Рейтинг@Mail.ru
Сергей Капков: "Ну, погоди!" сделал советскую анимацию безудержно смешной - РИА Новости, 03.03.2020
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Сергей Капков: "Ну, погоди!" сделал советскую анимацию безудержно смешной

© Владимир ТрефиловКинорежиссер Сергей Капков
Кинорежиссер Сергей Капков
Читать ria.ru в
В 2019 году исполняется 50 лет с момента выхода на экраны сразу нескольких значимых для российской мультипликации анимационных фильмов. Юбилей отмечают картины "Ну, погоди!" режиссера Вячеслава Котеночкина, "Крокодил Гена" Романа Качанова, "Бременские музыканты" Инессы Ковалевской, "Винни Пух" Федора Хитрука, "Умка" Владимира Пекаря и Владимира Попова. В интервью РИА Новости шеф-редактор студии "Союзмультфильм" Сергей Капков рассказал о свободе, позволившей художникам создать шедевры на все времена, и объяснил, почему возможность продолжения мультфильма "Ну, погоди!" в современности остается под большим вопросом. Беседовала Валерия Высокосова.
— Что сделало эти мультфильмы такими популярными? В чем их феномен?
— Невозможно сказать, почему так произошло. Рецепта успеха нет, это всегда элемент неожиданности, удачи, попадания. Если же заняться исследованием этого вопроса, то можно обратиться к историческому контексту. Тогда, в конце 60-х, заканчивалась хрущевская оттепель, которая позволила творцам почувствовать дух свободы и уйти от идеологических и художественных шаблонов. Например, до этого времени "Союзмультфильм" работал в основном в диснеевской стилистике, правда, не без самобытного советского уклона. Но в 60-х появилась возможность экспериментировать. Собственно, сочетание традиций и новаторства и стало впоследствии фирменным знаком студии. Сохраняя ценностные ориентиры — доброту, гуманизм, обаяние героев, художники экспериментировали с внешней формой. Первый же новаторский фильм Федора Хитрука "История одного преступления" выстрелил сразу. Он поражал современников нетипичной социальной тематикой, совершенно новым монтажным построением и темпоритмом. Там есть такой эпизод: герой на работе рассчитывает что-то на арифмометре, а за его окном идет стройка. И мы понимаем, что эта стройка и есть результат его работы. Прямо под мелодию, написанную для арифмометра с симфоническим оркестром, ритмично возникает здание, в то время как еще вчера мультипликаторы рисовали бы подробный процесс строительства: с рабочими, бульдозерами, цементом и прочее. Умение обращать условность в достоверность – главный козырь анимации.
Эскиз к фильму Рассеянный Джованни
Рискованные эксперименты советских мультипликаторов
Молодые режиссеры, ранее работавшие у мастеров аниматорами — Анатолий Петров, Леонид Носырев, Валерий Угаров, Галина Баринова, Геннадий Сокольский, в том же 1969 году создали киноальманах "Веселая карусель". В нем они ставили творческие эксперименты с жанрами и техниками исполнения, но мы – зрители – получали истинное наслаждение от приключений Антошки, Рыжего-конопатого, Принцессы и Людоеда и других героев.
Тогда же, в 1969 году, вышел первый анимационный мюзикл "Бременские музыканты" с песнями Геннадия Гладкова и Юрия Энтина. После того как был записан саундтрек, режиссер Инесса Ковалевская приняла решение переделать визуальный ряд всех персонажей. Вот что значит творческий поиск! Музыка диктовала стиль фильма. Герои получились не просто актуальными для своего времени, в сочетании с гениальными песнями они оказались вне времени вообще.
Советская анимация, в отличие от американской, не была бизнесом. У государства не было цели заработать на ней, поэтому не снимались сериалы, было крайне мало полнометражных мультфильмов, не развивался мерчендайзинг, все наши шедевры – штучные.
— Вы говорите, что тогда анимация не была бизнесом. Как изменилась ситуация сейчас?
— Сейчас на "Союзмультфильме" есть блок коммерческой сериальной и полнометражной анимации и блок авторской короткометражной анимации. Многосерийные фильмы производятся в России в большом количестве, однако пока еще недостаточном, учитывая масштабы нашей страны. Студии есть только в трех-четырех городах, и тем не менее коммерческая анимация развивается. Однако в этой сфере есть объективные ограничения в виде политики телеканалов, инвесторов, мнения общественности.
В то же время есть авторская анимация, где художники получают меньшие деньги, однако имеют полную свободу самовыражения. Короткометражки высоко ценятся в мировом фестивальном движении и награждаются призами по всему миру.
Кадр из мультфильма Ну, погоди!
"Союзмультфильм" обещает новые истории героев культовых мультиков
— Как вы считаете, можно ли достичь баланса? Как сделать так, чтобы и свобода была, и деньги это приносило?
