Колыбель исполинов
Репортаж с крупнейшей судоверфи России
Андрей Станавов
Большому кораблю — большое плавание. Но это потом. Сначала ему предстоит утонуть в грохоте железа и визге «болгарок», выстоять под слепящим светом сварочных машин, взлететь над землей на тросах козловых кранов. Чтобы понять, как груды черного листового металла превращают в крупнотоннажные океанские суда, корреспондент РИА Новости отправился на Дальний Восток и посетил самую большую верфь России — судостроительный комплекс (ССК) «Звезда» в городском округе Большой Камень.
Желтый великан
Едва оказываешься за турникетами проходной, возникает чувство причастности к чему-то грандиозному. Историческому. О больших планах и делах тут напоминает почти все — от приземистых транспортировочных машин до 110-метрового козлового крана по имени «Голиаф» — его в Большом Камне видно отовсюду.
![Краны и защитные сооружения на верфи ССК Звезда Краны и защитные сооружения на верфи ССК Звезда](https://cdnn21.img.ria.ru/images/155573/00/1555730037_0:0:3077:2048_900x0_80_0_0_049dda487a793e823d2473361e545c91.jpg)
![Козловой кран Голиаф производства Китая на открытом стапеле ССК Звезда Козловой кран Голиаф производства Китая на открытом стапеле ССК Звезда](https://cdnn21.img.ria.ru/images/155572/99/1555729985_0:0:3068:2048_900x0_80_0_0_0420b28e8c452511c5eb6543e84194d3.jpg)
![Одна из опор крана Голиаф на стапеле ССК Звезда Одна из опор крана Голиаф на стапеле ССК Звезда](https://cdnn21.img.ria.ru/images/155573/05/1555730531_0:0:3077:2048_900x0_80_0_0_98aed36046b3ee961d8d17538c734230.jpg)
«В России таких кранов больше нет, — с ходу посвящает в курс дела механик по подъемным установкам стапельного цеха Борис Жигалов. — По высоте, грузоподъемности и пролету «Голиаф» абсолютный рекордсмен. Длина балки — 230 метров. С его помощью мы собираем 450-тонные блоки в готовый корпус судна. Кран их поднимает, перетаскивает, стыкует, кантует. Управлять им может один человек».
![Кабина оператора суперкрана Голиаф на верфи ССК Звезда Кабина оператора суперкрана Голиаф на верфи ССК Звезда](https://cdnn21.img.ria.ru/images/155572/99/1555729947_0:0:3077:2048_900x0_80_0_0_83bdb9acb29749c9e3fb8b119f361e51.jpg)
Борис отвечает за исправность подъемных сооружений на стапеле, поэтому о кранах знает все. «Голиаф» построен в Китае. Исполинская конструкция самостоятельно перемещается по рельсам, зона охвата перекрывает почти весь тяжелый достроечный стапель, сопоставимый по размерам с Красной площадью (12 гектаров).
При необходимости «Голиаф» поднимает и переставляет с места на место краны поменьше — для, так сказать, локальных работ.
Как принято в судостроении, большинство крановщиков на «Звезде» — женщины. Негласно считается, что они аккуратнее и внимательнее мужчин, «чище» выполняют тонкие операции. Для управления «Голиафом» отбирают опытных крановщиц, с разрядом не ниже шестого.
![Президент РФ Владимир Путин с рабочими во время посещения Дальневосточного судостроительного комплекса Звезда в городе Большой Камень Приморского края. 11 сентября 2018 Президент РФ Владимир Путин с рабочими во время посещения Дальневосточного судостроительного комплекса Звезда в городе Большой Камень Приморского края. 11 сентября 2018](https://cdnn21.img.ria.ru/images/152825/59/1528255919_0:0:2719:2048_900x0_80_0_0_41a50046530e0e161faca1b70a11b91c.jpg)
![Рабочие на открытом стапеле ССК Звезда Рабочие на открытом стапеле ССК Звезда](https://cdnn21.img.ria.ru/images/155573/09/1555730999_0:0:3077:2048_900x0_80_0_0_b20befbb38aeb6c43481e8787e02b46b.jpg)
С земли их «страхуют» мужчины-такелажники, чья миссия заключается в закреплении грузов и расчистке путей перед краном.
