Саудовская Аравия против России: кому достанется китайский рынок нефти
© REUTERS / Aly SongНефтегазовое хранилище в порту Чжухая, Китай
![Нефтегазовое хранилище в порту Чжухая, Китай Нефтегазовое хранилище в порту Чжухая, Китай - РИА Новости, 1920, 04.02.2021](https://cdnn21.img.ria.ru/images/07e5/02/03/1595870267_0:0:3071:1727_1920x0_80_0_0_d6f9887f8e3e72407c9ed3c55c6825f0.jpg)
МОСКВА, 4 фев — РИА Новости, Ирина Бадмаева. Саудовская Аравия в прошлом году направила в КНР почти 85 миллионов тонн нефти, предоставив скидку и потеснив на этом рынке Россию, откуда поступило 83 с половиной миллиона тонн сырья. На пятки Москве наступают и другие экспортеры — Ирак, Бразилия, Ангола. Даже США, несмотря на экономический конфликт, активно наращивают торговлю. Насколько эта ситуация угрожает нашим национальным интересам — в материале РИА Новости.
Нефтяное яблоко раздора
Саудовская Аравия и Россия — крупнейшие производители и экспортеры нефти, конкурирующие с переменным успехом. На этот раз в королевстве прибегли к демпингу — искусственному снижению цен.
"После того как Москва на весенней встрече ОПЕК+ отказалась сокращать добычу, саудиты предоставили рекордную скидку всем регионам, в том числе и КНР. Китайцы моментально этим воспользовались", — поясняет Ирина Айдрус, доцент Института мировой экономики и бизнеса РУДН.
Естественно, Россия недосчиталась экспорта — 7,5 процента по сравнению с 2019-м. Зато Саудовская Аравия прибавила почти два и вышла на докризисный уровень. Все стараются отхватить кусок нефтяного китайского пирога побольше. КНР — крупнейший импортер, на эту страну приходится более 13 процентов общемирового потребления. За год туда поставили 542,4 миллиона тонн сырья (10,85 миллиона баррелей в сутки). Несмотря на пандемию, импорт вырос на 7,6 процента.
© AFP 2024 / Giuseppe CacaceНефтяной танкер в порту Рас-эль-Хаир в Саудовской Аравии
![Нефтяной танкер в порту Рас-эль-Хаир в Саудовской Аравии Нефтяной танкер в порту Рас-эль-Хаир в Саудовской Аравии - РИА Новости, 1920, 03.02.2021](https://cdnn21.img.ria.ru/images/07e5/02/03/1595873296_0:0:3313:2047_1920x0_80_0_0_5e85c79810252eb5d00d6e922f977a21.jpg)
Нефтяной танкер в порту Рас-эль-Хаир в Саудовской Аравии
"Экономика КНР восстанавливается приличными темпами, и спрос на топливо продолжит расти. Скоро достроят четыре нефтеперерабатывающих завода общей мощностью более миллиона баррелей в сутки. При этом население приближается к полутора миллиардам, — рассуждает Олег Каленов, доцент кафедры экономики промышленности РЭУ имени Г. В. Плеханова. — Поэтому потребление нефти внутри Китая тоже увеличивается. Значительная часть мощностей ориентирована на производство пластика".
Кроме того, по торговому соглашению с Вашингтоном Пекин обязан поднять импорт энергоносителей в 2021-м почти на 34 миллиарда долларов — до уровня в два раза больше, чем в 2020-м, напоминает Ирина Айдрус.
С прицелом на азиатский рынок
Третий импортер нефти в КНР — Ирак, нарастивший поставки на фоне их сильного снижения из Венесуэлы из-за американских санкций на 16 процентов, до 60,12 миллиона тонн. На четвертом месте — Бразилия с 42 миллионами, на пятом — Ангола.
Несмотря на политические и экономические разногласия, американцы увеличили экспорт в три раза, до 19,76 миллиона тонн. "Однако российская нефть все же обходится Китаю дешевле за счет нефтепровода "Восточная Сибирь — Тихий океан" и близлежащих портов к китайским НПЗ", — уточняет Олег Каленов.