— У каждого явления, процесса есть свои конкретные фамилии. Когда появляется человек, который обладает превосходным вкусом и одновременно умеет вести бизнес, тогда достигается баланс. Таким был Уолт Дисней для своего времени, такими являются сейчас Тим Бертон, Ник Парк или Джон Лассетер. Тогда получаются фильмы, которые ценны и с художественной точки зрения, и привлекательны для инвестиций.
У нас яркий пример — завоевавший мировую популярность мультсериал "Маша и Медведь". Этот проект обязан своим успехом профессиональному продюсеру, режиссеру и художнику Олегу Кузовкову, он создал сериал в атмосфере абсолютной творческой свободы без оглядки на те же телевизионные стандарты или указания "компетентных" людей. Когда слишком много ограничений и условий – получается стерильный, унылый и неинтересный продукт.
— Давайте вернемся к юбилярам этого года – есть ли у них что-то общее?
— Как раз удивительно, насколько они разные – эти юбиляры! Вот, например, гэговая, эксцентрическая комедия-погоня "Ну, погоди!" Она была придумана по заданию снять мультфильм на тему "Не обижай маленьких, иначе сам попадешь в смешную ситуацию". Появление молодых эстрадных авторов Александра Курляндского, Аркадия Хайта и Феликса Камова в тесном содружестве с режиссером Вячеславом Котеночкиным позволило советской анимации стать безудержно смешной, гротесковой, да еще и породило первый в СССР анимационный рисованный цикл.
В отличие от "Ну, погоди!" другой цикл – о Винни-Пухе намного короче, всего три фильма. Режиссер Федор Хитрук не мог долго заниматься одной темой, одним героем, пусть даже самым любимым. Кроме того, произошел конфликт с автором русской версии книги Борисом Заходером. Писатель не принял идею режиссера избавиться от Кристофера Робина и сделать Винни-Пуха самостоятельным, почти взрослым персонажем.
Еще один культовый юбиляр – Чебурашка. Много лет все пытаются понять, в чем секрет его обаяния. Зверек неизвестной породы, взявшийся из ниоткуда, ничего не умеющий, мешающийся всем под ногами, но решивший передружить весь город… Безусловно, помимо характера, который заложил в книге Эдуард Успенский, на передний план выходит его визуальный образ, придуманный Леонидом Шварцманом. Кукла создавалась мучительно долго, размер ушей, глаз постоянно менялся. Длинный хвост был оторван уже почти перед кинокамерой – мешал пластике. Ну и, конечно, обаянию Чебурашки способствовал голос блистательной актрисы Клары Румяновой.
Табличка Союзмультфильм у входа в здание
"Союзмультфильм" в 2019 году произведет около 500 минут анимации
— Могли бы рассказать, как изменились техники создания анимации с советских лет?
— Классическая рисованная анимация создавалась на бумаге, кальке, целлулоиде. Один слой бумаги накладывался на другой: на одном фон — лес, трава, деревья, на других — персонажи. Затем все это укладывалось под камеру и получался кадр. Сегодня за счет компьютеров и планшетов работа художников и аниматоров стала проще. Та же техника перекладки, в которой Юрий Норштейн делал "Ежика в тумане", где все состояло из лоскутков, тысяч мельчайших бумажечек, которые необходимо было двигать, сегодня все это так же можно делать с помощью компьютера. Единственная техника, которая мало изменилась за сто лет, — кукольная. Из современных реалий добавился только хромакей, который позволяет не строить сложные декорации, а впоследствии дорисовать фон в кадре. Без компьютера производство намного дороже. Но в то же время именно авторская, короткометражная анимация является двигателем прогресса. Она как научно-исследовательский институт – ищет новые темы, жанры, технологии, на основе которых через несколько лет возникнут новые коммерческие проекты. Так в свое время появилась студия Pixar.
— В прошлом году "Союзмультфильм" начал выпускать продолжение "Простоквашино". Герои теперь живут в иных реалиях, у них есть техника, есть интернет, в общем, они адаптировались. Как вы считаете, могут ли другие старожилы получить новую жизнь? Нужно ли это?
— Я считаю, что нужно создавать новых героев, идти вперед, потому что творческим людям свойственно выдумывать. В то же время есть персонажи, с которыми можно поработать и в сегодняшнем дне. При этом необязательно погружать их в современные реалии, можно поиграться в условиях их мира. Однако к таким вещам нужно подходить очень осторожно. Допустим, медвежонок Умка, который живет в Арктике, может существовать вне современных реалий. А если мы говорим о Волке и Зайце, тут у меня много сомнений. Волк был очень ярким социальным типом своего времени — стиляга, тунеядец, все то, с чем боролись в 1960-1970-х. Но кем он может быть сегодня — гопником, олигархом, чиновником, хипстером? Один неверный шаг — и провал.
Режиссер-мультипликатор Татьяна Ильина
Российский режиссер-мультипликатор: мы в хорошем смысле старомодны
 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Обсуждения
Заголовок открываемого материала