Снабженцы и «Афрамаксы»
Рядом с «Голиафом» величественно возвышается носовая секция первого океанского танкера. Габариты — с девятиэтажку. Позади — верхняя часть с выступающими «ноздрями» якорных клюзов. Повсюду блоки лебедок, строительные леса, стальные тросы толщиной с руку, и, что удивило, — почти идеальная чистота.
«Сейчас на стапельной сборке два судна, оба строим по заказу «Роснефти», — рассказывает корреспонденту РИА Новости главный кораблестроитель ССК «Звезда» Максим Плугин. — Одно из них — нефтеналивной танкер типа «Афрамакс». Он станет первым судном такого класса, выпущенным в России. На других верфях их не могли делать из-за отсутствия спусковых мощностей».
На второй линии высятся секции многофункционального судна снабжения усиленного ледового класса, которое, как и танкер, «Звезда» строит по иностранному проекту.
Многофункциональные суда снабжения (МСС) будут обслуживать морские буровые платформы на арктическом шельфе.
![Главный строитель ССК Звезда Максим Калугин осматривает дизельные агрегаты для судна-снабжения Главный строитель ССК Звезда Максим Калугин осматривает дизельные агрегаты для судна-снабжения](https://cdnn21.img.ria.ru/images/155572/97/1555729767_0:0:3068:2048_900x0_80_0_0_9c5f6d8bab0942725f84aeb6f2736e90.jpg)
Они способны работать в сплошных ледяных полях толщиной до восьми метров, оснащены лебедками, гаками, всевозможными кранами и мощными пожарными насосами для тушения аварийных вышек.
Для оценки сложности конструкции судна у корабелов есть специальный термин — «насыщенность». По «насыщенности» судам снабжения дают девять баллов из десяти.
![Носовая оконечность танкера типа Афрамакс на стапеле Носовая оконечность танкера типа Афрамакс на стапеле](https://cdnn21.img.ria.ru/images/155573/01/1555730134_0:0:3077:2048_900x0_80_0_0_d2f08e335c9a8d6799c016f0f6b0226e.jpg)
![Носовая секция танкера типа Афрамакс на открытом стапеле ССК Звезда Носовая секция танкера типа Афрамакс на открытом стапеле ССК Звезда](https://cdnn21.img.ria.ru/images/155573/03/1555730349_0:0:3068:2048_900x0_80_0_0_a28b519a7eb2815214f405a2e258824b.jpg)
![Носовая секция танкера типа Афрамакс на стапеле ССК «Звезда» Носовая секция танкера типа Афрамакс на стапеле ССК «Звезда»](https://cdnn21.img.ria.ru/images/155573/04/1555730418_0:0:3068:2048_900x0_80_0_0_444900b972bf4576332e03f38651927a.jpg)
Пока «Роснефтефлот» заказал «Звезде» четыре МСС — первый планируется спустить на воду до конца текущего года. Параллельно кипит работа над танкерами «Афрамакс» — десять судов построят для «Роснефти» и два для «Совкомфлота».
«Афрамаксы» работают на трех видах топлива — мазуте, дизеле, сжиженном газе. Из-за высокого экологического класса для них действуют льготные тарифы на заходы в порты и горит «зеленый свет» на перевозки газа и сырой нефти по Севморпути, подпадающему под повышенные экологические стандарты.
