Коровы, курганы, менгиры и ГЭС:
все элементы Хакасии
Ольга Распопова
На карте России эта республика занимает всего лишь 0,36 процента. Но природа здесь настолько разнообразна, что есть все — кроме океана и тропиков. Кажется, Хакасия пока сама не до конца понимает, насколько может быть привлекательной для путешественников. Особенно сейчас, когда так популярен внутренний туризм и хочется в музеи под открытым небом, где не нужно носить маски.
Одни эмоции
«Ах-ух-вау!» — так мог бы звучать официальный слоган республики, и расшифровывается он очень просто: «Посмотришь направо — ах, посмотришь налево — ух, а в целом впечатления — вау». Его предложил Алексей Дружинин, эксперт из Москвы, которого пригласили разработать туристический бренд для края.
Вот, например, произносишь «Алтай» — и сразу ассоциации: горы, Байкал, Шукшин, принцесса Укока. У Хакасии такого же яркого образа пока нет. Но хочется. «На Кавказ собираешься, да?» — спрашивали меня друзья, бывалые путешественники, когда слышали название республики. «Нет, это Сибирь. Южная. Там столица — Абакан», — отвечаю я. «А-а-а, ну да. Когда в «Города» играешь, часто его называют».
Впрочем, «Ах-ух-вау» столичных креативщиков у местных восторга не вызвало. В результате остановились на нейтральном: «Хакасия — земля пяти стихий».
Первые четыре — воздух, вода, огонь, земля. Ну а дальше — та самая фишка. «У Хакасии, кроме захватывающих пейзажей, Енисея, степей и тайги, гор и ветра, есть уникальная особенность — наша республика наполнена историей. Здесь рай для любителей археологии: множество петроглифов, повсюду курганы, каменные изваяния», — объясняет гид Павел Чураков.
И полно коров — вальяжных, упитанных, чистеньких.
Нагло и неторопливо, не реагируя на проезжающие машины, они дефилируют вдоль дорог. И если для этих животных существует рай, то он — в Хакасии.
Любимые мэры
«Здравствуйте» по-хакасски звучит весьма изящно — «изеннер».
Первым приветствует путешественников обычно Абакан. Город, которого могло бы вообще не быть: при Сталине его хотели затопить ради строительства ГЭС. Но этой участи столица республики чудом избежала.
Однако ощущение тревожности остается: город взят в кольцо дамбой. «Мы же понимаем, если что случится на Саяно-Шушенской, нас снесет», — вздыхают хакасы. И летом здесь «вьюжит» — летит пух с тополей, которыми засажен центр: эти деревья хорошо осушают почву, а Абакан стоит на болотах.
На осмотр столицы вполне хватит дня. Для начала — зайдите на Театральную площадь с фонтанами. Рядом — сквер с памятником Ленину, он неканонический, сидящий. «У Вовки лысого» — популярное место встреч местных.
Неподалеку — доска с почетными гражданами, среди которых — трагически погибший три года назад в автокатастрофе Николай Булакин, мэр города. Абаканцы его любили: «Хороший мужик был, мог запросто в автобусе ездить». В общей сложности на посту главы он пробыл 24 года.
Посмотреть на столицу сверху можно с горы Самохвал. Там же — мемориал с современным парком: аллея стел, плюс памятники: древнему воину и советскому солдату-освободителю. На последний, говорят гиды, бурно реагируют москвичи, которые видят в нем черты Сергея Собянина.
А еще в Абакане есть Эйфелева башня. Копия парижской, деревянная — но на фото смотрится отлично. Это в парке «Сады мечты», созданном местным энтузиастом Денисом Рамзаевым, дизайнером-самоучкой.
Тут полная эклектика: японские ландшафты, клетки с живыми кроликами, статуи будд, фигурки бобров. Китч? Да. И одно из любимых мест прогулок.
В Абакане удобно остановиться, чтобы ездить по Хакасии, которая на самом деле прекрасна вовсе не городами.
Степи: места силы
Эту республику многие считают степной, но две трети территории — горы и тайга. Пейзажи такие, что постоянно злишься даже на самую хорошую камеру — не передает всей красоты.
