Боевой малый
Отстреливаем новый пистолет «Полоз» для оперативников
Андрей Станавов
Такой же компактный, как привычный оперативным сотрудникам «Макаров», но при этом по-армейски мощный и многозарядный — на форуме «Армия-2020» подмосковные оружейники впервые представят компактный пистолет «Полоз», разработанный специально для скрытого ношения. Новым «короткостволом» уже всерьез заинтересовались в МВД и Росгвардии. Начальник отдела «Армия и силовые структуры» редакции сайта Ria.ru Андрей Станавов стал первым журналистом, которому доверили опробовать опытный образец «Полоза» в деле.
Карманная «гаубица»
В тире испытательного полигона климовского ЦНИИТОЧМАШ (входит в «Ростех») царит полумрак и пахнет оружейным маслом. Конструктор «Полоза» Иван Козлов с характерным щелчком вынимает из рукоятки магазин, привычным движением сдергивает кожух-затвор, достает ствол, ударно-спусковой механизм и возвратную пружину. Затем быстро собирает пистолет в обратном порядке и кладет на стол. Внешне «Полоз» мало чем отличается от уже знакомого нам армейского «Удава», разве что заметно компактней.
«Большие «пушки» нужны не всем, — объясняет Козлов. — Мы надеемся, что «Полоз» в первую очередь закроет потребности оперативных сотрудников МВД и Росгвардии, которым для постоянного скрытого ношения необходимо легкое, компактное оружие, причем многозарядное».
Вкратце напомнив базовые правила обращения с огнестрельным оружием, Иван снаряжает патронами несколько магазинов и приглашает на огневой рубеж. В галерее — стандартная дистанция ближнего боя: 15 метров.
Досылаю магазин, взвожу затвор, совмещаю мушку с целиком и фокусируюсь на черном яблоке мишени. Первая пятерка уходит «в молоко», причем понимаю, что дело тут явно не в пистолете. Слегка концентрируюсь, корректирую стойку и добиваюсь нескольких «семерок» и «восьмерок». Вот так уже лучше.
Несмотря на заметно «похудевшую» рукоятку, «Полоз» на удивление плотно ложится в руку и не пытается выскользнуть даже в режиме темповой стрельбы. Ведет себя довольно предсказуемо и стабильно, удерживать его на линии прицеливания несложно как при хвате одной, так и двумя руками.
«Для улучшения эргономики мы предусмотрели на рукоятке три участка с повышенной шероховатостью, вроде крупной наждачки, — рассказывает инженер-конструктор третьей категории Елизавета Яровая. — Со временем они не сотрутся: выжжены на поверхности специальным электродом. Рукоятка у нас из армированного полиамида, поэтому технологически это сделать несложно».
По словам Ивана, к созданию компактного пистолета девушку привлекли неслучайно: в полиции и Росгвардии служит немало женщин, поэтому конструкторам было важно понимать, насколько новое оружие будет удобным для них. Кроме непосредственно проектирования, Лиза участвует в тестовых отстрелах на кучность и ресурс, дает рекомендации по эргономике оружия.
На смену «деду Макару»
Первое, на что обращаешь внимание при стрельбе из «Полоза», — отдача ощутимо слабей, чем у армейского «старшего брата». Сказывается сниженная энергетика патрона 9х19 Luger. Впрочем, как уверяют разработчики, для уверенного пробития бронежилетов второго класса защиты на дистанциях до 50 метров ее вполне хватает, чем не может похвастать «макаровский» патрон 9х18.
«Главный фактор здесь — скорость пули, — говорит Козлов. — Когда мы отпиливаем от ствола кусок длиной 20 миллиметров, она падает максимум на десять метров в секунду. С точки зрения пробиваемости это погоды не делает. Стволы у нас хорошие, кованые, кучность высокая. По сути, «Полоз» — это уменьшенная версия армейского «Удава»: та же схема работы автоматики, те же материалы. Только назначение другое». Основные потенциальные заказчики «Полоза» — Росгвардия, МВД и, возможно, ФСО и ФСБ России, если какому-то из подразделений потребуется надежный компактный «короткоствол» под патрон калибра 9х19 миллиметров.
«Мы ориентировались на тех, кто не расстается с оружием, — подчеркивает инженер Игорь Беляев. — Как правило, это опера. В стычках с бандитами и на задержаниях мощности патрона 9х19 им хватит за глаза. Это не война, где нужно пробивать шлемы и тяжелые бронежилеты. «Полоз» идеально подходит для повседневного ношения с патроном в патроннике — у него легкий самовзвод, позволяющий сделать быстрый и прицельный первый выстрел, привычная многим «макаровская» схема с курком и предохранителем».
