https://ria.ru/20200415/1570097426.html
Священник Александр Волков: причастие дома - это не про доставку "услуги"
Священник Александр Волков: причастие дома - это не про доставку "услуги" - РИА Новости, 07.05.2020
Священник Александр Волков: причастие дома - это не про доставку "услуги"
Православные москвичи с понедельника не могут посещать богослужения. На Пасху (в этом году 19 апреля) они также не смогут исповедоваться и причаститься. Все... РИА Новости, 07.05.2020
2020-04-15T19:00
2020-04-15T19:00
2020-05-07T22:06
религия
общество
москва
александр волков (политик)
сергий радонежский
интервью - религия и мировоззрение
религия
коронавирус covid-19
https://cdnn21.img.ria.ru/images/149441/03/1494410371_0:0:2500:1407_1920x0_80_0_0_64b11fcee73a490501bb4d8ced4046cd.jpg
Православные москвичи с понедельника не могут посещать богослужения. На Пасху (в этом году 19 апреля) они также не смогут исповедоваться и причаститься. Все из-за новых мер по борьбе с коронавирусом. О том, как адаптироваться к этим условиям, кто в Москве может претендовать на причащение у себя дома и как сделать "домашнее причастие" возможным для всех желающих - рассказал в интервью РИА Новости председатель информационной комиссии Московской городской епархии, настоятель столичного храма преподобного Сергия Радонежского в Солнцево священник Александр Волков. Беседовал Артем Буденный.- Отец Александр, как Вы оцениваете решение властей из-за сложной эпидемиологической ситуации закрыть храмы в Москве и области для прихожан?- Это оправдано. Церковь прислушивается к рекомендациям светских властей, с вниманием относится к реальным угрозам, которые сейчас есть. Ничто не может быть важнее жизни людей. Поэтому должны применяться все возможные меры, в первую очередь – ограничение личного общения.Этот период просто нужно пережить, не сопротивляться, не придумывать оправданий, а воспринять это серьезно. Сегодня не только от настоятелей храмов, но от каждого человека зависят жизни и здоровье людей.Такой рост заболеваемости, на мой взгляд, связан, в том числе, с невниманием сограждан к этой беде – это касается всего общества. Церковь, кстати, делала все необходимое, постепенно ограничивая прихожан в их церковной жизни.Это важный опыт переживания разлуки с Церковью, переосмысления себя и своей христианской жизни. - Верующие, с которыми Вы общаетесь, с пониманием относятся к ограничениям или возмущаются?- Могу сказать по своему храму. Наша община оказалась очень внимательной и отзывчивой: указания властей и призыв патриарха молиться дома восприняла трезво. Ажиотажа у прихожан, в связи с новостью о том, что в понедельник храмы закроют – тоже не было. Мы провели три литургии в прошлое воскресенье - на каждой было по 20-25 человек. Обычно приходит по 300-400.Наши прихожане грустят, воспринимают эти временные ограничения как неприятное, но необходимое явление. Надеюсь, что эта ситуация послужит нашему укреплению и усилению заботы друг о друге.- Штрафуют ли прихожан за то, что они идут в храмы?- Пока таких случаев в моем храме не было. В воскресенье, например, перед храмом стояли полицейские и увещевали, предупреждали о необходимости находиться дома. Но в храм заходить не мешали.- После введения ограничений на участие в богослужении, верующие приходят к храму?В понедельник и вторник прихожан на службах уже не было. Днем люди приходят, ставят свечи и уходят. В большинство столичных храмов можно попасть, но во внебогослужебное время и для частной молитвыНадо сказать, мы не теряем связь с людьми: общаемся в приходских группах, мессенджерах. Священники проводят встречи онлайн, например, сейчас - о Страстной седмице. Мы рассылаем тексты последований, объясняем, как совершать домашнюю молитву, предлагаем смотреть трансляции богослужений и просто рассказываем о Страстной неделе. Обычно мы делаем все то же самое, но "оффлайн" - в храме.- Духовенство часто цитирует слова Христа: "Где двое или трое – собраны во имя Мое, там Я посреди них". Участие в богослужении онлайн – это то же самое, что в храме? - Не считаю, что богослужение онлайн - это альтернатива реальному богослужению. Это не одно и то же. Личное участие в богослужении в православной традиции имеет значение. А онлайн трансляция – дает ощущение соучастия, это эмоциональная сторона.