«Чиполлино» за полмиллиона
Сколько на самом деле стоят советские елочные игрушки
Анастасия Гнединская
«Пограничник Карацупа с собакой Ингусом», 1936 год. Начальная цена — 100 тысяч рублей. Шар «Папанинцы на льдине». Последняя ставка — 5761 рубль».
Покрытые воском дирижабли, первые спутники, пионеры, початки кукурузы… Считается, что по советским елочным украшениям можно «прочесть» историю страны. Но и сами эти игрушки уже давно стали частью истории. А значит, как любой антиквариат, имеют свою цену. Коллекционеры Алла и Дмитрий Прибытковы рассказали, за какие фигурки из «бабушкиного сундука» платят десятки тысяч, а за какие — не дадут и ста рублей.
Бесценная Дюймовочка
В квартире Аллы и Дмитрия наряжены сразу четыре елки. Одна — раритетными немецкими игрушками, вторая — современными. Есть и «советская»: с дирижаблями, космонавтами и верхушкой в виде первого спутника СССР. Но самые редкие экспонаты их коллекции никогда не попадут на елку. Они хранятся в витрине под стеклом. Дело не только в цене, хотя некоторые экземпляры стоят больше ста тысяч рублей. Просто многие из них существуют в единственном экземпляре.
«Если такая игрушка разобьется, даже имея деньги, мы просто не сможем купить аналогичную», — осторожно, будто хрустальную, Алла достает из-под стекла неказистую фигурку Дюймовочки. Лицо миниатюрной девочки прорисовано несколькими штрихами, косы — как две колбаски. Увидев подобную на блошином рынке, вы бы прошли мимо.
«Но это очень редкий экземпляр, такой нет ни у одного из моих коллег-коллекционеров. Видимо, это был образец, который художественный совет не допустил до массового производства. Скорее всего, игрушка существует в единственном экземпляре. Отсюда и цена — больше ста тысяч рублей».
Коллекционеры объясняют: чем реже украшение — тем дороже. Художественная ценность зачастую отходит на второй план. «Взять тех же клоунов с дудочками, наверняка сохранившихся во многих семьях. Это очень красивые фигурки — идеальной формы, хорошо прорисованные, яркие. Но, так как их выпускали массово сразу на нескольких фабриках, они почти ничего не стоят. Максимум тысячу рублей. Да и то если в идеальном состоянии. В то же время нелепого желтого Чебурашку, которого выдували на украинской фабрике и, по-видимому, быстро сняли с производства, можно продать за пять тысяч», — приводит пример Дмитрий.
Среди собирателей очень популярны наборы елочных украшений — например, по мотивам сказок. Их начали выпускать в 1950-е, после 150-летнего юбилея Александра Пушкина. Сначала на елках советских граждан появились Руслан и Людмила, сватья баба Бабариха, Гвидон, Золотая Рыбка. Чуть позже их потеснили «Колобок», «Айболит», «Чиполлино».
Последний набор — настоящий хит. Добродушный Профессор Груша, скалящийся Синьор Помидор, ехидный Адвокат Горох в исполнении художницы Воиновой и соавторов мало кого оставят равнодушными.
«Для меня как для коллекционера этот комплект ценности не представляет — он достаточно массовый, — уточняет Алла Прибыткова. — Но те, кто только начинает интересоваться советской елочной игрушкой, готовы отдать за серию из четырнадцати персонажей в оригинальной коробке 500 тысяч рублей».
Стоимость отдельных экземпляров из этого набора доходит до 70 тысяч. Столько стоят, к примеру, Лук-Порей и собака-ищейка Держи-Хватай.
Для сравнения, за Вишенок и Земляничек из той же серии больше пятисот рублей вы не выручите. Объясняется это просто: некоторые фигурки из наборов довыпускались и продавались по отдельности. А так как комплекты были по карману далеко не всем, чаще покупали украшения поштучно. Соответственно, их в семьях осталось больше.
«Такая же история с набором «Сказка о золотом петушке», — говорит Алла. — Фигурка Царя Дадона встречается очень редко, ее легко продать за десять тысяч рублей. И, поверьте, довольно быстро. А вот Звездочет из той же серии не стоит больше 500 рублей».
«Некоторые фигурки выпросила у консьержек»
Но коллекционерам интересны прежде всего игрушки, которым не суждено было появиться на прилавках советских универмагов. Те, что остались лишь в качестве образцов. Алла раскладывает на столе фигурки из набора «Буратино» — Карабаса-Барабаса со стеклянной бородой до пола, бледного худого Дуремара. Художница та же, что и у «Чиполлино». Но если стеклянных героев Джанни Родари комиссия восприняла на «ура» и даже выписала Воиновой премию, то деревянного человечка и его «свиту» не одобрила.
Причем с очень обидной формулировкой: «Набор — настолько очевидная пошлость, мещанская вещь, которую с точки зрения привития художественного вкуса нужно считать вредной», — Алла зачитывает выдержки из стенограммы заседания худсовета. И добавляет: «Хотя, на мой взгляд, этот набор даже интереснее «Чиполлино». Посмотрите, как детально прорисован Карабас-Барабас. А какая хитрая и кокетливая получилась Лиса Алиса. Видимо, не одобрили комплект по личным мотивам. Возможно, из-за конфликта между московской и ленинградской школами игрушки».
