«Одиночка с улицы Симонова»:
что известно о «казанском маньяке»
Виктор Званцев
Выслеживал, оглушал ударом и насиловал — так, по версии следствия, 48-летний Игорь Птицин поступал с девушками, встречавшимися ему на пути. Некоторые погибли, кто-то чудом выжил. «Казанский маньяк» начал орудовать еще в конце нулевых и оставался неуловимым до февраля 2021-го, пока следователям не удалось раздобыть его ДНК.
Однако родные погибших считают, что в деле не все так однозначно и у Птицина мог быть сообщник. Чтобы разобраться в этой истории, корреспондент РИА Новости отправился в Казань.
Таинственный велосипедист
Лесопарк «Лебяжье» — популярное в Казани место отдыха. Удобно добираться, густой сосновый лес и главная достопримечательность — озера. Как только теплеет, на пляжи устремляются тысячи жителей мегаполиса и окрестностей.
В середине мая 2011-го в местных пабликах в соцсетях и на форумах распространились сообщения о нападениях на девушек у озер Глубокое и Лебяжье. Злоумышленник действовал по одной схеме: обгонял жертв на велосипеде, подкарауливал в кустах и наносил удар сзади.
В районный отдел полиции с заявлением о пропаже дочери обратились родители 17-летней Инны Солодянкиной, пропавшей у озера Глубокого. К поискам сразу подключились спасатели и волонтеры. Спустя три дня неожиданно заработал мобильник Инны — им воспользовались охранники местной турбазы.
Один из них признался оперативникам: наткнулся на завернутую в одеяло девушку, решил, что она спит. Снял с шеи цепочку и прихватил телефон. Показал это место.
Находившуюся без сознания Инну поместили в реанимацию — серьезная черепно-мозговая травма. Несколько дней пострадавшая провела в коме. Когда пришла в себя, ничего не могла вспомнить. Выйти на нападавшего тогда так и не удалось.
Тело в лесопарке
Через два месяца, в середине июля, Казань потрясло жестокое убийство 16-летней Ксении Антоновой.
«В тот день она заглянула ко мне на работу, а потом отправилась на встречу со своим молодым человеком, — рассказывает РИА Новости Гузель, мать погибшей. — Спустя пару часов я узнала, что в Воровском лесопарке обнаружили труп девушки».
Ксения лежала на животе без джинсов и нижнего белья. Судебно-медицинская экспертиза установила, что ее ударили тупым предметом по голове, а потом изнасиловали.
Вскоре — новое зверское преступление, по почерку очень напоминающее предыдущее.
«Девятнадцатого августа дочь отдыхала на Глубоком и около четырех часов отправилась домой, — вспоминает Марина, мать 17-летней Даши Максимовой. — По дороге беседовала по телефону с моей снохой, много шутила, смеялась. И вдруг резко замолчала. В телефонной трубке слышалось лишь шуршание пакета. Позднее мы поняли — это убийца волок тело в лес».
Возле озера девушку ждала компания — она не дошла до места встречи буквально несколько десятков метров. Как только телефон Даши стал недоступен, друзья сразу отправились на поиски и заметили возле тропинки капли крови. Увидели линзу от ее солнцезащитных очков, а углубившись в лес, и саму Дашу. Полураздетая, она лежала лицом вниз. На голове зияла огромная рана.
Один из парней, как ему показалось, даже заметил в кустах какое-то шевеление. Вероятно, там прятался маньяк, не успевший довести задуманное до конца, — судебно-медицинская экспертиза показала, что изнасилования не было.
По трагическому совпадению 18-летие Даши, к которому она так серьезно готовилась, совпало с 40-м днем с момента гибели.
Две эсэмэски
Под подозрение попали несколько молодых людей — по словам очевидцев, они в тот день приставали к Даше на пляже. На рубашке одного из них были следы крови. Одежду сразу отправили на экспертизу. Оказалось, что кровь не женская. Подозреваемых отпустили.
Уголовные дела об убийстве Антоновой и Максимовой, а также о покушении на жизнь Солодянкиной объединили в одно производство. Для этого имелись веские основания: Ксюшу и Дашу (девушки были знакомы) ударили по голове одним и тем же предметом, жертвы похожи внешне, совпадал и возраст.
За несколько месяцев оперативники отработали десятки подозреваемых — безрезультатно. Хотя были даже чистосердечные признания, но каждый раз выяснялось, что это психически больные люди. Расследование зашло в тупик.