При этом, добавляет Беляев, по боевым характеристикам «Полоз» значительно превосходит пистолет Макарова. При плюс-минус том же весе и габаритах в магазине — 15 патронов против восьми «макаровских», причем более мощных. Крупные мушка и целик с контрастными точками позволяют быстрее сосредоточиться на цели.
«Когда на вооружение принимали «макаров», техника стрельбы из пистолета была принципиально другой, — отмечает инженер. — Классическая стойка, левая рука за ремень, вытянутая правая, дистанция — 25 метров. Сейчас так никто не стреляет. Пистолет считают оружием для огневого контакта накоротке, в помещениях. Дистанция — максимум пять-десять метров. Профессионалы зачастую даже не совмещают мушку и целик, а стреляют с ходу — «по стволу». Для этого на «Полозе» имеется прицельная планка, как на охотничьих ружьях по типу планки «батю».
Как и на старшей модели, на новом пистолете предусмотрены пазы Пикатинни для установки тактических фонарей и лазерных целеуказателей.
Модули, курки и ударники
Главный отечественный конкурент «Полоза» — пистолет Лебедева ПЛ-15К (К — компактный) от концерна «Калашников». Но назвать его однотипным можно лишь с натяжкой: в отличие от образца Козлова ПЛ-15К выполнен по ударниковой схеме и лишен внешнего курка. Причем он чуть тяжелее — из-за алюминиевых рамки и рукоятки — и уступает по емкости магазина: на один патрон меньше.
Из западных аналогов «Полоз» можно сравнить разве что с компактной версией германо-швейцарского пистолета SIG Sauer P320, под индексом M18 победившего в конкурсе Modular Handgun System на новое короткоствольное оружие для армии и ВВС США. Правда, он тоже бескурковый.
«На Западе сейчас мода на ударниковые системы, хотя нравится такая схема далеко не всем, — рассказывает Иван Козлов. — Ударник плох тем, что его нельзя спустить без выстрела, а также непонятно, в каком состоянии находится пистолет. С курком сразу видно, спущен он или стоит на боевом взводе. Кроме того, бескурковые механизмы отличаются более тугим спуском, поскольку ударник довзводится нажатием на спусковой крючок. А чем туже спуск, тем хуже кучность на дальних дистанциях. К слову, если у «Полоза» усилие на спуске — полтора килограмма, то у P320 — минимум два с половиной».
Кроме «Полоза», ЦНИИТОЧМАШ привезет на «Армию-2020» гражданскую и спортивную версии «Удава», разработанные в рамках ОКР «Аспид». Обе изготовлены под тот же патрон 9х19 Luger и максимально унифицированы.
«Гражданский образец РГ-120-1 — это практически копия «Удава», просто переработанная под более слабый патрон, — уточняет Козлов, разбирая пистолет и раскладывая детали на столе. —Взаимозаменяемость тут полная, за исключением ствола и магазина. Такой же простой и надежный пистолет. Есть еще вариант РГ-120-2, но это уже чисто спортивное решение. За счет увеличенного веса он стабильней при стрельбе, оснащен коллиматорным прицелом и не имеет внешних предохранителей».
По словам конструктора, модульность — едва ли не главный принцип, которому сейчас стараются следовать разработчики новых образцов стрелкового оружия. К примеру, полноразмерный 18-зарядный магазин от «Аспида» можно без проблем вставить в «Полоз», выступающую часть закрыть специальной заглушкой. Точно так же легко поменять между собой стволы и кожух-затворы.
«Есть люди с крупной кистью, которым небольшая рукоятка «Полоза» покажется маленькой и неудобной, — продолжает Козлов. — Тогда мы можем взять от «Полоза» затвор со стволом и скомпоновать их с полноразмерной рукояткой от «Аспида» или «Удава». Получим короткий пистолет с более ухватистой рукоятью».
Конструктор не скрывает, что многие решения по взаимозаменяемости деталей заимствованы у западных коллег, которые уже съели на этом собаку. Так, тот же SIG Sauer P320 сразу проектировали по концепции модульного оружия, и он в считанные минуты адаптируется под конкретную тактическую задачу или телосложение владельца. К тому же это здорово облегчает жизнь производителю.
И хотя «змеиную линейку» пистолетов ЦНИИТОЧМАШ пока нельзя в полной мере называть модульной, она подарила российским инженерам бесценный опыт, который пригодится при создании других перспективных образцов короткоствольного стрелкового оружия.