© РИА Новости / Алексей Бабушкин | Перейти в медиабанкНефтеперекачивающая станция № 21 ОАО "АК "Транснефть" в Сковородино, где сегодня состоялось открытие российского участка нефтепровода "Россия — Китай"
![Нефтеперекачивающая станция №21 ОАО АК Транснефть в Сковородино, где сегодня состоялось открытие российского участка нефтепровода Россия - Китай Нефтеперекачивающая станция №21 ОАО АК Транснефть в Сковородино, где сегодня состоялось открытие российского участка нефтепровода Россия - Китай - РИА Новости, 1920, 03.02.2021](https://cdnn21.img.ria.ru/images/151210/18/1512101804_0:0:3000:1956_1920x0_80_0_0_9e166505328e96f7f19666a29097c8c8.jpg)
Нефтеперекачивающая станция № 21 ОАО "АК "Транснефть" в Сковородино, где сегодня состоялось открытие российского участка нефтепровода "Россия — Китай"
В общем, экономисты не видят для России особых рисков на китайском рынке. Отнять долю не получится даже у предприимчивых экспортеров ближневосточного королевства.
"Саудиты добились лишь временного преимущества: по объемам поставок, но не по суммарной выручке. В основном за счет демпинга. Россия также могла предоставить скидку и тем самым сократить отставание. Но тогда казна недополучила бы прибыль", — говорит Петр Пушкарев, ведущий экономист информационно-аналитического центра "ТелеТрейд".
Он отмечает, что бюджет Саудовской Аравии зависит от нефти намного сильнее российского. Эр-Рияду было критично важно сохранить или расширить долю рынка в кризисный год. Отсюда и демпинг.
Впрочем, российские доходы сократились и без скидок. За январь-ноябрь — почти на 41 процент, до 66,4 миллиарда долларов. Такие данные приводит Федеральная таможенная служба. Это результат падения поставок и стоимости углеводородного экспорта, отмечает Ирина Айдрус.
© РИА Новости / Евгений Одиноков | Перейти в медиабанкЖелезнодорожные вагоны-цистерны для перевозки нефти и топлива
![Железнодорожные вагоны-цистерны для перевозки нефти и топлива Железнодорожные вагоны-цистерны для перевозки нефти и топлива - РИА Новости, 1920, 03.02.2021](https://cdnn21.img.ria.ru/images/07e4/05/1b/1572066757_0:0:3077:2048_1920x0_80_0_0_39b6e7017fce521b8ab9885ca2c11b19.jpg)
Железнодорожные вагоны-цистерны для перевозки нефти и топлива
При этом доля нефтегазовых доходов бюджета снизилась к осени почти на 14 процентов, до 29,3 — исторического минимума. Тем не менее задача слезть с нефтяной иглы до сих пор актуальна.
Рентабельность добычи и продажи углеводородов даже в кризис очень высокая. Поэтому несырьевые сферы не столь привлекательны для инвестирования. Перекос можно устранить, подняв налоги на отрасль и перераспределив доходы, считают экономисты.
С нефтью по жизни
В 2020-м страну спасла подушка золотовалютных резервов, которые за год даже увеличились на 40 миллиардов долларов. "Прибыль российских нефтяных компаний в рублях из-за ослабления курса и при практически неизменной, но достаточно высокой стоимости бензина на внутреннем рынке, помогла удержать цену экспортной нефти. Но пришлось немного пожертвовать объемами", — объясняет Пушкарев.
Теперь пора скидок позади, мировой спрос на нефть активно восстанавливается. В Международном валютном фонде ожидают, что средние цены увеличатся в 2021-м на 20 процентов относительно низкой базы 2020-го.
Как бы то ни было, аналитики не считают конкурентов на рынке нефтепродуктов опасными для России. В Азии у отечественных экспортеров давно все налажено. Более того, НПЗ Китая и Индии могут потребовать в ближайшие пять-семь лет даже больше топлива, поскольку там не торопятся переходить на зеленую энергетику. Темпы развития промышленного производства в этих странах стабильно высокие.
Кроме того, вероятно, сократится сланцевая добыча в США, где администрация нового президента запретила бурение на федеральных землях. По всей видимости, развернуться сланцевикам, как при Дональде Трампе, не дадут. Значит, значительная часть нефти останется на внутреннем рынке.