ВДНХ — 80!
Секреты «Космоса», «богатство» из тушенки и Че Гевара
Светлана Баева
В середине прошлого века по ВДНХ гулял современник Пушкина и Лермонтова, родившийся до войны 1812 года. Тут Эрнесто Че Гевара и Юрий Гагарин вместе говорили о нерушимой дружбе между Кубой и СССР. В 1975-м Дворец культуры ВДНХ заняли художники из «Гнезда» и хиппи, а в 1991-м в павильоне «Космос» состоялся первый рейв. Потом — рынок, где торговали всем, от котят и меда до пираний.
Сегодня ВДНХ — 80 лет. О том, как попасть в прошлое и что посмотреть-послушать о современности, — в материале РИА Новости.
История начинается в арке главного входа: 1 августа, в день 80-летия, слева от «Тракториста и колхозницы» открывается музей ВДНХ.
Там, где раньше были кассы, сейчас первый зал. Под стеклом — входные билеты разных времен, стоимость: рубль, три рубля, десять-двадцать копеек. Ниже — медиатека: оцифрованные фотографии, чертежи, газеты, документы разных лет.
Тут же и артефакты: например, элементы ограды — массивные, напоминающие пики.
Уникальный экспонат — подлинный авторский фронтон скульптора Льва Кондрашева, который работал над павильоном «Карелия».
Вот такое оно, изобилие
Интересно угадывать, какая девушка из украшающих фонтан «Дружба народов» символизирует ту или иную республику СССР. В музее это несложно: крутите барабан.
Еще можно попытаться подобрать парные скульптуры и определить, какой павильон они украшают. А из консервов («Сгущенное молоко», «Тушенка» и «Зеленый горошек») составить слова «богатство», «благосостояние», «потребление» или даже такое: «котлета». «Это символ изобилия. Ведь сельскохозяйственная выставка продвигала идею, что страна живет богато», — говорит куратор выставки, историк Павел Нефедов.
Кстати, «котлета» — не просто так. В 1955 году в павильоне «Главмясо» поставили хитрый агрегат, производивший котлеты и фурор среди домохозяек. От котлет — к радиотехнике. Как поясняет Нефедов, именно в павильоне ВДНХ «Радиоэлектроника» показали первое советское цветное телевидение.
«Сделали студию: за столом, на котором стояла ваза с цветами, сидела девушка-диктор. Ее снимали на камеру и в соседний зал транслировали картинку. Цветную, — рассказывает историк. — Аттракцион своего рода, для посетителей совершенно удивительный: вот девушка — человек, и вот она же на экране. Это было в конце 1950-х. Промышленность приступила к выпуску цветных телевизоров лет через десять».
Зал, посвященный 1990-м, небольшой, но очень пестрый. Представлены реальные рекламные объявления тех времен. Тут и «Китайская кухня. Пав. 33», и обмен валюты еще с дойчмарками и удивительным курсом, мед, выставки кошек и даже живые акулы с пираньями. Ну и шедевр: машинки для стрижки людей и животных.
«Эти бесконечные киоски создали визуальный мусор, павильоны ветшали, но в то же время они жили, не пустовали, а доходы от аренды позволяли худо-бедно что-то поддерживать, ремонтировать электричество, водопровод, — объясняет Павел. — Такой симбиоз имперского советского величия и частного рынка. Это очень важный опыт, который нельзя забывать».
В мечтах и фотографиях
Историю в фотографиях обязательно нужно посмотреть в павильоне «Рабочий и колхозница». Тут снимки от 1930-х до 1980-х годов.
«Выставка называется «История мечты». Я считаю, что ВДНХ — это мечта, ее цель — показать, какой должна быть жизнь советского человека, — говорит фотограф Михаил Розанов, куратор экспозиции. — Около месяца снимки отбирали из четырех архивов. Есть уникальные, которые приносили сами авторы с сопроводительным документом: имя фотографа, дата съемки, сюжет и печать: «Управление пропаганды» или название павильона. На одном фото размашисто написано что-то типа «100 р». Что это значит, сейчас уже невозможно сказать».
