«Нужны крепкие руки»:
что происходит в закрытых городах под Мурманском
Мария Марикян
Базы подводных сил Северного флота, Кольской флотилии, центры военного судоремонта — из-за множества объектов особой государственной важности попасть в Александровск непросто. Закрытый город, отвечающий за безопасность всей страны, живет по строгим правилам. Но местных это устраивает.
Корреспонденту РИА Новости удалось оформить разовый пропуск и увидеть то, что «за шлагбаумом».
Жены подводников
«Вас приветствует столица подводных сил Северного флота» — приезжих встречает яркая вывеска на ветхой многоэтажке. Гаджиево — один из трех городов закрытого административно-территориального образования Александровск. Два КПП, тщательный досмотр. Спецпропуск нужно заказывать минимум за месяц до предполагаемого визита.
Для родственников местных жителей, артистов, приезжающих с концертами и спектаклями, процедура проще. А вот туристам путь в Гаджиево заказан — в ЗАТО их пускают только в города Полярный и Снежногорск. Что касается иностранцев — исключение лишь для граждан СНГ, членов семей военнослужащих и судоремонтников. Да и то по личному разрешению начальника штаба Северного флота.
Население Гаджиево — 13 тысяч человек. Военный гарнизон можно обойти за полчаса. В центр — на площадь у озера — люди стягиваются только к полудню, в это же время открываются торговые точки. В основном женщины с детьми. Увидеть главу семейства — большая редкость.
«Мой супруг — подводник. Постоянно на службе», — говорит Анна Гришко, преподаватель детской школы искусств.
В Гаджиево она переехала из Санкт-Петербурга в 2015-м. К размеренной северной жизни так и не привыкла — каждый день у нее расписан по часам. Анна воспитывает шестилетнюю дочь, дает уроки фортепиано, учится в аспирантуре Санкт-Петербургской консерватории, регулярно выступает с концертами, занимается проектной работой.
Старается сделать все, чтобы у детей военного гарнизона был доступ к знаниям и возможностям наравне со сверстниками из больших городов. Учебное пособие Анны Гришко по предмету «Камерный ансамбль» разошлось по многим учреждениям культуры Мурманской области. Ее проект мастер-классов с известными музыкантами для детей ЗАТО и области дважды выигрывал гранты. «Главный итог — мотивация ребят реализоваться в музыкальных профессиях. Это действительно важно — учреждениям допобразования в регионе не хватает кадров», — подчеркивает Анна.
О том, что перебралась в Гаджиево, не жалеет. «У нас это семейное. Моя бабушка с дедом-офицером в свое время отправилась на космодром Байконур. Жены идут за мужьями — в этом нет ничего героического. Рома — подводник в третьем поколении, участник парада Победы на Красной площади. Моя гордость! Если Родина отправит в другое место службы — будем готовы!»
«Не знаешь, чего ждать»
Проблем с тем, куда пристроить ребенка, нет — множество кружков и секций на любой вкус. Есть даже школа балета. Ею руководит Екатерина Зварко. В Гаджиево она оказалась в 2013-м — когда вышла замуж за моряка-подводника. До этого жила в Петербурге, была солисткой Театра балета Константина Тачкина, часто гастролировала.
«Никто до последнего не верил, что я все брошу. А вот как вышло, — улыбается Екатерина. — Первое время работала в спортшколе. Затем решила переоборудовать одну из комнат в квартире под зал для занятий классическим балетом — очень по нему соскучилась».
Появились ученики, администрация помогла с более просторным помещением.
«Вот так мы, жены подводников, коротаем время, пока мужья где-то в море. Сейчас ждем с дочкой нашего папу — он в очередной командировке, — продолжает Екатерина. — Не переживать не получается — как только муж уходит под воду, все думаю, что с ним, — связи нет. Пару раз я была на субмарине — «в день рождения» лодки для членов семей экипажа устраивают экскурсии. Снаружи — огромная, а внутри так тесно!»
