Круиз на поезде
Как увидеть семь городов за семь дней и не устать
Светлана Баева
Путешествия по железной дороге опять востребованы и привлекают все больше людей. Сегодня, 15 мая, от Павелецкого вокзала Москвы третий раз отправится туристический состав «Жемчужина Кавказа» (первый отбыл 1 мая). За семь дней — семь городов, абсолютно непохожих друг на друга: горы, древние крепости, парки, водопады.
Поезд проходит через Новороссийск, Кисловодск, Ессентуки, Грозный, Махачкалу, Дербент, Волгоград и возвращается в столицу. Везде пассажиров ждут экскурсии, можно купить пакетный тур или просто билеты и осмотреть достопримечательности самостоятельно. О том, к каким сюрпризам и нюансам стоит быть готовым и что точно удивит, — в материале РИА Новости.
С Транссиба на Кавказ
Состав необычный, на некоторых из 13 вагонов указано «Александр Невский» — они встали на рельсы в 2009 году на маршрут Москва — Санкт-Петербург, а к 400-летию дома Романовых их подготовили для Транссиба. В тур «Императорская Россия» тогда отправились гости со всего мира. Теперь вагоны «перебросили» на Кавказ.
Стоимость просто билетов — от 6,2 тысячи рублей в плацкарте. Купе — 13,2, СВ — 17,7, «Люкс» — более 40. Тур «Гостеприимный Кавказ. Великий шелковый путь» обойдется в 55 800, 66 950 и 73 900 рублей в плацкарте, СВ и «Люксе» соответственно. Синглы — 99 700 и 114 600.
Нескучные попутчики (под организованных туристов выкупают вагоны), завтраки, экскурсии с сопровождением гидов, обедами и дегустациями — включено все.
Первый день: отель на колесах
В СВ полки — друг над другом, напротив них — сиденье, есть телевизор, гардероб, душ, который рассчитан и на соседнее купе (от конфузов убережет кнопка блокировки дверей). И еще много кнопок: климат-контроль, громкость внутреннего радио, несколько вариантов освещения.
Если СВ выглядит тесноватым для двоих, то в «Люксе» есть где развернуться даже втроем. Как оказалось, в такие путешествия многие отправляются с детьми.
Плацкарты и купе современные, удобные, с просторными душевыми. Маршрут составлен так, чтобы день туристы посвящали экскурсиям, а ночь проводили в поезде — «отеле на колесах». Комфорт в данном случае — необходимость.
В дороге можно посетить вагон-ресторан и бар. По вечерам тут живая музыка и танцы. В меню как привычные блюда, так и национальные: салат по-вайнахски, плов с бараниной и сухофруктами или жижиган-чорпа (суп из баранины с овощами). Завтрак входит в стоимость тура: не шведский стол, но сытно.
«Я заказывала еду лишь однажды — попробовать, что предлагают. Завтрака могло хватить и на обед или ужин. Сложно за раз съесть омлет с беконом, сырники, пирожок, булочку или рисовую кашу с курагой, четыре блина и сладкую слойку», — поделилась впечатлениями туристка.
Важный вопрос — связь. «У нас есть внутрипоездная сеть, позволяющая смотреть фильмы, читать книги на портале «Попутчик», слушать музыку, — объясняют в пресс-службе АО «ФПК». — Доступ в интернет — только там, где есть сети сотовых операторов. Мы специально создали портал, чтобы пассажиры могли развлечь себя в пути и без интернета».
Второй и третий день: от шампанского до нарзана
Впрочем, о доступе в Сеть забываешь уже на второй день. Первая остановка — Новороссийск. На перроне встречают оркестр и гид. Экскурсия не очень продолжительная, но познавательная и местами забавная. Вы увидите артиллерийский крейсер «Михаил Кутузов», построенный в 1950-х, единственный в России памятник Леониду Брежневу, услышите легенды местных моряков и даже узнаете, как стать мэром города.
Обед — с казачьим колоритом, под традиционные песни и горилку.
Затем гостям предлагают подняться в горы, в село Абрау — осмотреть знаменитый завод шампанских вин «Абрау-Дюрсо». В длинных коридорах с батареями темных пыльных бутылок нужно быть осторожнее.
В каждой — игристый напиток под давлением шесть атмосфер (в два-три раза больше, чем в автомобильных шинах). Может и рвануть. «Не стоит облокачиваться на них, трогать», — предупреждает гид. После экскурсии — дегустация. Но с детьми в зал не пускают, самостоятельно выйти с завода не получится: любые перемещения — исключительно с сотрудниками.
Во второй день круиза — сразу три города и все санаторные: Ессентуки, Кисловодск, Пятигорск. Тут у жителей мегаполисов обостряется чувство прекрасного: такие великолепные парки и сады. Ессентукский основан в 1849 году, деревья сюда везли со всего мира. В Пятигорске — лермонтовские места, парк «Цветник», беседка «Эолова арфа» и знаменитый «Провалъ».