![Днище судна снабжения ледового класса в цехе корпусных производств ССК Звезда Днище судна снабжения ледового класса в цехе корпусных производств ССК Звезда](https://cdnn21.img.ria.ru/images/155572/98/1555729827_0:0:3077:2048_900x0_80_0_0_9d82748b070f6749004dde8b7f5c1ee8.jpg)
![Рабочий осматривает подруливающее устройство для судна-ледового класса. Верфь Звезда Рабочий осматривает подруливающее устройство для судна-ледового класса. Верфь Звезда](https://cdnn21.img.ria.ru/images/155573/12/1555731265_0:0:3077:2048_900x0_80_0_0_beb93c6f0e97fa221208f225c1c97c87.jpg)
![Усиленная носовая оконечность судна-снабжения ледового класса в цехе ССК Звезда Усиленная носовая оконечность судна-снабжения ледового класса в цехе ССК Звезда](https://cdnn21.img.ria.ru/images/155573/19/1555731972_0:0:3077:2048_900x0_80_0_0_5db3130f48ec73d1d1bcee3e8ff3f137.jpg)
![Блок корпусных производств ССК Звезда Блок корпусных производств ССК Звезда](https://cdnn21.img.ria.ru/images/155572/91/1555729144_0:0:3068:2048_900x0_80_0_0_a09f5b06e644c4a83720b2bab21a9153.jpg)
![Поперечный силовой набор судна-снабжения ледового класса Поперечный силовой набор судна-снабжения ледового класса](https://cdnn21.img.ria.ru/images/155573/07/1555730716_0:0:3077:2048_900x0_80_0_0_c1e151449484b81da69bf52699977640.jpg)
![Силовой набор судна снабжения ледового класса Силовой набор судна снабжения ледового класса](https://cdnn21.img.ria.ru/images/155573/17/1555731705_0:0:3077:2048_900x0_80_0_0_0c96aa823e2fd9fd7b24b45895a7052e.jpg)
Длина танкера — 250 метров, ширина — 44 метра, дедвейт — 114 тысяч тонн. В отличие от супертанкеров (ULCC, более 320 тысяч тонн) и крупнотоннажных танкеров третьего класса (VLCC, 160-320 тысяч тонн), «Афрамаксы» могут заходить практически во все гавани и каналы на пути движения нефти из стран ОПЕК. С увеличением добычи спрос на них в мире неуклонно растет.
Освоив производство собственных танкеров, Россия выйдет с ними на международный рынок, составив конкуренцию китайским и корейским компаниям. Тем более что с технологической точки зрения строить «наливняки» и «газовозы» значительно проще и дешевле, чем суда снабжения и ледоколы. И времени на них уходит меньше.
С чистого листа
Изготовление современного крупнотоннажного судна начинается с резки металлопроката. Огромные листы стали толщиной до 32 миллиметров, словно картон, раскраивают по форме элементов обшивки и силового набора, рассекают газовыми резаками и сваривают в специальных установках.
![Рабочий в закрытом цехе ССК Звезда Рабочий в закрытом цехе ССК Звезда](https://cdnn21.img.ria.ru/images/155573/11/1555731191_0:0:3077:2048_900x0_80_0_0_21527d4107c4480f3ea1e7c3d0993008.jpg)
![Сварка секций корпуса судна в цехе ССК Звезда Сварка секций корпуса судна в цехе ССК Звезда](https://cdnn21.img.ria.ru/images/155573/13/1555731322_0:0:3068:2048_900x0_80_0_0_25604c77e979b84fe0b998f83d4bc1a1.jpg)
![Резка листового металлопроката в цехе корпусных производств ССК Звезда Резка листового металлопроката в цехе корпусных производств ССК Звезда](https://cdnn21.img.ria.ru/images/155573/12/1555731289_0:0:3077:2048_900x0_80_0_0_7ef56409d6ecc90a3b3fe184bf66123e.jpg)
![Сварщики ССК Звезда в блоке корпусных производств Сварщики ССК Звезда в блоке корпусных производств](https://cdnn21.img.ria.ru/images/155573/15/1555731584_0:0:3077:2048_900x0_80_0_0_fd3b8928c8180198de8eee5a33b33813.jpg)
