Самые крупные животные мира:
где их найти и как сфотографировать
Ольга Цынская
Тревел-фотограф Михаил Коростелев увлекается съемкой крупных животных под водой. В интервью РИА Новости он рассказал, как бюджетно провести отпуск на Камчатке, где можно подружиться с дикими медведями и о незабываемой встрече с кашалотом в Индийском океане.
Все началось с любви к дайвингу.
Много лет я путешествовал по земному шару в поисках самых крупных животных мира. А потом начал их снимать. Так и стал подводным фотографом. Смею надеяться, неплохим: не однажды побеждал в международных фотоконкурсах. Люблю поймать в кадр что-нибудь большое и с острыми зубами. А с тех пор как увидел китов, ими интересуюсь больше всего — это незабываемое зрелище! Среди моих любимых мест в России — Шантарские острова, Сахалин и Камчатка.
Мыс Врангеля, расположенный напротив Шантарских островов в Охотском море, — дикое и удивительное по красоте место. Ощущение, что попал на съемки какого-то сказочного фильма.
Знаменит он еще и тем, что именно там существует обособленная популяция редчайших гренландских китов — 300-400 особей, — еще очень мало изученных. Они не покидают Охотское море. Когда сходят льды, десятками приплывают в Бухту Врангеля, чтобы кормиться, общаться, линять. Трутся на мелководье, разговаривают друг с другом.
Иногда в бухту заходят плотоядные косатки, чтобы поохотиться на китов.
А те прячутся и отбиваются от хищниц хвостами, лишь бы не стать их обедом. Вместе с друзьями-биологами мы уже третий год подряд проводим там по месяцу, а то и больше. Фотографируем, исследуем гренландских китов и их жизнь.
Бухта Врангеля — одно из самых потрясающих мест в мире: со скал или с пляжа можно наблюдать за китами, которые находятся буквально в десяти метрах от берега.
Когда мы ложимся спать в палатки, звуки усиливаются в несколько раз благодаря акустике. Дремлешь под бесконечное дыхание китов и всплески воды — они бьют хвостами.
Сахалин я открыл для себя в этом году.
Главной целью нашей экспедиции было встретить плотоядных косаток. В середине июля они приходят на Шантары, в другое время охотятся в районе Сахалина. В основном на нерп, сивучей и тюленей.
К сожалению, косаток отлавливают для развлекательных целей, продажи в океанариумы, для разных шоу. И это ужасно.
Плотоядных животных кормят замороженной рыбой, к которой они совершенно не привыкли, так что беднягам тяжело вдвойне. Не говоря уже о том, что косатки — животные очень социальные и семейные.
Их отлов безжалостен и жесток.
Как правило, к людям попадают детеныши или молодняк. Их семья за своих сражается насмерть. При отлове обычно погибают несколько взрослых особей: запутываются в сетях. Все, наверное, помнят нашумевший инцидент в 2019-м с «китовой тюрьмой». Огромное количество косаток и белух оказались под Находкой на передержке. К счастью, благодаря сильному резонансу, мы тогда отстояли животных — их выпустили на свободу.
За ними невероятно интересно наблюдать именно в дикой природе.
И я стараюсь всеми фотографиями показать, что невозможно создать им приемлемые условия в дельфинариях, в неволе. Хорошо бы запретить позорный отлов китов и косаток для любых целей, в том числе и в России.
Знакомство с Дальним Востоком я начал с Камчатки в 2015 году.
Мы с женой пробыли там волонтерами три месяца. Сперва — в проекте, изучая косаток. Потом — чтобы сделать подводную съемку для Южно-Камчатского федерального заказника. Главная цель — сфотографировать медведей под водой. Потрясающее то время! Мы экспериментировали, жили с этими животными, сделали специальную клетку и всякие приспособления для безопасных съемок. Получилась уникальная серия фотографий бурых медведей на Камчатке.
Курильское озеро — место, которое обязательно нужно посетить любому туристу.
И желательно не в рамках однодневной вертолетной экскурсии. Именно поэтому мы записались волонтерами в Кроноцкий заповедник, чтобы пожить там подольше.
Медведи на Курильском озере особенные: они привыкли к человеку.
Мы буквально жили среди них, они совершенно не агрессивны. Вокруг ходили мамы с детенышами. Отправляясь порыбачить, оставляли нам медвежат на попечение, зная, что с человеком малыши в безопасности. Это какой-то потрясающий мир, где медведи — не свирепые опаснейшие хищники, как в других местах Камчатки или лесах России.
Самая впечатляющая и душевная встреча у меня произошла в Индийском океане.
Я подружился с кашалотом. Мы долгое время общались в воде. Вдруг кит увидел пластиковый пакет в волнах, нырнул за ним, раскрыл пасть и бросил его прямо мне. Словно обвинял меня: «Это твои собратья приносят мусор в мой дом и мешают жить — пластик засоряет наши желудки!»
Я взял пакет, кашалот радостно взмахнул хвостом — словно в знак благодарности — и уплыл.
Вся наша команда молча забралась в лодку. Кто-то даже расплакался. Это было настолько очевидно — животные многое понимают, они умные и мыслящие создания.