«Это такая очередь?» — слышатся настороженные возгласы туристов на подходе к природному колодцу с минеральной водой бирюзового цвета. Нет, у водоема без ажиотажа, а вот чтобы сфотографироваться с памятником Остапу Бендеру, придется постоять.
В Кисловодске осмотрите дачу Шаляпина, дом, где родился Солженицын, фонтан, который «танцует» не только водой, но и огнем. И во всех городах обязательно продегустируйте минеральную воду: и с ошеломляющим запахом сероводорода, и любимый нарзан Чехова.
Четвертый и пятый день: города, цитадели, ущелья, каньоны
Дальше в программе — Чечня и Дагестан. Для многих пассажиров самые неизведанные и интересные регионы. Грозный встречает национальными танцами.
Потом везут в горы. Пышная растительность, снежные шапки, над бурлящими реками будто из скалы вырастают две сторожевые Ушкалойские башни. Вблизи селения Нихалой — каскад водопадов. Здесь в жару прохлада и получаются отличные селфи.
В самой столице республики — посещение смотровой площадки комплекса «Грозный-Сити». Правда, погода непредсказуема, в первом круизе подняться не удалось из-за дождя. Но можно было сфотографироваться на фоне красивой мечети «Сердце Чечни». Для юного участника тура и футбольного болельщика сделали остановку у масштабного стадиона «Ахмат Арена».
В соседнем Дагестане поезд стоит всю ночь. А утром у участников тура две программы на выбор: Сулакский каньон или Дербент.
Первая — это «море в горах», Чиркейское водохранилище. захватывающие дух виды, бархан Сарыкум — кусочек пустыни, отделенный от больших песков 300 километрами Каспийского моря. Именно эту экскурсию выбрало большинство. Но погода не предвещала ничего хорошего, и лишь девять человек не изменили в итоге планы. Им повезло: не было ни тумана, ни дождя.
«Там такая сказка! С огромной высоты смотришь на реки, речушки, — говорит туристка Любовь Перминова. — Я объездила весь мир и могу сказать, что это бесподобно!» Передвигаться пожилой путешественнице было непросто, поэтому ей организовали специальное кресло. «Да, болит нога, но она и дома будет болеть, не отказываться же из-за этого от поездок», — рассуждает она.
В Дербенте — прогулки по древней цитадели Нарын-Кала — уникальной крепости, каспийским воротам в Персидскую державу. Некоторым рассказам экскурсовода непогода придавала соответствующий антураж. Например, про колодец — место казни людей ханской крови и высокопоставленных чиновников. Проливать их кровь было нельзя, поэтому приговоренных морили там голодом и жаждой. Или про ханскую баню.
Четверг — мужской день, пятница — женский, и ни в коем случае нельзя посмотреть в ту сторону, если не твой день. Женщинам за это выкалывали два глаза, мужчинам один, чтобы могли сражаться. В музеях цитадели — мирная история: о кувшинах, сватовстве, коврах. И конечно, никакой дождь не испортит виды на Каспийское море.
Дагестанский обед удивил размахом: множество блюд, вкуснейшие лепешки, долма, шашлыки, домашнее вино и дегустация местных коньяков.
Шестой и седьмой день: Победа и отзывы
Последняя остановка — Волгоград — у многих вызвала слезы. Первый круиз был в канун Дня Победы, а Сталинградская битва, длившаяся 200 дней, — важнейшая в Великой Отечественной. Подъем на Мамаев курган к скульптуре «Родина-мать зовет!» — это история в символах.
Лестница, потом длинная аллея с пирамидальными тополями. «Проходим сквозь деревья, как сквозь строй, — отмечает экскурсовод. — У следующих ступеней фигура солдата исчезает, поднимаемся и видим, как он вырастает будто бы из-под земли, закрывая собой Родину-мать». Затем туристы полюбовались городом с борта теплохода.
Среди путешественников были и большие семьи. Например, свекровь, теща, муж, жена и ребенок. «Нас пятеро, занимаем три СВ, — объясняют Валентина Горяева и Татьяна Зайцева. — Детям понравилось Аргунское ущелье, нам Кисловодск. Но и в Дербенте все мечтали побывать». «Туристические поезда были очень популярны в СССР, до трех недель могло длиться путешествие, — напоминает Анастасия Тимко, ведущий специалист ООО «РЖД Тур» (входит в структуру Холдинга «РЖД»). — Весь смысл в дороге — выезжаем из Москвы в дождь и видим, как постепенно меняется природа, погода становится солнечной».
Через неделю, 22 мая, на Кавказ отправят очередной туристический поезд. Возможно, железнодорожные круизы продлят на все лето и даже раннюю осень.