Некоторых персонажей из этой серии — Пуделя Артемона, Филина, Лягушку — Алла так и не разыскала. Скорее всего, они «осели» в семьях художников или же разбились.
«Заболела» елочными украшениями Алла в студенческие годы. Сначала собирала «зайчиков и мишек», которые висели на елке из ее детства. Потом переключилась на наборы и серии. Сейчас ей интересны уникальные игрушки:
«Даже если у зайца уши длиннее, чем было задумано, или бант другого цвета, эта игрушка уже представляет ценность для меня как для коллекционера».
Особняком — некондиционные фигурки. Алла показывает стеклянный медальон, на нем выведено: «Скаска о Коньке-горбунке». Такая игрушка тоже стоит порядка ста тысяч рублей. Причем, если наклонить медальон, будет заметно, что изначально форма была с буквой «з». Но художница, расписывавшая украшение, решила исправить, как ей казалось, допущенную «ошибку».
Первые экземпляры для коллекции, в которой сейчас больше трех тысяч игрушек, Алла находила на блошиных рынках, вернисажах. Но на желанную фигурку могла набрести и абсолютно случайно. Например, в подъезде. «Елки там часто украшают советскими игрушками, которые, как полагают владельцы, никому не нужны. Я же вижу ценные экземпляры. У меня есть много украшений, которые я буквально выпросила у консьержек. Бывает, люди отказываются продавать — для меня это настоящая трагедия. Муж знает: если не получу желанный шарик или зайчика, начинаю «болеть».
Сейчас Алла пополняет коллекцию в основном за счет аукционов. Расписание всех наиболее важных висит у нее на холодильнике. «Суббота, 21:13 — чайник с кроликом, 23:50 — ракета. Воскресенье, 22:12 — красный малыш». Пока мы разговариваем, как раз идут торги за уникальный шар, которого нет в коллекции Прибытковых. Алла не отходит от телефона ни на минуту.
«Горячая битва разворачивается в последние пятнадцать минут аукциона. К этому времени приходят настоящие коллекционеры, в том числе я. Если игрушка уникальная, цена может взлететь в несколько раз. К примеру, сейчас шар ушел в три раза дороже, чем на старте».
Великаны и малютки
Вся коллекция Прибытковых хранится в тридцати ящиках, разделенных по тематике. Алла залезает в «плодово-ягодный» контейнер и достает огромный баклажан из толстого стекла. «Это игрушка для так называемых елок-великанов.
Их устанавливали в домах культуры, Дворце пионеров, Кремлевском дворце. Вопреки расхожему мнению, особой ценности эти украшения не представляют — выпускались они часто. Например, такой баклажан стоит всего две тысячи рублей», — объясняет Алла.
Гораздо ценнее наборы для елок-малюток. Но преимущественно в оригинальной упаковке. Так, комплект артели «Культигрушка» пятидесятых годов с миниатюрными шариками, шишками и Снегурочкой можно продать за десять тысяч рублей.
Кстати, многие ошибочно связывают выпуск мини-елок со строительством хрущевок, куда в пятидесятые годы начали массово заселяться советские граждане. Мол, места у новоселов не было, а праздника хотелось.
«На самом деле это не так. Компактные елочки выпускались еще перед войной, а первый комплект игрушек для них был разработан в 1949 году, когда хрущевок не было даже в проекте».
Вокруг советских елочных украшений вообще много мифов. К примеру, стеклянные початки кукурузы все ошибочно приписывают сельскохозяйственным экспериментам Хрущева, а их выпускали еще до войны. Игрушки в виде часов, которые почему-то связывают с выходом фильма «Карнавальная ночь», тоже начали отливать гораздо раньше.
Еще один распространенный среди обывателей миф: игрушки на прищепках старее подвесных. Соответственно, и дороже.
«Это не так: выпускались эти крепления параллельно. Но, когда был взят курс на тотальную экономию, от прищепок отказались — их себестоимость выше. Многие игрушки выпускали как на подвесе, так и на прищепке. На цену эту не влияет».
— Опять же есть мнение, что дороги все картонные игрушки.
— Мы занимаемся только стеклянными. Но могу заверить, и это миф. Картонажные игрушки тоже бывают как массовыми, так и уникальными. И стоят от десяти рублей до ста тысяч.
— Ну а необычные экземпляры — из проволоки, лампочек. Они представляют ценность?
— В тридцатые годы Московский электроламповый завод действительно производил игрушки из некондиционных ламп. Их красили, наносили переводные картинки. Но эти украшения невысоко ценятся — до двух тысяч рублей.
Прежде чем попытаться выставить на продажу семейную реликвию, коллекционеры советуют все же узнать ее реальную стоимость.
«Например, в нашем каталоге «Советские стеклянные елочные украшения» указаны цены и частота встречаемости всех игрушек. Можно также написать в сообщества ценителей игрушек в соцсетях. В таких группах вы найдете не только оценщиков, но и покупателей», — уточняет Алла Прибыткова.