Ходи в лес, корми муравьев
Что в Бурятии узнать у буддийских лам и где «выйти замуж» за старовера
Ирина Овчинникова
Во время рассказов гида о том, как жили сотни лет назад, обычно включаешь воображение. Думаешь: а вот бы увидеть самому. Это получится в Бурятии. Здесь есть юрты кочевников, расписные избы староверов, суровый монастырь на берегу Байкала — и все открыто для туриста. Как в настольную игру выиграть отару овец, почему буддийские ламы не летают и где найти жидкую халву — в материале РИА Новости.
Отчего ламы не летают, как птицы?
«Жить будешь только до 75 лет, надо увеличивать, — говорит Тарба Лама Доржиев из Ацагатского дацана. — Ходи в лес, корми муравьев черным хлебом». Его тон не подразумевает уточнений.
По его словам, таких, как я, без конкретных запросов, к нему приходит мало. Спрашивают, где квартиру купить, перед свадьбой советуются — проверяют совместимость. В последнее время все больше русских женщин, появляются и мусульмане.
«Буддизм — это не религия, а учение, поэтому верить здесь необязательно, — поясняет Доржиев. — Я всегда говорю: солнце на всех светит одинаково.
Как лама-философ (они бывают лекарями, астрологами, со специализацией на изобразительном искусстве и тайной науке), он выступает с лекциями. «Меня часто просят показать что-то сверхъестественное, все хотят чуда, а ведь их не бывает. Тем более если бы я взлетел, это бы всех напугало», — добавляет Доржиев с хитрой улыбкой.
Подарок от монголов
Ацагатский дацан — буддийский университет-монастырь — один из старейших в стране. Говорят, что его посетил будущий император Николай II во время визита в Бурятию.
Есть в маленьком селе Нарын-Ацагат и другая достопримечательность — дом-музей Агвана Доржиева, одного из семи учителей духовного и светского главы Тибета далай-ламы XIII (1876–1933). Неприметная изба скрывает то, что смущает всех входящих сюда буддистов. Кроме восковой фигуры Доржиева и его ученика, там есть и далай-лама XIV.
Изображать так еще живых не принято, но молодые мастера в Монголии не думали, что далай-лам больше, чем один. И сделали скульптуру того, которого знали, — нынешнего.
Доржиев известен как дипломат, просветитель, общественный деятель. Помимо этого, он — инициатор постройки первого буддийского храма Европы в Санкт-Петербурге.
«Приехали как-то директора школ из Санкт-Петербурга, а я им рассказываю, что дацан находится на берегу Малой Невки. Они говорят — да нету реки в этом месте, там метро! — вспоминает экскурсовод Ирдыни Дара Батмаевна. — Потом я сама съездила, убедилась — действительно, нет реки».
Коммунизм в юрте
«Подбрасываешь цепочку, пока она в воздухе, надо как можно больше альчиков (костей) из общей кучи к себе придвинуть. Не получилось? Считай, отару овец только что проиграла», — объясняет правила настольной игры гид в этнокомплексе.
В «Степном кочевнике» (в десяти минутах езды от Ацагата) можно посмотреть, как жили монголы, и примерить национальные костюмы. В юртах все так, словно тут живут и хозяева ненадолго вышли. В центре — очаг, левая половина традиционно женская, правая — мужская, на стыке — место для молитвы. Туда, сразу после входа, должен пройти каждый гость.
Превращаемся в бурят дальше — танцуем ёхор, народный танец-хоровод с песнями. Слов не разобрать, но, кажется, что-то жизнерадостное, пару раз слышится «комсомол» и вроде бы «электрификация». Спрашиваю: шутите? Нет, говорят, правда национальная песня такая, советских времен.
Степные кочевники в начале XX века осели и стали жить в избах. Вполне обычных, только печка стоит посередине, на месте очага из юрты.
Тибетский буддизм в России
Главный дацан Буддийской традиционной Сангхи России — Иволгинский — находится в 30 километрах от столицы Бурятии Улан-Удэ. Тут около десяти храмов. У каждого внутри — залы с рядами колонн, крыши загнуты на китайский манер.