Скоро ограничения прекратятся, а возможность посмотреть службу останется. Не стоит привыкать к таким онлайн - возможностям. Но здесь нужно разделять. Одно дело трансляция богослужения, которое совершается в храме для собравшихся там. И совсем другое – проведение онлайн-богослужений, рассчитанных именно на дистанционное участие прихожан. Последнее - уже совершенно несвойственная Православной Церкви форма служения, она сейчас реализуется в западных деноминациях. - Какие возможности есть у верующих для причащения, возможны ли дистанционные исповедь и причастие?- Любое таинство предполагает личное участие человека. И в первую очередь – причастие. Да, в истории Церкви есть практика причащения дома ранее освященными дарами, но эта практика все же предполагает, что сами Дары уже были освящены в присутствии общины в храме, а затем разнесены тем, ко находится дома. А онлайн-причастие в современном православном богословском осмыслении Евхаристии представляется совершенно невозможным.В большинство столичных храмов можно попасть, но во внебогослужебное время и для частной молитвыКроме того, есть практика общей исповеди, когда человек не контактирует напрямую со священником. Священник перечисляет грехи, а люди молятся о прощении, а потом для всех читается общая разрешительная молитва, но эта форма исповеди также совершается в храме. - Есть информация, что люди ездят в другие регионы, где прихожан еще пускают на богослужения и можно причаститься. Как Вы к этому относитесь? Это странная практика, вытекающая из индвидуализма, несвойственного на самом деле христианству. Но, к сожалению, этот индивидуализм часто возникает в нашей церковной жизни. Человек может представлять, что происходящее в Церкви совершается лично для него: таинства совершаются для его личной поддержки, молебны служатся для того, чтобы исполнить его личные просьбы, а в храм он приходит, чтобы решить свои личные проблемы.В действительности учение Церкви состоит в том, что человек живет внутри общины, своего прихода, членом которого он является. И если вся община в силу каких-то причин страдает, то и он страдает как ее часть, как об этом говорил апостол Павел. А при индивидуалистическом подходе получается так: спасение утопающих дело рук самих утопающих. Это неверный подход.- В Церкви есть практика причащения больных на дому. Не будет ли она распространена на всех желающих?- Наши священники регулярно приходят к пожилым прихожанам. Что касается причастия дома для всех желающих - если мы говорим, например, о селе на 50 домов, где пять старушек хотят причащаться, священник пусть окормляет каждую. А если речь о храме в большом московском районе, то даже для того, чтобы охватить несколько десятков прихожан в один день - нужны колоссальные усилия. А это маленькая часть большого прихода, который, как правило, насчитывает тысячу человек.Поэтому технически сложно охватить всех желающих причащаться на дому, но организовать это в принципе возможно: по записи, может быть, сделать распределение по дням, адресам. Для этого нужно колоссальное организационное усилие - это должно быть решение патриархии, а не одного храмаВсе это возможно, если ограничения на перемещение людей сохранятся надолго. Если бы речь шла про годы, нужно было принимать системные решения.- Кто сейчас в Москве может претендовать на "домашнее" причастие?- Причастие дома - это не про доставку "услуги" на дом. Нам звонят люди, просят срочно батюшку: исповедоваться и причаститься. Оказывается, человек здоров, сложностей нет, причащался последний раз в прошлый Великий пост, а теперь захотел повторить. Такому человеку можно посоветовать набраться терпения. То же касается тех, кто привык причащаться еженедельно в храме – именно они больше всего переживают, что теперь лишены этой возможности. Таинства осуществляют дома для тех, кто нуждается – в первую очередь, это больные и пожилые, а остальным придется подождать.- Замечаете ли вы рост количества "вызовов" священников домой и просьб прихожан о помощи?