![Винт подруливающего устройства для судна-снабжения ледового класса на верфи ССК «Звезда» Винт подруливающего устройства для судна-снабжения ледового класса на верфи ССК «Звезда»](https://cdnn21.img.ria.ru/images/155572/96/1555729643_0:0:3077:2048_900x0_80_0_0_daf69272b25bfe1d02ddbe2c20e1d276.jpg)
![Рабочие в цехе корпусных производств ССК Звезда Рабочие в цехе корпусных производств ССК Звезда](https://cdnn21.img.ria.ru/images/155573/09/1555730954_0:0:3077:2048_900x0_80_0_0_df2d797ad201c474da2371d2863df0c0.jpg)
![Фанерные лекала для формования криволиненейных элементов судовой обшивки Фанерные лекала для формования криволиненейных элементов судовой обшивки](https://cdnn21.img.ria.ru/images/155573/20/1555732093_0:0:3068:2048_900x0_80_0_0_7bb870e3f927e4d5416d8aaf9cf2d7cd.jpg)
![Рабочие в цехе корпусных производств верфи Звезда Рабочие в цехе корпусных производств верфи Звезда](https://cdnn21.img.ria.ru/images/155573/09/1555730903_0:0:3077:2048_900x0_80_0_0_e1ca0efd8a58f8d1dd818d8e9050c1e0.jpg)
![Сварщик ССК Звезда за работой Сварщик ССК Звезда за работой](https://cdnn21.img.ria.ru/images/155573/15/1555731525_0:0:3077:2048_900x0_80_0_0_50384d11f620493df9a2a9bc9cb19ff8.jpg)
Практически все операции автоматизированы, металл варят электрической дугой под флюсом, без контакта с окружающей средой. Это позволяет получить равномерные швы, устойчивые к коррозии и окислению. Проверяют и зачищают их вручную, обычными «болгарками».
По мере продвижения в цеху корпусных производств секции будущего судна обретают форму — последовательно наваривается киль, шпангоуты, продольные стрингеры, трюмные и палубные пиллерсы, на гибочных станках по фанерным лекалам формируется обшивка для носовых и кормовых оконечностей со сложными криволинейными обводами.
Конструктивно проект судна-снабженца гораздо сложнее, чем танкер. Из-за высокого ледового класса у него повышенные требования к деформации. Для упрочнения носовой части делают уменьшенное расстояние между шпангоутами. В них предусмотрено множество небольших отверстий, чтобы не застаивалась вода. Все это нужно прорезать, проварить, проверить.
![Зачистка сварочных швов в блоке корпусных производств ССК Звезда Зачистка сварочных швов в блоке корпусных производств ССК Звезда](https://cdnn21.img.ria.ru/images/155572/99/1555729926_0:0:3077:2048_900x0_80_0_0_3f8852a585465626c8d9f7fd8ee8d1e6.jpg)
![Сварочная линия в цехе корпусных производств на верфи ССК Звезда Сварочная линия в цехе корпусных производств на верфи ССК Звезда](https://cdnn21.img.ria.ru/images/155573/13/1555731398_0:0:3068:2048_900x0_80_0_0_88be7f1f0704fee2eb7dc682f56c7ecc.jpg)
![Сварочные работы в блоке корпусных производств ССК Звезда Сварочные работы в блоке корпусных производств ССК Звезда](https://cdnn21.img.ria.ru/images/155573/14/1555731492_0:0:3077:2048_900x0_80_0_0_34d8990e5604c763c274fdaec568f306.jpg)
Размеры и комментарии конструкторов с проектных чертежей выжигают автоматической лазерной установкой прямо на листах металла. Технологам это сильно экономит время на разметку и подготовку, рабочих спасает от путаницы.
Готовые секции судна проходят операционный контроль с использованием технологий бесконтактных измерений и 3D-моделирования, после чего их вывозят на стапельную линию, где стыкуют в крупные блоки.
Следующий этап — окрасочный цех. Блоки поступают туда уже готовыми — с трубопроводами, балластной системой, внутренними помещениями и цистернами. Все это подвергают пескоструйной обработке и окрашивают.
Финальная стадия — открытый достроечный стапель, где блоки поднимают «Голиафом» и сваривают в единый корпус.