Хотя буддизм в Бурятии особенный, не похожий на тот, что в Поднебесной, Таиланде или Вьетнаме. Это тибетская традиция, которую называют «желтой». В ней особое внимание уделяется нравственности, монашеской дисциплине и философии.
В одном из храмов хранится нетленное тело хамбо-ламы Итигэлова. По легенде, в 1927 году глава буддистов Восточной Сибири ушел в нирвану. Сейчас к нему приезжают тысячи верующих, чтобы попросить и, главное, узнать о самом важном. Считается, что ответом будет еле заметное движение лица. О том, что увидели — полуулыбку или неодобрительно сдвинутые брови, — говорить никому нельзя.
Сами по себе
«А я еще помню времена, когда заходишь к семейским в дом, просишь кружку воды, пьешь, и не успел еще выйти за забор — слышишь звук бьющейся посуды. Они после чужаков ее не мыли — очень боялись болезней», — рассказывает сотрудник одного из местных турагентств Валентин по дороге в Тарбагатай — старообрядческую деревню.
Семейскими называли тех, кого расселили в Забайкалье в XVIII веке после раздела Речи Посполитой (приезжали большими семьями).
«Сто лет после раскола мы были в Польше, но Екатерина II решила отправить нас на дальние земли, — встречает нас в храме священник отец Сергий. — Потом жили зажиточно, перед революцией в селе было пять церквей и собор, где с 1934 года и по сей день — больница».
Он объясняет про двоеперстие и троеперстие, восьмиконечные кресты, демонстрирует рукописные книги. Держится строго: «У нас священникам много чего нельзя, иначе благодать уйдет».
Но в созданном по его инициативе музее истории и культуры отец Сергий просит фотографировать экспонаты, с гордостью показывает 300-летние веялки и сеялки, а еще — наряды местных. Сохранились отлично, цвета очень яркие — эти ткани привезли из Китая по торговому пути, что пролегал неподалеку. И правда, хорошо жили здесь, со вкусом.
Замуж за старовера
«У нас на свадьбу гостей не собирали, а молодые сами с угощениями ходили по домам, — рассказывают в центре «В гостях у семейских» в селе Десятниково. — И поэтому празднование заканчивалось тогда, когда заканчивались соседи».
Здесь в реальном подворье показывают, как жили (да и продолжают жить) местные старообрядцы. Но традиционных свадеб уже нет, молодежь уезжает в города. А старики поют песни предков, живших в Польше, инсценируют ритуалы для туристов, угощают блюдами, которые готовят в печи или на открытом огне. И предлагают жидкую халву — очень удобно мазать на блин, как повидло. Старинный рецепт давно не актуален — покупают в магазине. Нужно лишь растопить на водяной бане и добавить мед.
Десятниково считается самой красивой деревней Бурятии и часто попадает в аналогичные российские рейтинги. Но избы с нарядными резными разноцветными наличниками могут скоро исчезнуть.
«Все больше жителей закрывают фасады пластиком — так не приходится их красить дважды в год, ведь у нас все быстро выгорает на ярком солнце», — говорит руководитель центра старообрядцев Любовь Пластинина. — Я последние лет десять обращалась к властям с просьбой выделять бесплатно краску, пока не соглашаются».
По ее словам, посмотреть на традиционный уклад жизни в Десятниково до пандемии чаще всего приезжали китайцы, много немцев, японцев. Россиян — около 20%.
Ветер постоянства
Есть на восточном берегу Байкала еще минимум одна точка, где легко заглянуть в прошлое. С 1682 года на месте убийства членов русского посольства местными монголами стоит Посольский Спасо-Преображенский монастырь.
В церкви хранится уникальный ковчег с мощами святых Иоанна Крестителя, Николая Чудотворца и других — подарок одной пожилой итальянки. «Я даже не знаю, почему она решила так нас отметить, — признается отец Лука. — Говорят, что у нее сын — дипломат, а мы, получается, к этому виду деятельности отношение имеем».
Есть и гостиница для паломников. Правда, сюда приезжают в основном летом — когда ветер не такой сильный и холодный.
* Благодарим за помощь в подготовке материала Комитет по информационной политике Республики Бурятия