- В нашем храме стало поступать больше просьб. Но заметно, что люди не используют эту ситуацию в личных целях и не злоупотребляют этим, что хорошо и правильно. Например, мы заранее собрали просьбы, и волонтеры доставили освященную вербу к домам прихожан.- Как теперь освящать куличи?- Вербы, а также куличи, пасхи и другую еду - можно освящать самому без священника. Освящение в храме куличей, верб, фруктов, а также выпускание голубей на Благовещение – это просто традицияИсторически она связана с тем, что люди приносили все это в храм и оставляли в качестве жертвы, а не для того, чтобы им это освятили. Священники освящали это как жертву людей Богу. И сейчас многие оставляют в храмах кулич, яичко или пожертвование. Кроме того, людям приятно и утешительно, когда священник окропляет еду святой водой. Но это можно сделать и дома – самому.- Что вы посоветуете верующим в Москве?Не унывать, провести это время с пользой для себя, помнить, что этот период закончится, и мы должны выйти из него обогащенными, а не опустошенными. Еще стоит изучать то, что происходит в Церкви в эти дни, не выпадать из событий Страстной недели. Нужно приложить к этому все усилия - это принесет большую пользу. То, что человек находится дома, не может быть оправданием, чтобы не переживать дни Страстной седмицы.- Какой духовный смысл в том, что храмы закрывают именно на Страстную седмицу?Это важный опыт переживания разлуки с Церковью, переосмысления себя и своей христианской жизни. Опыт более вдумчивого, внимательного отношения ко всему, что в обычной жизни – норма. Теперь надо задуматься: "Что и зачем я в своей христианской жизни делаю"
https://ria.ru/20200329/1569309684.html
https://ria.ru/20200317/1568725328.html
https://ria.ru/20200410/1569862728.html
https://ria.ru/20200414/1570008171.html
https://ria.ru/20200328/1569286845.html
москва
РИА Новости
internet-group@rian.ru
7 495 645-6601
ФГУП МИА «Россия сегодня»
https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/
2020
РИА Новости
internet-group@rian.ru
7 495 645-6601
ФГУП МИА «Россия сегодня»
https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/
Новости
ru-RU
https://ria.ru/docs/about/copyright.html
https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/
РИА Новости
internet-group@rian.ru
7 495 645-6601
ФГУП МИА «Россия сегодня»
https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/
https://cdnn21.img.ria.ru/images/149441/03/1494410371_0:0:2224:1667_1920x0_80_0_0_b8f4f258e5ced146b34281cc738326fd.jpgРИА Новости
internet-group@rian.ru
7 495 645-6601
ФГУП МИА «Россия сегодня»
https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/
РИА Новости
internet-group@rian.ru
7 495 645-6601
ФГУП МИА «Россия сегодня»
https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/
общество, москва, александр волков (политик), сергий радонежский, интервью - религия и мировоззрение, религия, коронавирус covid-19, коронавирус и вера
Религия, Общество, Москва, Александр Волков (политик), Сергий Радонежский, Интервью - Религия и мировоззрение, Религия, Коронавирус COVID-19, Коронавирус и вера
Православные москвичи с понедельника не могут посещать богослужения. На Пасху (в этом году 19 апреля) они также не смогут исповедоваться и причаститься. Все из-за новых мер по борьбе с коронавирусом. О том, как адаптироваться к этим условиям, кто в Москве может претендовать на причащение у себя дома и как сделать "домашнее причастие" возможным для всех желающих - рассказал в интервью РИА Новости председатель информационной комиссии Московской городской епархии, настоятель столичного храма преподобного Сергия Радонежского в Солнцево священник Александр Волков. Беседовал Артем Буденный.
- Отец Александр, как Вы оцениваете решение властей из-за сложной эпидемиологической ситуации закрыть храмы в Москве и области для прихожан?
- Это оправдано. Церковь прислушивается к рекомендациям светских властей, с вниманием относится к реальным угрозам, которые сейчас есть. Ничто не может быть важнее жизни людей. Поэтому должны применяться все возможные меры, в первую очередь – ограничение личного общения.
