Преодолевая границы:
главные фото конкурса Стенина
Анна Нехаева
Протесты в США, война в Европе и Азии, коронавирус, экологические проблемы в мире, уникальные природные явления — ни одно важное событие прошедшего года не осталось не замеченным для лауреатов Международного конкурса имени Андрея Стенина. Несмотря на пандемию и закрытые границы, они запечатлели то, что мы должны помнить.
Профессионально и откровенно
Высокий профессиональный стандарт — главный признак честных новостей и фотографий. Об этом напоминает мемориальная доска, посвященная Андрею Стенину, у входа в агентство МИА «Россия сегодня». Но, кроме материальной памяти, есть еще и живая: имя погибшего репортера, его искусство живут в каждом снимке конкурса, в котором участвуют фотографы всего мира.
И хотя второй год подряд церемония награждения проводилась онлайн, география и жанровая пестрота работ поражают.
«Конкурс Андрея Стенина остается единственным в нашей стране, который является трамплином для профессиональных фотографов, — отмечает генеральный директор МИА «Россия сегодня» Дмитрий Киселев. — Они отправляются в горячие точки, видят судьбоносные темы в мирное время».
Мысли о том, что фотография — практически ювелирное искусство, возникают, когда смотришь на работы финалистов. На кадрах — главные события, снимки вдохновляют, от них бегут мурашки или выступают слезы.
Фото, которые становятся историей
В этом году Гран-при впервые разделили две работы, обе ищут ответы на гуманитарные вопросы. Мария Гельман в серии «М+Т» размышляет о социализации «особенных» людей. Главные герои — Миня и Татьяна, пожилая пара с синдромом Дауна.
«Я видела, как развивались их отношения, они вдохновляли меня заботой и нежностью, — рассказала РИА Новости фотограф. — Моя серия о том, что любовь не имеет границ и рамок».
Важно, что эти фото сразу становятся историей.
«К моменту оглашения победителей 2021-го героиня съемки Татьяна умерла от коронавируса», — говорит Гельман.
Тема пандемии затронута и во второй работе, отмеченной Гран-при: «Новая опасность для подводного мира: отходы COVID-19» турецкого фотографа Шебнем Кошкун. Она участвует в конкурсе третий раз. На шокирующем кадре фридайвер, активистка Шахика Эрджюмен ныряет в Босфор и оказывается в окружении медицинских отходов. Ярко-синий костюм пловчихи резко контрастирует с зеленой водой и цветным мусором.
«Думала, водный мир удивит, но ужаснуло количество отходов в океанах, — призналась Кошкун. — Мы с Эрджюмен не видели друг друга — только мусор».
Она верит, что фотограф-женщина поможет людям задуматься об этой проблеме.
«Наша профессия ни «мужская», ни «женская», — уверена Кошкун. — Вызовы одинаковы для всех. Порой мужчины-коллеги думают, что мы более хрупкие, но быстро понимают, что отличий нет».
И пусть разницы в подходе к фото Кошкун не видит, ее снимок поражает как в визуальном, так и смысловом плане.
BLM, война и волшебный Байкал
Лауреаты номинации «Главные новости» общаются со зрителем на языке правды и без прикрас. На снимке индонезийца Джошуа Ируанди «Человеческая цена COVID-19» — тело пациента с подозрением на коронавирус в желтом пластиковом мешке для медицинских отходов.
«Это самая душераздирающая фотография, которую я когда-либо делал, — признается Ируанди. — Было сложно оставаться собранным, трудно иметь дело с нападками некоторых людей, которые видели работу».
Но он уверен: хороший кадр должен вдохновлять, поощрять задавать вопросы и помогать иначе смотреть на реальность. Даже если слишком эмоциональные изображения трудно принять.
Непросто осознать мощь акций Black Lives Matter в США, которые запечатлел Чандан Ханна в репортаже «Раскол» (лучшая серия в «Главных новостях»). Толпы протестующих после гибели Джорджа Флойда, вооруженные солдаты Национальной гвардии, племянница Флойда у резиденции губернатора — эти снимки полны бушующей энергией, возмущением несправедливостью, несогласием с дискриминацией.
«Пик пандемии, мне было некомфортно находиться в толпе, которая кричала, пела, волновалась, — вспоминает Ханна. — Полиция была жесткой к протестующим, журналистам. Не смотрели, кто ты: просто задерживали, использовали резиновые пули».
