Рейтинг@Mail.ru
Как IT меняют профессии: от науки до образования - РИА Новости, 12.07.2021
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Как IT меняют профессии
От науки до образования
Сегодня, чтобы стать востребованным специалистом, недостаточно владеть одной профессией. Информационные технологии прочно входят в нашу жизнь, проникая во все сферы деятельности.
Благодаря IT, люди могут заглянуть в прошлое, разработать инновационные проекты настоящего и спрогнозировать будущее.
На что способны новые технологии и специалисты, владеющие ими, смотрите в материале МИА "Россия сегодня", подготовленном при поддержке Уральского федерального университета имени Б. Н. Ельцина.
Назад в прошлое
О машине времени мечтали многие поколения. Благодаря современным технологиям и работе ученых появилась возможность увидеть, как жили люди в прошлом.
Историки УрФУ три года назад начали проект "Екатеринбург в 1733 г.: историко-антропологическая и архитектурно-пространственная реконструкция", так как от первоначального вида города не осталось ни одного архитектурного объекта. Опираясь на планировку исторического ядра города, планы 1723–1734 годов, аутентичные рисунки и подробные описания создаются 15–20-минутный 3D-ролик, позволяющий "прогуляться" по городу, и интерактивная карта.
Сегодня историки уже создали цифровую рельефную карту на базе первой профессиональной топографической съемки 1854 года. Оказалось, что за 300 лет рельеф местности в центральной части города практически не изменился. Сейчас ученые работают над паспортами отдельных объектов с описанием их размеров и конструктивных особенностей, после чего создадут аксонометрические чертежи — основу для первичной "3D-отрисовки". В перспективе все эти модели застройки будут монтироваться на рельеф, текстурироваться для придания им "естественного" вида.
Цифровые технологии стимулируют развитие гуманитаристики и определяют дизайн профессий будущего: открывают доступ к источникам, облегчают работу археологов в полевых исследованиях, позволяют продуктивно исследовать процессы большой длительности, дают возможность моделировать поведенческие ситуации социальных групп или исследовать причины природных катастроф, имевших влияние на развитие человечества в прошлом.
Дмитрий Редин, руководитель проекта "3D-модель Екатеринбурга XVIII века",
профессор кафедры истории России УрФУ
"Сейчас происходит интенсивное междисциплинарное сближение. На мой взгляд, историк не должен превращаться в IT-специалиста, но, безусловно, должен хотя бы понимать, каким потенциалом обладают цифровые технологии в его отрасли, и уметь обращаться с ними на уровне пользователя. В этом направлении идет сегодня и университетская подготовка гуманитариев, в том числе — в Уральском федеральном университете"
Изменить настоящее
Сегодня ученые всего мира стараются научить робототехнику и беспилотники выполнять задачи, для решения которых раньше требовались целые бригады. Ученые УрФУ тоже работают в этом направлении и обучают беспилотные летательные аппараты собирать мусор в труднодоступных местах.
В данный момент активно идут разработки системы доставки различных товаров при помощи беспилотных систем, что позволит в ближайшем будущем уменьшить количество людей, занятых в этой сфере, и уменьшить издержки, связанные с человеческим фактором.
Олег Ребрин, директор подразделения "Инженерная школа новой индустрии", заведующий кафедрой физико-химических методов анализа УрФУ
"Образовательные программы сегодня должны быть дифференцированы по типу. Мы привыкли к академическим программам, научно ориентированным. Есть программы прикладного типа, которые ориентированы на работу конкретного предприятия. А есть еще более универсальные программы. Сегодня узкая подготовка затруднена: быстро меняются технологии и запрос. Мы стараемся дать ребятам широкую подготовку в разных аспектах деятельности инженеров, самим специализироваться в каком-либо профиле. Это может быть, в том числе и программирование беспилотников"
Студенты УрФУ собирают собственные квадрокоптеры, учатся полету в ручном режиме, а также программированию автоматизированного полета одного или нескольких дронов одновременно.
По окончании курса студент может принять участие в межвузовском этапе соревнований Worldskills.
Вперед в будущее
В прошлом любые процессы разработки лекарств, техники, обучения были связанны с большими временными и материальными затратами. Благодаря появлению технологий в области параллельных вычислений (суперкомпьютеров), IT-решениям на базе нейронных сетей и всему, что касается шифрования и передачи данных, удалось сократить время решения задач в несколько десятков, а иногда
и сотен раз.
Ученые УрФУ совместно с коллегами из Уральского государственного медицинского университета и Тюменского кардиологического научного центра занимаются моделированием течения крови в коронарных сосудах. Эта задача поможет при диагностике и лечении ишемической болезни сердца. Для того, чтобы задать геометрию моделируемого сосуда, необходимо обработать массивы данных томографии пациента. Современные IT-технологии в области фильтрации и распознавания изображений позволяют обрабатывать такие данные быстро и качественно за несколько минут, а не недель, как это было раньше при "ручном" анализе.
Илья Стародумов, ведущий научный сотрудник Лаборатории многомасштабного математического моделирования УрФУ
"У нас в Департаменте математики, механики и компьютерных наук очень сильные образовательные традиции под девизом "Известно, что математика ум в порядок приводит", а одним из приоритетов всегда считалось не только научить студента предмету, но и научить студента учиться самостоятельно. Думаю, это самый ценный и нужный навык не только в IT, но и в жизни"
Психологи УрФУ создают образовательные VR-проекты, помогающие быстро получить необходимые навыки. Чем ближе виртуальная реальность к реальной, тем быстрее происходит процесс обучения. Ученые установили, что сейчас человек может испытывать дискомфорт в VR-очках и не верить в происходящее, потому что не видит своих ног, рук, не чувствует их движения. Чтобы пользователи "глубже" погружались в виртуальную реальность, нужно, чтобы они видели в приложении, как двигается их тело. Это можно сделать за счет датчиков. Если удастся добиться точности движений "виртуальных" рук, можно было бы учить хирургов правильно держать инструмент и делать операцию на виртуальных пациентах.
Светлана Павлова, ведущий инженер Учебно-научной лаборатории нейротехнологий УрФУ
"В наше время специалистов в одной сфере не существует - это не конкурентная способность. Необходимо знать области рядом со своей профессиональной деятельностью, брать шире. Психологи, которые занимаются разработками для облегчения жизни людей, часто обращаются к специалистам в сфере IT, и для того, чтобы дать техзадание программистам, необходимо иметь хотя бы общее представление о программах и технологиях, или программировать на самом простом уровне"
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Обсуждения
Заголовок открываемого материала