У каждого экипажа свой женсовет. Жены моряков поддерживают друг друга, помогают с бытовыми проблемами. «В целом жить здесь не так скучно, как может показаться. Не хватает разве что мест для семейного отдыха. А ведь для нас каждая встреча — на вес золота».
«Прикипели к Северу»
Административный центр — город Полярный. Раньше это был Александровск — отсюда и название ЗАТО. Туристов сюда пускают, но надо четко прописать маршрут.
«Мы идем навстречу всем, кто хочет побольше узнать о нашем городе, — рассказывает замдиректора городского историко-краеведческого музея Анастасия Князева. — Думаем, чем удивить гостей. Регулярно подаем на гранты, внедряем современные технологи. Приглашаем специалистов из других регионов и сами выезжаем перенимать опыт у коллег».
Анастасия в ЗАТО уже 18 лет. В прошлом году ее супруг уволился с военной службы. Покидать Полярный семья не спешит.
«Прикипели к Северу. Природа хоть и суровая, но очень красивая. А главное — безопасно. Дочки-школьницы очень самостоятельные — не боимся отпускать одних. Все в пешей доступности».
Криминала тут действительно почти никакого. По словам начальника уголовного розыска ОМВД России по ЗАТО Александровск Олега Янченко, серьезные преступления крайне редки. Последнее — пять лет назад в Снежногорске. На свалке нашли останки женщины. Подозреваемого оперативно задержали, тот сразу признал вину. Причина — бытовой конфликт. Осудили по статье 105 УК и отправили за решетку на 12 лет.
«Гаджиево — военный город, там все тихо. Проблемы возникают лишь с гражданскими — в Снежногорске, Полярном», — отмечает Янченко.
Бороться в основном приходится с кражами. Причем, уточняет начальник угрозыска, «в последнее время их число заметно снизилось».
«Нужна мотивация»
Бизнесмен и шеф-повар Игорь Малышев перебрался в Снежногорск с семьей три года назад: «Приехали погостить к родственникам, да так и остались». Директор суши-бара закрыл заведения на Большой земле и начал все с нуля. Благо конкуренция с иностранцами не грозила — компании с зарубежным капиталом сюда зайти не могут.
Малому бизнесу в ЗАТО вполне комфортно, считает Малышев. «Продукты закупаем в Мурманске, перевозчики спокойно проезжают через КПП, у них пропуска. Спрос высокий, качественных заведений не хватает. Проблемы бывают разве что зимой, когда дороги перекрывают из-за метелей. Ну и поваров хороших надо искать извне — без помощи администрации не обойтись. Людям нужна мотивация — не каждый все бросит ради Крайнего Севера».
На крупных предприятиях к привлечению специалистов относятся с особым вниманием. К примеру, судоремонтный завод «Нерпа» в Снежногорске выплачивает надбавку за суровые погодные условия («полярку») в полном размере уже в первый месяц работы.
Кроме того — бесплатное общежитие, талоны на питание.
«Для молодых специалистов предусмотрены и другие компенсации, льготы, — объясняет замдиректора по работе с персоналом, капитан первого ранга запаса Юрий Бузин. — Инженеры в дефиците, конечно. А перспективы у нас большие. Нам нужны грамотные специалисты и крепкие мужские руки!»
Аварийный жилфонд
Проблема, которая беспокоит абсолютно всех в Александровске, — плачевное состояние жилых домов. В 1970-х строили на скорую руку: Северный флот стремительно развивался, быстро возводили простые блочные пятиэтажки, не приспособленные к Крайнему Северу, и заселяли семьи военнослужащих. После сокращения Вооруженных сил в 90-х многие дома опустели. Да и население поубавилось: если в 80-х в Полярном было 28 тысяч человек, то теперь — 17.