«
Этот период просто нужно пережить, не сопротивляться, не придумывать оправданий, а воспринять это серьезно. Сегодня не только от настоятелей храмов, но от каждого человека зависят жизни и здоровье людей.
Такой рост заболеваемости, на мой взгляд, связан, в том числе, с невниманием сограждан к этой беде – это касается всего общества. Церковь, кстати, делала все необходимое, постепенно ограничивая прихожан в их церковной жизни.
«
Это важный опыт переживания разлуки с Церковью, переосмысления себя и своей христианской жизни.
- Верующие, с которыми Вы общаетесь, с пониманием относятся к ограничениям или возмущаются?
- Могу сказать по своему храму. Наша община оказалась очень внимательной и отзывчивой: указания властей и призыв патриарха молиться дома восприняла трезво. Ажиотажа у прихожан, в связи с новостью о том, что в понедельник храмы закроют – тоже не было. Мы провели три литургии в прошлое воскресенье - на каждой было по 20-25 человек. Обычно приходит по 300-400.
Наши прихожане грустят, воспринимают эти временные ограничения как неприятное, но необходимое явление. Надеюсь, что эта ситуация послужит нашему укреплению и усилению заботы друг о друге.
- Штрафуют ли прихожан за то, что они идут в храмы?
- Пока таких случаев в моем храме не было. В воскресенье, например, перед храмом стояли полицейские и увещевали, предупреждали о необходимости находиться дома. Но в храм заходить не мешали.
- После введения ограничений на участие в богослужении, верующие приходят к храму?
«
В понедельник и вторник прихожан на службах уже не было. Днем люди приходят, ставят свечи и уходят. В большинство столичных храмов можно попасть, но во внебогослужебное время и для частной молитвы
Надо сказать, мы не теряем связь с людьми: общаемся в приходских группах, мессенджерах. Священники проводят встречи онлайн, например, сейчас - о Страстной седмице. Мы рассылаем тексты последований, объясняем, как совершать домашнюю молитву, предлагаем смотреть трансляции богослужений и просто рассказываем о Страстной неделе. Обычно мы делаем все то же самое, но "оффлайн" - в храме.
- Духовенство часто цитирует слова Христа: "Где двое или трое – собраны во имя Мое, там Я посреди них". Участие в богослужении онлайн – это то же самое, что в храме?
- Не считаю, что богослужение онлайн - это альтернатива реальному богослужению. Это не одно и то же. Личное участие в богослужении в православной традиции имеет значение. А онлайн трансляция – дает ощущение соучастия, это эмоциональная сторона.
Скоро ограничения прекратятся, а возможность посмотреть службу останется. Не стоит привыкать к таким онлайн - возможностям. Но здесь нужно разделять. Одно дело трансляция богослужения, которое совершается в храме для собравшихся там. И совсем другое – проведение онлайн-богослужений, рассчитанных именно на дистанционное участие прихожан. Последнее - уже совершенно несвойственная Православной Церкви форма служения, она сейчас реализуется в западных деноминациях.
- Какие возможности есть у верующих для причащения, возможны ли дистанционные исповедь и причастие?
- Любое таинство предполагает личное участие человека. И в первую очередь – причастие. Да, в истории Церкви есть практика причащения дома ранее освященными дарами, но эта практика все же предполагает, что сами Дары уже были освящены в присутствии общины в храме, а затем разнесены тем, ко находится дома. А онлайн-причастие в современном православном богословском осмыслении Евхаристии представляется совершенно невозможным.
«
В большинство столичных храмов можно попасть, но во внебогослужебное время и для частной молитвы
Кроме того, есть практика общей исповеди, когда человек не контактирует напрямую со священником. Священник перечисляет грехи, а люди молятся о прощении, а потом для всех читается общая разрешительная молитва, но эта форма исповеди также совершается в храме.
- Есть информация, что люди ездят в другие регионы, где прихожан еще пускают на богослужения и можно причаститься. Как Вы к этому относитесь?
