюшню и птичник.

1 / 2
Кузнец подковывает лошадь на ферме в Семигорье

Сейчас уже работает небольшая сыроварня, молочное производство дает около 200 литров, делают айран, люди приезжают кататься на лошадях. В отличие от многих хозяйств в этих местах, виноделием Азрет-Али заниматься не собирается. «Мы далеки от виноделия. Но зато разбираемся в мясе. Например, в карачаевской кухне есть особая колбаса, когда мясо проворачивают через мясорубку со специями, потом утрамбовывают в коровью кишку и сушат. Или же особым образом надрезают баранину и говядину, солят, маринуют и, подвесив, сушат. Это мы тоже хотим попробовать. То, что у нас в крови – то и будем делать», – говорит Эбзеев. 

Радушный хозяин, он угощает вкуснейшими говяжьими стейкам, своим сыром, разными видами варенья и уверен: со следующего лета ферма уже будет готова встречать гостей. 

Продукцию он планирует продавать на ферме или через интернет. А еще в планах – гостевые дома, мангалы с навесами, аренда и расчистка леса, который разделяет принадлежащие ему земли. Там может получиться хорошая прогулочная зона с беседками. И настоящая достопримечательность – старый огромный дуб. «Я хочу, чтобы люди могли приехать сюда, попить козьего и коровьего молока, дети смогли пособирать яйца из курятника. Моим внукам это нравится, значит, понравится и другим», – заключает он. 

Еще одна ферма, которая находится в процессе запуска – хозяйство Александра Кретова под Геленджиком. Он уже завез 30 нубийских и алтайских коз и двух козлов этих пород. Кстати, алтайского козла совсем недавно привезли из Красноярска: ближе сложно было найти хорошего и породистого, объясняет хозяин. Свою ферму он сразу строит с прицелом на то, что сюда будут приезжать туристы. В цеху переработки молока будет большое витражное окно для наблюдения за работой. Предполагается, что посетители смогут зайти в ангар, где содержатся козы, а на улице посмотреть, как молодые козлята резвятся на детской площадке – оказывается, животные очень любят кататься с горок.  

Ради этой фермы Александр, подполковник в отставке, продал квартиру и даже пошел вместе с женой
учиться аграрному делу.

Вместе они планируют, что в ассортименте фермы будет молоко, йогурты, белый сыр и даже мороженое – это уже пожелание дочерей. «Никогда этим с супругой не занимались, но начали с натуральных продуктов для себя и детей, а в итоге решили открыть ферму. Год назад закончили заочно Волоколамский аграрный техникум, полгода учились как полагается, с домашними и контрольными работами, закончили на «отлично», – рассказывает Кретов. 

Нубийские козы на ферме Александра Кретова
Нубийские козы на ферме Александра Кретова
Нубийские козы на ферме Александра Кретова
Нубийские козы на ферме Александра Кретова

То, что в будущем ферма будет привлекать туристов, Александра не смущает. Он уверен, что это не будет мешать работе. Как многие фермеры в крае, он надеется на рекламу и дополнительный доход от посетителей.

Агротуризм становится делом перспективным и, возможно, прибыльным в будущем. Разного рода фермы и хозяйства появляются одно за другим. 

Летом люди хотят разнообразить отпуск и отвлечься от пляжного отдыха, осенью и зимой – провести время необычно и с пользой для себя. К тому же, активное развитие виноделия в регионе стало хорошим толчком для появления и другого рода хозяйств. Гастрономические вкусы публики меняются, стандарты становятся выше. Так что спрос на вкусные и качественные продукты есть всегда. 

 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Обсуждения
Заголовок открываемого материала