Первое путешествие буквально вокруг земли
Как это было
Ольга Цынская
Художник, член Русского географического общества Владислав Кетов за 21 год и 21 день совершил первое в истории путешествие на велосипеде буквально вокруг земли. В интервью РИА Новости он рассказал, как заработать деньги за границей, не зная языка, не взорваться на мине в зоне военных действий, почему не нужно бояться диких животных и зачем ему вообще понадобилось это долгое странствие.
Удивительно, но за тысячи лет никто из путешественников даже не предположил, что этот маршрут рисовать не нужно, его надо только увидеть!
На любой карте мира есть единственная линия, не придуманная людьми, а созданная Творцом — граница моря и суши, контур континентов.
С 1991 по 2012 год я проехал вдоль береговой линии четырех материков, по территории 96 стран, это 169 тысяч километров.
В Африку добирался через Суэцкий канал, в Северную и Южную Америку — через Берингов пролив и Панамский канал соответственно. Таким образом, я объехал Старый Свет (Евразию с Африкой) и Новый Свет (обе Америки), то есть всю основную сушу.
При первом взгляде на мой маршрут вы подумаете: это нереально, жизни не хватит.
Реакция окружающих не меняется все эти годы: смесь удивления, неверия, восхищения. На самом деле ничего невероятного тут нет. Просто каждый день продвигаешься по намеченному пути. Тем более что его даже рисовать не надо, настолько все просто.
Идея возникла в моей первой дальней поездке, в 1983 году, сразу после школы инструкторов велотуризма при ленинградском турклубе.
Захотелось соединить новую и историческую родину, прокатиться от Ленинграда до Свердловска. Маршрут, разумеется, выбрал не прямой, а зигзагообразный — получилось 2,2 тысячи километров.
Когда ехал вдоль Волги, возник простой детский вопрос: а если выйти на берег моря (океана) и просто двигаться вперед, куда попадешь? Мысленно представил карту мира и был потрясен. Оказалось, так можно, не пересекая морей и океанов, обогнуть всю сушу, кроме Австралии, Антарктиды и островов.
Первой задачей было — никому не разболтать и застолбить маршрут.
И я молчал пять лет, даже жене ничего не говорил. Зарегистрировал идею только в 1988-м в советско-американском фонде «Культурная инициатива».
Основной этап преодолел за девять с половиной лет.
Без какой-либо поддержки и финансовой помощи. Люди, с которыми общался в пути, крутили у виска со словами: рашен крейзи! При этом связи с домом не было практически никакой. Лишь изредка удавалось позвонить или передать информацию о себе жене, с какой-нибудь оказией. К счастью, супруга меня понимает. Тем более, как любой трудящийся человек, я прилетал в отпуск, пять раз за первые десять лет.
Кстати, за эти десять лет моя жена не работала ни дня.
Обеспечение семьи было моей главной задачей. Дома шансов заработать в то время у меня было немного. По основной специальности я художник-график, портретист. Этим же занимался в пути, выполнив тысячи заказов.
Задача была — заработать не только на путешествие, но и для оставшейся дома семьи.
Это непросто, учитывая отсутствие рабочей визы, конкуренцию, полицию.
С моей точки зрения, языковой барьер не преграда.
На въезде в любую страну я первым делом выяснял, как у них говорят «спасибо». В конце странствия мог поблагодарить на нескольких десятках языков мира. Мимика и жесты — очень немного и осторожно: в разных местах их значение может быть совершенно противоположным.
Главное в общении — интонация, ее понимают все, даже животные.
Если где-то кто-то мне пытался устроить какую-то пакость, я на чистом русском, часто неформальном, рявкал. И за все годы никто, ни одна собака перевод не спрашивала.
Пришлось пересечь порядка восьми зон боевых действий.
Безусловно, это опасно. Главное — мины. Но решение тут простое — нельзя делать ни шага на обочину с асфальта, который минируется только под тяжелую технику. Велосипед к таковой не относится.
Дикие животные, угрожающие путнику, — это миф.
Все звери давно знают, что самое страшное и опасное существо на планете — человек. И все, за исключением летающих кровососущих, стараются держаться от него подальше. Просто не нужно провоцировать их на агрессию: лезть в нору или дергать спящего льва за хвост.
С едой в дороге лучше не экспериментировать и питаться привычными продуктами.
Ночевать — по обстановке. Большая часть Европы и Африки — полевые ночлеги в палатке, подальше от людей. Ведь главная задача — отдохнуть. А это возможно, лишь когда рядом нет как минимум любопытных взглядов.
Когда требовала ситуация или позволяли финансы, старался попасть под крышу.
Хостел, гостевой дом, ночлежка, добрые люди, пожарная часть, полицейский участок — вариантов много.
Даже в самые тяжелые моменты бюрократических засад, безумной усталости, апатии мысли все бросить не возникало.
Я хотел сделать то, что никто никогда не делал. Закрепить приоритет собственный и своей страны на первое в истории путешествие действительно вокруг Земли. Попытаться постичь этот мир и место человека в нем. Понять, в чем смысл нашего существования и корень наших проблем.
Значительную часть жизни я провел в пути. Туристско-спортивный союз Госкомспорта мне первому присвоил почетное звание «Выдающийся путешественник России».
А сейчас у меня есть план следующего суперпроекта Ketov’s contur («Контур Кетова») — новый уникальный маршрут на необычном транспортном средстве.