Церковь с тысячной купюры
Где искать чудеса в Ярославле
Виталий Ковальчук
Большинство туристов, приезжая в Ярославль, ограничиваются Кремлем и его окрестностями. На самом деле, в городе несколько сотен достопримечательностей, двести из которых — под охраной ЮНЕСКО. В районах за рекой Которосль есть необычные храмы, в центральной части города — шедевры купеческой и советской архитектуры. О том, где искать «Библию в картинках», пианино во дворе, «Ярославскую свечу» и храм, изображенный на денежной купюре, — в материале РИА Новости.
Город-музей и его улицы
Весь древний центр Ярославля в 2005 году признан историческим памятником и внесен в Список Всемирного наследия ЮНЕСКО. Там нельзя сносить здания и строить новые, благодаря чему туристы могут увидеть российский купеческий город в редкой степени сохранности.
Губернаторский дом, фасад которого выходит на набережную Волги, построен в 1823 году.
Здание также использовалось членами царской семьи, например там останавливались Александр I и Николай II. Сейчас здесь — Ярославский художественный музей.
К дому губернатора примыкает сад, заложенный в 1821-1825 годах. Тут есть черты и французского, и английского парков: прямые дорожки и аккуратные газоны сочетаются с изогнутыми тропинками и разнотравьем.
Между улицей Советской и Волжской набережной интересны буквально каждое здание и двор.
Любой не слишком приметный с виду жилой дом может оказаться купеческим особняком или фабричным строением. А советская застройка 1920-1950-х годов органично дополняет купеческую.
Многие дворы этого района отличаются особым уютом — цветники, газоны, развешанное белье — и неожиданными деталями. В одном из двориков — пианино, в другом — старые телефонные будки, переоборудованные под уличные светильники, и несколько десятков дверей.
Как выяснилось, в соседнем подвале находится арт-клуб, где устраивают концерты и продают виниловые пластинки.
Вокруг мануфактуры
Правый берег Которосли, протекающей через Ярославль, всегда был промышленным районом, и здесь сохранилось не так много исторической застройки. Но несколько памятников мирового уровня заслуживают того, чтобы выделить на их осмотр как минимум полдня.
Местный Петропавловский собор похож на Санкт-Петербургский. Его построили в 1742 году на деньги купцов Затрапезниковых, владельцев первой в городе полотняной мануфактуры. Двухэтажная церковь довольно объемная и массивная, но за счет высокого шпиля и светло-голубого цвета кажется легкой и тянущейся к небу. Для посетителей открыт нижний «зимний» этаж.
Вокруг собора сохранился каскад прудов, видны следы дорожек, расходившихся лучами из центра парка.
Полотняная фабрика (Ярославская Большая мануфактура, в советское время — «Красный Перекоп») стоит в километре от собора, на берегу Которосли. В 1857 году пришедшее в упадок предприятие купили московские купцы братья Карзинкины и быстро вывели его в лидеры бумагопрядильной отрасли.
Карзинкины построили несколько производственных и жилых корпусов, которые еще недавно были заселены. Здания из красного кирпича позволяют оценить основательность ярославских фабрикантов.
Несмотря на отсутствие окон и крыш, дома-казармы для рабочих до сих пор выглядят крепкими и надежными.
Недалеко от фабричных корпусов, на Комсомольской площади, — две церкви. Небольшая Николо-Меленская, датируемая 1672 годом, будто спряталась во дворе. В 1908-м рядом с ней построили более вместительный храм.
Церковь Иоанна Постника возвели на средства владельцев Большой мануфактуры для ее рабочих, число которых превысило тогда десять тысяч. В 2015-м храм отреставрировали.
Фигурный кирпич, цветной изразец
Иоанно-Предтеченскую церковь в Толчковой слободе видели даже те, кто никогда не был в Ярославле. Именно она изображена на 1000-рублевой купюре. У храма 1697 года 15 куполов: пять над самой церковью и еще по пять — над каждым из двух приделов.
Церковь богато декорирована изразцами в затейливых орнаментах, но чтобы увидеть главное, нужно зайти внутрь: все стены покрыты росписями на библейские сюжеты.
Такую подробную «Библию в картинках» редко встретишь в русских храмах той эпохи. Еще несколько лет назад полузаброшенная, церковь сейчас отреставрирована и открыта как музей с мая по конец сентября.
Еще несколько шедевров из красного кирпича находятся в районе Коровники. Центральное окно храма Иоанна Златоуста, возведенного в 1654 году, смотрит на Волгу.
Плитки его изразцового «наличника» образуют единый замысловатый узор. Внутри сохранилась роспись XVIII века.
Соседняя церковь Владимирской богоматери (1691 год) повторяет очертания храма Иоанна Златоуста, но выглядит намного скромнее: нет ни каменных, ни изразцовых украшений. Два этих архитектурных памятника связывают Святые ворота — въезд в храмовый комплекс со стороны Волги.
Завершает композицию в Коровниках многоярусная колокольня высотой 37 метров, которую называют «Ярославская свеча». Это тоже конец XVII века.
Особого внимания заслуживает верхняя часть колокольни: многоярусный шатер из многочисленных окошек-звонниц.
В полутора километрах от храмового комплекса — знаковое для Ярославля место, Тугова гора. По легенде здесь в 1257 году произошла битва с войсками Золотой Орды, в которой ярославцы были разгромлены. Родственники погибших пришли на поле боя горевать, тужить, от чего и произошло название.
Украшение Туговой горы — храм Параскевы Пятницы 1692 года. Вокруг него — старое кладбище, где захоронены известные ярославские купцы и фабриканты.