Жилье, которое находилось в собственности Минобороны, в нулевые передали муниципальным образованиям. Стены — с трещинами, затопленные подвалы, кровля протекала. Восстанавливать все это в те годы у администрации не было возможности. Сейчас аварийный жилфонд на склонах сопок — еще одна «достопримечательность», которая, правда, совсем не красит Полярный.
«Особенно больно смотреть на памятники архитектуры. Обидно за Циркульный дом. Его называют лицом и воротами в город, поскольку он обращен в сторону Екатерининской гавани», — рассказывает общественница Юлия Говера.
Здание 1930-х годов обветшало, с фасада сыплются кирпич и штукатурка. Часть — нежилая, в другой — штабы Кольской флотилии и несколько квартир.
За Циркульным домом — большой овраг. Он хоть и заброшенный, но местные часто сюда спускаются, чтобы срезать путь. Уже в этом году тут планируют разбить парк. А пока туда стекает грязь и сходит снег с обочин.
На площади Двух Капитанов, где организуют парады, концерты, народные гулянья, — заколоченный Дом офицеров, возведенный в 1980-х. «Закрыли на реставрацию, а затем и вовсе решили снести. Хотят построить Дом культуры, — уточняет Юлия. — С одной стороны, жалко, что город постепенно утрачивает исторический облик. Но есть и плюсы — хоть территорию в порядок приведут».
В целом, добавляет Юлия, в последние годы в ЗАТО стало комфортнее. «Если чего-то не хватает — едем в Мурманск, это час на автомобиле. Особых ограничений не чувствуем». На вопрос, стоит ли открывать город, местные отвечают без раздумий: «Конечно же нет, мы — ядерный щит».
«Не будет флота — не будет нас»
Раньше города Полярный, Гаджиево и Снежногорск были тремя разными ЗАТО. В 2010 году их объединили, финансирование урезали. По словам главы ЗАТО Семена Каурова, ситуация сдвинулась с мертвой точки в 2019-м с приходом нового губернатора Мурманской области Андрея Чибиса — он встретился с президентом и в подробностях описал, в каких условиях живут военнослужащие.
И вот результат — в январе запустили программу реновации ЗАТО и военных городков Мурманской области. Первым делом снесут аварийный фонд — шесть домов в Гаджиево, два в Полярном. Отремонтируют кровлю и фасады школ, культурных центров, а также квартиры военнослужащих. Готовят проект крупного физкультурно-оздоровительного комплекса в Гаджиево. Отчитаться перед федеральным центром нужно уже в июле. Если все выполнят в срок, получат больше средств.
«Реновация — большой прорыв для нас. Обычно справляемся самостоятельно. Большое внимание уделяем формированию комфортной городской среды: оборудуем спортивные и детские площадки, ремонтируем дворовые территории. Также взяли курс на обустройство центров притяжения: в Полярном — территория оврага, в Снежногорске — площадь Мурко, в Гаджиево — площадь Морская Душа у озера», — перечисляет Кауров.
В администрации пытаются добиться от области особого финансирования Полярного. Потребуется немало усилий, чтобы реанимировать единственный населенный пункт Кольского заполярья, удостоенный звания «Город воинской славы». Нужно развивать инфраструктуру, ремонтировать дома и памятники архитектуры. В частности, к 2022-му должны разработать проект по реставрации Циркульного дома.
«Гаджиево, Полярный, Снежногорск — города с разным менталитетом. Прошло 11 лет с создания ЗАТО, но я не могу сказать, что мы стали единой семьей. Каждый считает, что он важнее. Мы же стараемся уделять внимание всем, — подчеркивает Семен Кауров. — Стратегия социально-экономического развития связана исключительно с флотом. Не будет флота — не будет нас».
Кауров — подводник, военнослужащий в третьем поколении. Вся жизнь в гарнизонах — их проблемы ему не безразличны. Он уверен: бытовые условия военных прямо влияют на боеспособность страны. Если государство продолжит поддерживать ЗАТО, за пять лет Александровск кардинально преобразится.