Большой на паузе
Уникальные кадры: главный театр России на карантине
Ирина Овчинникова Анастасия Мельникова
Завести котенка или подтянуть французское произношение: каждый сам решает, чем заняться во время ограничений, связанных с пандемией. Танцовщики и певцы Большого театра, кроме этого, продолжают репетиции — даже небольшой пропуск будет тяжело наверстать.
Как Владимир Урин переживает за своих, прима Светлана Захарова подбадривает итальянских детей, а также о занятиях в одиночку и дистанционно, надеждах на силу музыки и акциях поддержки — в материале РИА Новости.
Дело в форме
«Настроение у нас не самое хорошее, прямо скажем — тревожное, как и у всех, — рассказывает гендиректор Большого Владимир Урин. — Отменяются премьеры, и это печально, конечно. Ну и, по сути, во многом работа театра просто остановлена — так и есть, к сожалению».
«Я надеюсь, Большой все же не закроют, и когда зрители вернутся, никто не будет думать о том, что мы не работали, пока не было спектаклей, — говорит прима-балерина Светлана Захарова. — Надо в любой момент быть готовым выйти на сцену».
Она добавляет, что многие танцовщики из других стран делятся в соцсетях кадрами того, как занимаются балетом дома. Кто-то — на кухне, держась за раковину, кто-то — в комнате, почти задевая головой потолок. У труппы Большого есть возможность продолжать посещать классы и репетиции.
«Работаем, приходится себя держать в форме, — подтверждает балетмейстер-репетитор Мария Аллаш. — Мы все ждем, когда снимут ограничения и можно будет вернуться на сцену». При этом лишнему риску артистов не подвергают: сводят к минимуму присутствие тех, кто не столь необходим сейчас, а, например, хор, состоящий из более чем ста человек, собирают небольшими группами.
«Дома тренироваться можно, главное, чтобы площадь позволяла делать двойной ассамбле», — соглашается руководитель балетной труппы Махар Вазиев. И поясняет: чтобы вернуться в прежнюю форму после месяца перерыва, понадобится минимум две недели. Иначе — травмы.
Следующая неделя у артистов Большого, как и у всех, нерабочая, а позже репетиции, видимо, возобновятся. Конечно, график премьер на ближайшее время изменится. Так, балет «Мастер и Маргарита», запланированный на май, сдвинется, тем более что там задействованы иностранцы.
На служебном входе в Большой театр у всех измеряют температуру, есть запас дезинфицирующих салфеток и антисептика для рук. А вот репетировать в масках трудно: уж слишком сложно дышать при серьезных физических нагрузках.
«Один на классе надевал маску, спрашиваю: удобно? Отвечает: нет, но я снимаю во время прыжков. А зачем она вообще, если ты один в помещении? Говорит: так сказали же. И эта законопослушность, я считаю, правильная!» — отмечает Махар Вазиев.
Уходим в онлайн?
Большой театр давно освоил онлайн-трансляции, активно сейчас используемые многими учреждениями культуры. «Мне кажется, это в большей степени происходит из-за стремления друг друга поддержать в сложный период, а не потому, что масса людей горят желанием обращаться к искусству», — признается руководитель балетной труппы.
Светлана Захарова уточняет, что старается сделать площадкой для поддержки свой инстаграм, где много подписчиков из-за границы. Звезда публикует видео с отрывками из спектаклей. А перед общением с РИА Новости она только что закончила для проекта миланской пинакотеки Брера и телеканала «Культура» зачитывать на видео рассказ Носова «Живая шляпа».
«Я сама выбрала книгу — думаю, итальянским детям понравится наша классика», — пояснила балерина.
Больше свободного времени — больше поводов для радости: Светлана и ее дочка — вместе — решили завести котенка.
Юмор и язык дистанционно
«Онлайн-выступления при пустых залах — глубоко вынужденная мера. Я, в принципе, не очень люблю все эти искусственные звучания — но лучше так, чем никак», — считает руководитель Молодежной оперной программы Дмитрий Вдовин. Конечно, выступления певцов также отменены, учеба теперь — в индивидуальном режиме, а языки преподают удаленно.
«Сегодня был французский, занятия всегда связаны с ближайшим концертом, — говорит солист Аташ Гараев. — Этот запланирован на апрель, неясно, будет или нет, но мы все очень надеемся». Аташ добавляет, что в закрытой группе на фейсбуке молодые исполнители делятся друг с другом записанными дома или в здании Большого смешными видео. Чтобы никому не было страшно.
Пианист и концертмейстер молодежной оперной программы Майя Андреевская позанималась сегодня немецким, вокалом и дикцией. Она считает, что если все не затянется надолго, то это неплохой шанс на более сфокусированную работу. «Надо воспринимать сложившуюся ситуацию как своего рода челлендж», — уверена Майя.
Денежный ущерб
Сказалась пандемия и на выпускниках программы. Некоторым повезло: например, Игорь Головатенко в Мюнхене успел спеть на премьере, Василиса Бержанская — в Вероне. Но первый показ с участием Виктории Каркачевой и Дмитрия Корчака во Флориде не состоялся из-за карантина.
«А ведь оплачивается только выход на сцену; аренда жилья в течение месяца-полутора во время репетиций, дорога — все артисты берут на себя», — рассказывает Вдовин. Сколько потеряет Большой театр от эпидемии, пока сказать невозможно.
«Посчитаем, когда снова начнем работать, сейчас возвращаем всем деньги за билеты на март и апрель», — уточняет Владимир Урин.
И добавляет, что часть доходов идет на новые постановки, часть — на зарплаты. «Если потери не компенсируют, мы не сможем заплатить артистам как обычно. А они же не виноваты в том, что спектакли отменены», — отмечает Урин.
Время — с пользой
Гендиректор главного театра страны призывает относиться к ситуации спокойно, трезво и сам подает пример такого поведения.
«Да, какое-то время не будет спектаклей, да, какие-то премьеры нам предстоит перенести, но главное — чтобы все, кто работает у нас, были живы и здоровы, и ничего плохого в связи с коронавирусом не произошло», — подчеркивает Владимир Урин.
А Дмитрий Вдовин видит в нынешнем кризисе даже положительные стороны. «Я такого удовольствия и эффекта от занятий давно не получал. Ушел прессинг рутины, беготни, часто совершенно смехотворных выяснений отношений, и просто работы теперь меньше — и легче сосредоточиться на людях».
«Ребята последние две недели изумительно поют! — говорит он и вспоминает холерный карантин Пушкина, обернувшийся, как известно, «Болдинской осенью». — Желаю нам всем, чтобы мы использовали это время так же, как Александр Сергеевич Пушкин».