«На этом фото Махмуд Багир-оглы Эйвазов из Азербайджана запечатлен после съемок фильма, ему здесь 147 лет! — добавляет куратор нескольких юбилейных выставок Лина Краснянская. — Был стенд о нем: современник Пушкина, Лермонтова, свидетель войны 1812 года».
Вот Эрнесто Че Гевара и Юрий Гагарин вместе на ВДНХ, тут ветераны зимнего плавания с оленем, а это принц Филипп, герцог Эдинбургский, в павильоне «Космос».
На больших фотографиях, которые висят на стенах, можно в деталях рассмотреть фасады, интерьеры павильонов и, например, узнать, чем кормят гусениц первого, второго и третьего возрастов (красивейший павильон «Узбекистан»).
Черные курицы и «Гнездо»
В павильоне «Карелия» уже не история, а искусство: экспозиция «Посмотрим выставку! или Культурный код ВДНХ». В первом зале на экране — фрагменты из монументального документального фильма о ВДНХ 1954 года, а под ним пять черных куриц, бегущих врассыпную от белых халатов.
«Для меня это метафора разбегающихся смыслов ВДНХ. Очень разных, — отмечает куратор выставки Кирилл Светляков. — В ВДНХ, кроме этой советской эстетики, было много и других. Например, здесь проходили выставки неофициального искусства. Валом народ валил».
«В 1975 году в доме культуры три молодых художника сели в гнездо (группа «Гнездо». — Прим. ред.). Это была выставка, которая вошла в историю как выставка в ДК ВДНХ. Завесили все пространство. Цензура что-то не пропускала, — продолжает Кирилл, показывая фотографии. — Художники поворачивали холсты лицом к стене и писали на обороте протестные тексты, рядом — описание картины. Принимали участие и хиппи — группа «Волосы».
Морковь культурная и бескультурная
И тут же неожиданно можно купить фрукты. Выставка «Морковь культурная» вписывается в аграрную концепцию ВДНХ.
«Елена работает абсолютно в том же духе. Впервые она провела этот перфоманс на Даниловском рынке, — поясняет Кирилл. — Интеграция искусства в жизнь — это тема ВДНХ, где каждый огурец получал художественное оформление».
«Я продавщица, продаю здесь яблоки, морковку. Тыкву предлагаю, салат», — перечисляет автор перфоманса Елена Ковылина в окружении тематических картин.
Редиска с морковкой — 200 тысяч рублей, капуста — 50, а гранат — всего лишь 35 тысяч.
И тут же — аграрная тема через призму гинекологии. «Мать-земля, которая плодоносит, у художников интерпретирована как женский организм, как он работает, какие могут быть проблемы», — комментирует Кирилл Светляков. Каждый сноп описан медицинским термином: например, колпачки Кафки (писатель тут ни при чем).
Достижения народного хозяйства
Рядом — ВДНХ в жизни людей. Примерно 150 предприятий по всему СССР присылали сюда свою продукцию. Духи, лампы, конфеты, книги, посуда. У каждой вещи — собственная интересная история, можно было весь быт обустроить вещами с символикой ВДНХ.
«Некоторые предметы — из музеев и архивов, что-то покупали на «Авито», — уточняет Лина Краснянская. — Вот, например, шкатулку я купила за 400 рублей, набор значков — за 750, какие-то вещи стоили несколько тысяч».
Когда. Куда. Почем
Все это можно увидеть бесплатно до 8 сентября включительно. Потом выставки — 100-300 рублей, музей — 50-100 рублей.
А в Зеленом театре состоятся масштабные концерты — два в день, вход свободный.
По всей ВДНХ — бесплатные экскурсии, сотрудники обещают раскрыть секреты павильона «Космос» и показать уникальное, можно сказать историческое, 3D-проекционное шоу на арке Главного входа.