Сельский кремль и первые удаленщики:
что интересного в Ярославской области
Виталий Ковальчук
Великое и Гаврилов-Ям — маленькие населенные пункты даже для Ярославской области, не говоря уже о России. Но для туристов они, пожалуй, могут оказаться поинтереснее многих крупных городов. О том, где между Ярославлем и Ростовом найти то самое “окно в Европу” Петра I, сфотографироваться в санях боярыни Морозовой, заглянуть на один из первых в России футбольных стадионов и узнать об удаленке прошлого века, — в материале РИА Новости.
Окно в Европу в центре села
Великое свое название оправдывает — здесь находится единственный в России сельский кремль. Целый ансамбль: две церкви, колокольни, торговый корпус, угловые башни и ограды. Только традиционных высоких стен нет.
Центральный собор Рождества Богородицы построили всего за три года, в честь победы русских войск под Полтавой. Деньги дал тогдашний владелец села — полководец и сподвижник Петра I Аникита Репнин.
Храм — шестистолпный, с шестью колоннами. Таких в России сохранилось не больше двадцати — возводить их имели право лишь приближенные к царю или особо отличившиеся.
Можно подняться на колокольню. Далеко не каждый турист замечает маленькое окошко в одном из верхних ярусов. Оно смотрит на запад. По легенде, это символ того самого «окна в Европу», которое прорубил Петр I.
Он не раз бывал в Великом. Один из домов, где останавливался император, сохранился. Ему более трехсот лет, и он до сих пор жилой.
Русский Нойшванштайн и первые удаленщики
Местный уроженец, бывший крепостной крестьянин Алексей Локалов к 1860-м разбогател на торговле льном и полотном. На него работало почти все село! Причем в модном сейчас удаленном формате — более чем в 800 домах стояли ткацкие станы. Местные процветали, строили себе жилье из кирпича. Многие из этих зданий сохранились до наших дней. А Локалов, построив фабрику, стал влиятельным текстильным магнатом.
Его сын Александр продолжил семейное дело. В 1890-м он украсил Великое оригинальным «дворцом-теремком».
Фабрикант пригласил молодого архитектора Франца Шехтеля (да-да, того, кто построил особняк Рябушинского в Москве). Зодчий взял за основу замок Нойшванштайн в Баварии и переработал его в русском стиле.
Интерьеры терема не уступают внешнему декору, но сейчас полюбоваться ими нельзя. В здании — детский дом, из-за пандемии туристов внутрь не пускают.
Градообразующий пруд
Рядом с кремлем — большой Черный пруд, который имеет градообразующее значение. Великое — одно из редких сел России с регулярной планировкой.
Улицы, как круги по воде, расходятся от этого пруда. Тут приятно погулять, можно жарить шашлык в специальной зоне.
Исторических зданий XVIII и XIX веков больше всего на улицах Моругина, Ярославской, Советской и Труфанова.
В доме купца-кожевенника Бутикова — музей. Все экспонаты — дар местных жителей. Обязательно закажите экскурсию: любовь гидов к малой родине поражает.
Футбол и ямщики
Когда в 1870 году Локаловым отказали в покупке земли, они построили фабрику в соседнем селе Гаврилов-Ям, в семи километрах от Великого. Заводские корпуса стоят тут и сейчас.
Об истории здешней текстильной империи расскажут в Музее льняной мануфактуры в одном из «локаловских» деревянных домов, когда-то построенных для рабочих. Его основали четыре единомышленницы-энтузиастки, бывшие учительницы.
По словам экскурсовода Галины Крайновой, зарплата и социалка была у Локаловых на таком уровне, что на их фабриках, несмотря на тяжелый труд, текучки никогда не было.
Один из залов музея посвящен футболу. Эту заморскую игру завезли в Гаврилов-Ям англичане, которые налаживали станки на фабрике. Местный стадион «Труд», построенный в 1912 году, — старейший в России из сохранившихся в неизменном виде. Вообще, в футбол в селе играли с 1870-х. Мячи были тряпичные. Правда, хватало их только на полтайма.
Стадион реконструировали в 2018-м. Здесь и сейчас проводят матчи. А поле — одно из лучших в регионе. Очень быстро впитывает воду. Созданная англичанами система дренажа по-прежнему действует!
Название Гаврилов-Ям прямо указывает на ямщицкое прошлое. Здесь была одна из главных станций по пути из Москвы в Ярославль. Транспорту прошлого посвящен Музей ямщика — прямо напротив «льняного».
Там вас встретит «ямщик Гаврила» из XIX века. Он объяснит, когда брались за гуж, где в конной упряжи находится зга и в каких случаях жена могла «поучить» мужа оглоблей.
А в санях-дровнях, как с картины Сурикова «Боярыня Морозова», разрешают полежать и сфотографироваться.
Где остановиться и поесть
Великое и Гаврилов-Ям — в 35-40 километрах от Ярославля и Ростова. На автобусе примерно час, на машине побыстрее. Гостиниц в Великом и Гаврилов-Яме нет.
На неторопливый осмотр каждого населенного пункта лучше заложить три-четыре часа. При предварительном бронировании в музеях Гаврилов-Яма вас угостят чаем с булочками. Перекусить можно в кафе этого города или пирожковой села Великое.
В качестве сувенира покупают, как правило, текстиль местного производства — в Музее льняной мануфактуры. Цены: 100 рублей — кухонное полотенце, 200 — фартук.
Но главное, что оттуда привозят, — впечатления от настоящей русской глубинки, неизбалованной массовым туризмом, где искренне рады каждому путешественнику.