Это странная практика, вытекающая из индвидуализма, несвойственного на самом деле христианству. Но, к сожалению, этот индивидуализм часто возникает в нашей церковной жизни. Человек может представлять, что происходящее в Церкви совершается лично для него: таинства совершаются для его личной поддержки, молебны служатся для того, чтобы исполнить его личные просьбы, а в храм он приходит, чтобы решить свои личные проблемы.
В действительности учение Церкви состоит в том, что человек живет внутри общины, своего прихода, членом которого он является. И если вся община в силу каких-то причин страдает, то и он страдает как ее часть, как об этом говорил апостол Павел. А при индивидуалистическом подходе получается так: спасение утопающих дело рук самих утопающих. Это неверный подход.
- В Церкви есть практика причащения больных на дому. Не будет ли она распространена на всех желающих?
- Наши священники регулярно приходят к пожилым прихожанам. Что касается причастия дома для всех желающих - если мы говорим, например, о селе на 50 домов, где пять старушек хотят причащаться, священник пусть окормляет каждую. А если речь о храме в большом московском районе, то даже для того, чтобы охватить несколько десятков прихожан в один день - нужны колоссальные усилия. А это маленькая часть большого прихода, который, как правило, насчитывает тысячу человек.
Поэтому технически сложно охватить всех желающих причащаться на дому, но организовать это в принципе возможно: по записи, может быть, сделать распределение по дням, адресам. Для этого нужно колоссальное организационное усилие - это должно быть решение патриархии, а не одного храма
«
Все это возможно, если ограничения на перемещение людей сохранятся надолго. Если бы речь шла про годы, нужно было принимать системные решения.
- Кто сейчас в Москве может претендовать на "домашнее" причастие?
- Причастие дома - это не про доставку "услуги" на дом. Нам звонят люди, просят срочно батюшку: исповедоваться и причаститься. Оказывается, человек здоров, сложностей нет, причащался последний раз в прошлый Великий пост, а теперь захотел повторить. Такому человеку можно посоветовать набраться терпения. То же касается тех, кто привык причащаться еженедельно в храме – именно они больше всего переживают, что теперь лишены этой возможности.
Таинства осуществляют дома для тех, кто нуждается – в первую очередь, это больные и пожилые, а остальным придется подождать.
- Замечаете ли вы рост количества "вызовов" священников домой и просьб прихожан о помощи?
- В нашем храме стало поступать больше просьб. Но заметно, что люди не используют эту ситуацию в личных целях и не злоупотребляют этим, что хорошо и правильно. Например, мы заранее собрали просьбы, и волонтеры доставили освященную вербу к домам прихожан.
- Как теперь освящать куличи?
- Вербы, а также куличи, пасхи и другую еду - можно освящать самому без священника.
«
Освящение в храме куличей, верб, фруктов, а также выпускание голубей на Благовещение – это просто традиция
Исторически она связана с тем, что люди приносили все это в храм и оставляли в качестве жертвы, а не для того, чтобы им это освятили. Священники освящали это как жертву людей Богу. И сейчас многие оставляют в храмах кулич, яичко или пожертвование. Кроме того, людям приятно и утешительно, когда священник окропляет еду святой водой. Но это можно сделать и дома – самому.
- Что вы посоветуете верующим в Москве?
Не унывать, провести это время с пользой для себя, помнить, что этот период закончится, и мы должны выйти из него обогащенными, а не опустошенными. Еще стоит изучать то, что происходит в Церкви в эти дни, не выпадать из событий Страстной недели. Нужно приложить к этому все усилия - это принесет большую пользу. То, что человек находится дома, не может быть оправданием, чтобы не переживать дни Страстной седмицы.
- Какой духовный смысл в том, что храмы закрывают именно на Страстную седмицу?
Это важный опыт переживания разлуки с Церковью, переосмысления себя и своей христианской жизни. Опыт более вдумчивого, внимательного отношения ко всему, что в обычной жизни – норма. Теперь надо задуматься: "Что и зачем я в своей христианской жизни делаю"