«Через год после Дашиной смерти мне с разницей в один час пришли две эсэмэски, — говорит Марина. — В них было написано: «Мама, у меня все хорошо, я тебя люблю и очень скучаю! Твоя Дарена». Именно так мы с мужем называли дочь. Я сразу сообщила об этом следователям, но номер отправителя не определили».
Что это было — чья-то злая шутка или какое-то трагическое совпадение, до сих пор загадка.
Новый эпизод
Нападения у Глубокого и Лебяжьего продолжались, местные активисты даже организовали патрулирование.
В 2013-м еще одну девушку ударили по голове спрятанным в пакет из-под сока кирпичом. Это заметил случайный прохожий. Нападавшего — сотрудника очистных сооружений Руслана Маслова — задержали.
Возбудили уголовное дело по статье «Покушение на убийство». Начали проверку на причастность к другим преступлениям.
«Сигнал с пропавшего телефона дочери запеленговали как раз недалеко от места работы Маслова, — добавляет Марина Максимова. — Поэтому подозреваемому предложили пройти полиграф и ответить на вопросы, касающиеся гибели Даши, однако он категорически отказался».
Никаких доказательств не было, и Маслову вменили лишь один эпизод. В 2014-м Кировский районный суд Казани отправил его за решетку на девять с половиной лет.
«Очевидно, на полиграф он не согласился по какой-то причине, — считает отец Даши Вячеслав. — Может, видел, как убивали дочь, либо знал того, кто это сделал, либо тоже принимал в этом участие. Тем более на суде супруга Маслова охарактеризовала его как жестокого и сексуально озабоченного человека».
Вежливый сосед
Ситуация прояснилась этой зимой после визита в Казань группы московских криминалистов. Следователи выполнили несколько глубоких экспертиз ДНК, результаты которых вывели на 48-летнего Игоря Птицина. В СМИ он теперь известен как «казанский маньяк».
В последние годы Птицин числился охранником на одном из оборонных заводов и незадолго до задержания уволился из ФГУП «Охрана Росгвардии». Летом 2011-го работал на предприятии неподалеку от озера Глубокого.
На Птицина вышли по результатам ДНК, которые совпали со следами, изъятыми с места убийства 30-летней женщины. Преступление было совершено еще в 2009-м в парке Авиастроительного района города, совсем рядом с местом расправы над 16-летней Ксюшей Антоновой.
«Новость об аресте Игоря нас шокировала, — рассказывают соседи по дому, в котором Птицин прожил 20 лет. — Он ведь казался образцовым: не пил, не курил, даже не матерился. Окончил два института, одевался с иголочки, такой вежливый. Никогда не отказывал в помощи».
Несмотря на зрелый возраст, Птицин жил с матерью — «женщиной старой советской закалки». Пенсионерка умерла в 2017-м, и по странному совпадению именно в этот год резко оборвалась серия нападений, в которых сейчас обвиняют бывшего охранника.
«Единственное, что настораживало, — это, как нам казалось, полное отсутствие интереса к противоположному полу, — продолжают соседи. — Мы ни разу не видели Игоря с женщиной. Возможно, в молодости у него были неудачные отношения, и с тех пор он больше не пытался ни с кем познакомиться. Не исключено, что затаил обиду».
Также известно, что у Птицина есть старший брат, который живет отдельно вместе со своей семьей. У матери, по словам знакомых, он практически не появлялся.
Цепочка и часы
Следователи пока не спешат комментировать это дело. Птицину вменяют шесть нападений на девушек. По данным РИА Новости, среди них — и Солодянкина, и Максимова.
Впрочем, у родителей Максимовой нет стопроцентной уверенности в том, что с их дочерью расправился именно экс-охранник. Как они говорят, на начальном этапе следователи допустили множество нарушений, это теперь сильно осложняет сбор доказательств.
«Уже на следующий день после убийства нам вернули цепочку и часы дочери. На них была кровь, — рассказывает отец погибшей Вячеслав. — Мы были уверены, что криминалисты сделали все необходимые исследования и выявили ДНК преступника, но это оказалось не так. Более того, Дашу убили 19 августа, а ее футболку на экспертизу забрали из морга лишь 2 сентября. Из-за ненадлежащего хранения одежды точно определить генотип было очень сложно. Криминалистам еще предстоит выполнить развернутый анализ с помощью современных технологий».
Также, по словам родителей Даши, на видеозаписи следственного эксперимента, опубликованной СК, можно узнать место нападения на Инну Солодянкину. Единственное отличие — упоминаемый обвиняемым цвет одежды девушки.
На днях Птицину продлили срок содержания под стражей. Расследование продолжается, не исключено добавление новых эпизодов. Если вину экс-охранника докажут в суде, ему грозит пожизненное лишение свободы.