Тревел на всю голову
Как правильно путешествовать по заповедникам России
Ольга Цынская
Семейная пара тревел-фотографов Елена Щипкова и Игорь Дмитриев путешествуют по природным заповедникам России. В интервью РИА Новости Елена рассказала о том, почему уже не мечтает встретить медведя, как розовые пеликаны кормят своих черных птенцов, что делать, если вас укусила гадюка, и где на расстоянии вытянутой руки можно увидеть краснокнижных сайгаков и дзеренов.
Сначала мы путешествовали по заграницам.
А последние пару лет — по России. В стране есть на что посмотреть, поэтому мы очень ратуем за развитие внутреннего туризма. Хотим, чтобы люди увидели свою родину.
Однажды я написала в блоге о заповедниках и в комментариях прочитала: а что, в России они до сих пор существуют?
Это нас сильно задело. И мы решили сделать проект о заповедниках и национальных парках, который так и назвали: «Прозаповедник».
За два сезона успели побывать во многих заповедниках.
Первым был Керженский в Нижегородской области. Удивительный факт: в моем блоге о нем прочитал житель Нижнего Новгорода, от которого он буквально в 50 километрах, и удивился: ведь впервые о нем слышит! Получается, многие не знают, что находится у них под боком!
Ездили в Волжско-Камский заповедник, национальные парки «Смоленское поозерье» и «Самарская лука», заповедник «Черные земли» в Калмыкии.
Потом отправились в сторону Дальнего Востока и Забайкалья: Даурский и Буреинский заповедники, «Земля леопарда», «Кедровая падь», Сохондинский и Байкальский.
Одно из самых ярких впечатлений — «Черные земли».
Я впервые попала в степь. И для меня это было открытие — в отличие от моего мужа, который вырос в Южном Казахстане. Мы два дня наблюдали за сайгаками, причем на расстоянии вытянутой руки. Сидели на берегу реки, когда животные шли на водопой. Потрясающее зрелище!
А еще — розовые пеликаны на озере Маныч-Гудило.
И огромная толпа их черных детенышей! Птенцы настолько страшные, что даже кажутся красивыми! Я снимала с очень близкого расстояния, как взрослые птицы прилетали их кормить. Выглядело это так, будто полчище Мамая идет на Русь. Их очень много, стоит страшный гул. Не описать словами!
В Волжско-Камском заповеднике я отправилась с местным герпетологом Алексеем посмотреть, как проходит учет пресмыкающихся.
Он взял меня с собой лишь после обещания, что я не стану даже пытаться погладить змей и буду молча наблюдать за процессом. Была задача пройти определенный участок и поймать на нем все, что ползает: змеи, ящерицы. Большого улова не получилось, так как дело было летом, стояла сильная жара. Сначала Алексей поймал ужа. Измерил его длину, взвесил, сфотографировал, поставил специальные метки.
Впервые в жизни я увидела защитную реакцию ужа. Когда его ловят, он притворяется дохлым.
И начинает жутко вонять! Даже в лесу, на расстоянии нескольких метров, дышать было сложно. Но как только Алексей его отпустил, он смылся со скоростью свиста.
С гадюкой было то же самое, но страшнее.
Нужно обязательно соблюдать меры предосторожности. Если она все-таки укусила — срочно принять антигистаминный препарат и поехать в ближайшую больницу. К счастью, ее яд для человека не смертелен. Ну и, конечно, отправляясь туда, где даже теоретически могут быть змеи, нужно надеть высокую обувь и ворошить перед собой палкой.
Самый главный совет: увидев змею, обойдите ее стороной.
Ни одно животное не нападет на вас, если не наступать ему на хвост. Конечно, если это не проголодавшийся тигр.
Даурский природный заповедник находится в Забайкалье, на самой границе с Монголией и Китаем.
Мы поехали туда, чтобы увидеть дзерена (некрупная, стройная и легкая антилопа). Его часто путают с джейраном. Но это разные животные, хотя и родственники.
Долина дзеренов в этом заповеднике — единственное место в России, где можно встретить этих прекрасных копытных в естественной среде обитания. В неволе они не живут вовсе, вы не увидите их ни в одном зоопарке мира. У нас в стране они занесены в Красную книгу как исчезающий вид.
Во многих заповедниках и национальных парках России есть очень интересные экскурсионные туристические маршруты.
И пока границы закрыты из-за эпидемии коронавируса, самое время познакомиться с ними. Это сказочно красивые места, с отличной инфраструктурой для путешественников. Уверяю, вы привезете море положительных впечатлений!
Стоит помнить, что в любом заповеднике есть правила поведения.
Например, нельзя приехать с домашними питомцами. И неважно, кошка это, собака или поросенок. Вас просто туда не пустят. Запрещено жечь костры, ломать ветки, оставлять за собой мусор. Нельзя сходить с экотропы, чтобы случайно не наступить на редкое растение, которое может оказаться последним в мире, и как-либо беспокоить животных.
Это не африканское сафари и не зоопарк.
И совершенно необязательно, что из-за каждого куста вам будет махать лапой медведь или зайчик прибежит за морковкой. Люди даже жалобы пишут: мол, как это так, мы приехали, заплатили за экскурсию, а никакой лось к нам не вышел. Когда идет толпа туристов в 30 человек, даже белочки прячутся. А гарантированно увидеть медведя вы можете на Камчатке.
Если очень хотите сфотографировать какое-то животное, есть специальные укрытия, так называемые скрадки.
В ожидании там проводят от пары часов до нескольких дней или даже недель. Тогда есть возможность увидеть подошедшего совсем близко зверя.
У меня всегда было большое желание, прямо пунктик — посмотреть на медведя.
Но куда бы мы ни приезжали, нам никак не удавалось его застать. Самое обидное, местные говорили, что накануне мишка со всей семьей приходил прямо в поселок или велосипедист встречался с ним на соседней улице.
В «Смоленском поозерье» нам рассказали, что буквально накануне видели мишку на тропе возле поселка.
Вечером мы с мужем пошли по лесной тропинке к озеру Сапшо, чтобы поснимать закат. И увидели огромный разрытый муравейник (так любят делать медведи), который еще утром был целехонек. Сразу поняли, что где-то совсем рядом бродит потапыч.
Сумерки, лес, фонарей нет. Вдруг мы видим: на нас идет что-то большое и лохматое!
Я не знала, что делать: то ли орать, то ли бежать и спасаться, то ли хватать фотоаппарат и фотографировать. А через пару секунд «медведь» вдруг залаял, радостно виляя хвостом! Оказалось, девушка выгуливала собаку породы леонбергер, которую называют собака-медведь. Она огромная, лохматая и коричневого цвета.
И еще неизвестно, кто испугался больше: мы с мужем или его хозяйка! Ведь она знала, что рядом ходит зверь, и тоже перепутала нас с ним.
Ощущения были незабываемые. С тех пор я уже не мечтаю о встрече с косолапым.