Особенно в «местах силы», которых здесь несколько. Наверное, самое популярное — Сундуки. В летнее солнцестояние здесь проводят фестиваль, на который съезжаются чувствующие тонкие материи. Название эти горы-останцы получили из-за соответствующей формы.
«Это самая древняя природная обсерватория на планете, гораздо старше, чем пирамиды в Египте или Стоунхендж. Так что энергию здесь можно хоть ложкой черпать», — уверяет сотрудница музея. Видимо, она так и делает, потому что угнаться за этой дамой, скакавшей по Сундукам, даже молодежной группе было непросто.
Указателей нет, приходится ориентироваться по тропинкам. Главное — не пропустить полянку у подножия горы и «трон жреца» (он же «кресло шамана»), каменную расселину под Сундуком на вершине. Первая — для женщин, второй — для мужчин, но ритуал примерно одинаковый: сесть и минуту-другую помедитировать.
Чуть сложнее с другим объектом, который находится недалеко от музея-заповедника «Казановка». «Ах тас», или Белый камень (ему более четырех тысяч лет), — просто двухметровый столб из светлого гранита. Однако, по словам гида Павла Чуракова, установлен он в зоне геомагнитной аномалии. Камень нужно трижды обойти по часовой стрелке. А затем «покормить» его с восточной стороны: оставить монетку или еду. И всем телом прижаться к глыбе. Мужчины при этом должны находиться с южной стороны, женщины — с северной. Говорят, лечит от хронических болезней.
Помочь исцелить от бесплодия просят Большую каменную старуху, «Улуг Хуртуях тас» — изваяние настолько почитаемое, что вокруг образовался целый музей под открытым небом. Древний памятник в середине 1950-х перевезли в Абакан, но в 2003-м по настоянию общественности вернули обратно, в Аскизский район. Любимое лакомство божества — молоко, так что к концу дня тут выстраиваются ряды бутылок и банок.
Отличная экспозиция таких каменных изваяний, или менгиров, — в новом здании Хакасского краеведческого музея.
«Мы приглашали шамана. Он ночевал тут в зале, жег костер. Все одобрил», — рассказывает сотрудник музея Юрий Богданов.
Горы: экстрим и рыбалка
Другая важная достопримечательность Хакасии — Саяно-Шушенская ГЭС. Самая мощная в России. Использованного для строительства бетона хватило бы, чтобы построить дорогу от Петербурга до Владивостока. Одновременно может выдержать до трех миллионов включенных чайников. А 70 процентов электроэнергии уходит местному алюминиевому заводу.
К сожалению, сейчас не действуют открытые каскады водосброса (их включают обычно весной), нельзя подняться на гребень (из-за пандемии), не разрешают снять станцию с дрона (а это всегда).
Зато окружающие горы и Енисей никогда не разочаруют. Можно остановиться в уютном поселке Черемушки и путешествовать по округе. Например, опытный сплавщик Олег Лавренов организует рафтинг, если хочется заняться альпинизмом — это в парк «Мраморка», а зимой — на горнолыжный курорт «Гладенькая».
С рыбалкой помогут на базе «Загородный очаг», где уху варят по всем канонам — окуная в котелок головешку и добавляя в бульон рюмку водки. Из специалитетов стоит попробовать хариус, маринованный папоротник, мясо марала, густой потхы, который напоминает тягучий сыр. На десерт — сладости с черемухой.
Наверное, удалось перечислить 0,36 процента того, что ждет туристов в Хакасии.
«Меня лично поразили просторы, цветущая степь, теплые ветра, орлы в небе, фантастическое Красноярское море, мощный Енисей и петроглифы в Оглахты. Удивительное чувство, когда ты разглядываешь древние наскальные рисунки, которым четыре-пять тысяч лет, а они в идеальном состоянии», — говорит руководитель пресс-службы сервиса поездок и путешествий «Туту.ру» Наталья Анисимова, посетившая регион с проектом «Медиаразведка».
Да, билеты из центральной части России сюда недешевые. И дороги ко многим объектам непростые. Но те, кто ищет новых мест и впечатлений, республику точно оценят: это пока совсем нераскрученное направление.
Так что пятая стихия тут — наверное, даже не столько история, сколько любовь.
Выражаем благодарность за помощь в подготовке материала ТИЦ Республики Хакасия.