![Секция машинного отделения судна-снабжения в покрасочной камере ССК Звезда Секция машинного отделения судна-снабжения в покрасочной камере ССК Звезда](https://cdnn21.img.ria.ru/images/155573/16/1555731621_0:0:3068:2048_900x0_80_0_0_0ce3717742a2abbb6f6b03444ec83b49.jpg)
![Работы на тяжелом достроечном стапеле ССК Звезда Работы на тяжелом достроечном стапеле ССК Звезда](https://cdnn21.img.ria.ru/images/155573/08/1555730821_0:0:3077:2048_900x0_80_0_0_b209ba54bbe0800b66d8e8674b19738f.jpg)
![Деревянные клинья под корпусом судна на стапеле ССК Звезда Деревянные клинья под корпусом судна на стапеле ССК Звезда](https://cdnn21.img.ria.ru/images/155572/98/1555729805_0:0:3077:2048_900x0_80_0_0_e1b7a1a3937b64ee2176325a6c862f3a.jpg)
Точность изготовления такова, что трубопроводы, переборки и палубы при стыковке сходятся в ноль. Готовый корпус перевозят в плавучий транспортно-передаточный док и спускают на воду. Достраивают уже у стенки.
Тысячи тонн металла
«Технология блочной сборки позволяет запараллелить работы, — отмечает Плугин. — К примеру, мы можем, не дожидаясь укрупнения носовой оконечности, одновременно работать с блоком надстройки, который затем просто пристыкуем сверху. Это резко ускоряет процесс производства».
По его словам, к 2024-му, когда суперверфь в Большом Камне достроят и выведут на расчетные мощности, предприятие сможет обрабатывать до 330 тысяч тонн металла в год. Сейчас тут 2,5 тысячи сотрудников, через пять лет их число должно вырасти до семи тысяч.
«Звезда» строит себя сама, и строит быстро. Со 110-метровой высоты «Голиафа» угадываются очертания сразу нескольких цехов, возводимых рядом с основной площадкой.
В стороне, за небольшой бухтой, виден гигантский котлован на месте будущего сухого дока — объекта второй очереди строительства. Он станет самым большим в России: длина — 485 метров, ширина — 114, глубина — 15.
![Строящийся сухой док ССК Звезда Строящийся сухой док ССК Звезда](https://cdnn21.img.ria.ru/images/155573/17/1555731738_0:0:3077:2048_900x0_80_0_0_595a7cd181648965a8c40801d85e948b.jpg)
«В этом доке будем строить буровые платформы, супертанкеры и газовозы водоизмещением до 350 тысяч тонн — словом, все то, что из-за габаритов и тоннажа нельзя спустить на воду через плавдок, — говорит РИА Новости гендиректор ССК «Звезда» Сергей Целуйко. — Для откачки и закачки воды предусмотрена мощная система дренажных насосов. В скором будущем сухой док пригодится для постройки арктической морской техники и, в частности, атомного ледокола «Лидер».
По его словам, с заказами проблем нет: в портфеле «Звезды» контракты на строительство 38 судов. Якорный заказчик — «Роснефть», разместившая заказ на 26 судов. Кроме снабженцев и «Афрамаксов», принято решение о постройке десяти арктических танкеров-челноков для шельфа, арктического газовоза, мелкосидящего ледокола для мелководных районов Арктики, Азовского и Каспийского морей, а также целого ряда других судов. Всего в портфеле 38 контрактов. Основные заказчики — российские нефтегазовые компании и их дочки.
![Транспортно-передаточный плавучий док ССК Звезда Транспортно-передаточный плавучий док ССК Звезда](https://cdnn21.img.ria.ru/images/155573/18/1555731802_0:0:3077:2048_900x0_80_0_0_48568f97f664d94ca3e38e81613dd0a8.jpg)
Арктические танкеры-челноки интересны тем, что могут самостоятельно работать во льдах толщиной до 1,8 метра и при температурах до минус 45. Они будут возить по Севморпути нефть, добываемую на Пайяхском месторождении в устье Енисея.
Очевидно, что такая страна, как Россия, с ее запасами нефти и газа, омываемая морями трех океанов, просто обязана иметь собственную крупнотоннажную верфь. Останется «Звезда» единственной или будет первой в списке — покажет время.
А пока тут кипит работа — разбить бутылку шампанского о форштевень первого построенного судна сотрудники «Звезды» рассчитывают уже в ближайшее время.