Откровенно говорит о природных катаклизмах серия Луиса Тато «Нашествие саранчи на востоке Африки» в секции «Моя планета». В прошлом году он получил Гран-при, а теперь пронзительно рассказал о гуманитарной катастрофе. Опасные насекомые заполонили поля, дороги, сады Кении, превратив страну в декорацию к постапокалиптическому фильму.
В одиночной секции отметили «На лыжах в весну» китайского фотографа Чан Сюя, второй приз — у «Места силы» Артема Оноприенко. Футуристический кадр на длинной выдержке снят на Байкале: скалы, звезды, взлетающий с вращением квадрокоптер.
«Холодно, ветрено, темно, хотелось вернуться на турбазу к обогревателю. Ночью слышен звук трескающегося льда. Разумом понятно, что при таком морозе лед толстый и провалиться нереально, но первое время было страшно», — рассказывает Оноприенко.
Учитывая новые реалии, «Лица нашего времени» — врачи. Портрет одного из них от Сергея Бобылева стал первым в одноименной категории. Статичности этого фото противопоставляется репортаж индийского фотографа Шарафата Али «Кашмир: спорное наследие».
Это о том, как люди живут на земле, которую считают своей и Индия, и Пакистан. На черно-белых снимках — вооруженные солдаты, дети, позирующие с игрушечными ружьями, скорбящие женщины, пострадавшие в столкновениях протестанты.
«С детства хотел через снимки говорить с миром, — признается Али. — Никогда не рассматриваю людей на фото как объект съемки: это мой народ, который всегда сохраняет мужество».
В декорациях военного конфликта сделан «Паркур на руинах» (первое место в категории «Спорт»). Сирийский фотограф Мунеб Тайм показал, как молодые люди тренируются на полуразвалившихся домах — другого места у них нет.
Лучшая серия — дистанционная фотосессия Дарьи Исаевой «Домашняя Олимпиада» про спортсменов, не прекращавших напряженные тренировки на карантине.
Дарья по-своему интерпретировала screenlife-формат: фотографии делались через видеозвонки по FaceTime. Получилось сюрреалистично: синхронистка — в ванной, чемпионка по скейтбордингу — на подмосковной веранде со своей доской, чемпион по пляжному волейболу — с мячом в гостиной в Ленобласти.
«Совмещение домашних интерьеров с тренировками подчеркнули абсурд сложившейся ситуации, — отмечает фотограф. — Особенное чувство: год назад снимаешь человека по видеосвязи среди цветов в гостиной, а сегодня видишь, как он надевает золотую медаль на шею».
Самое честное искусство
«Отобранные работы — визуальный пазл, отдающий дань фотографам и их точке зрения», — уверена член жюри, независимый куратор, фоторедактор Рут Айххорн.
Потрясающую по силе серию «Кровавая рана Европы» сделал Александр Ермоченко с Украины. Его вместе с Джошуа Ируанди отметил спецпризом «За гуманитарную фотографию» Международный комитет Красного Креста.
«Обычно сложно попасть на съемку в зону конфликта, а тут она оказалась фактически через дорогу", — говорит Ермоченко, который еще восемь лет назад был офисным работником, но изменил жизнь и стал фотографом.
Он описывает серию как роуд-муви. На снимках — разрушенные дома, мирные жители, ополченцы, колонны танков и пострадавшие от взрывов.
«Было не по себе: ты «закрываешься» от людей камерой, но все равно волнуешься — это как ушат холодной воды, сопереживаешь и понимаешь, что не был никогда в такой ситуации», — делится эмоциями фотограф.
Обычные люди — главные герои серии «Слава профилактике» Патрика Юнкера из Германии (спецприз телекоммуникационной сети «Аль-Маядин»). На фотопортретах — врачи, медсестры больницы в Штутгарте.
«Сразу понял: пандемия — возможно, самое главное историческое событие, которое удастся снять, — рассказывает Юнкер. — Надеюсь, люди поймут, насколько важна работа врача».
А пока он, как и все конкурсанты, ждет окончания пандемии, чтобы посетить Москву.
«Финалисты, кто был в столице, пишут, как скучают и мечтают вернуться, — говорит куратор конкурса, руководитель службы визуальных проектов МИА «Россия сегодня» Оксана Олейник. — Они уезжают влюбленными в город, в наш конкурс — создается большая семья».
Все надеются, что слова Луиса Тато, произнесенные ранее, станут пророческими. Получая награду, он заметил: «Запомните мое лицо, я вернусь — и не один раз!»
Прием заявок от участников на 2022 год начнется 22 декабря, в день рождения Андрея Стенина.