https://ria.ru/20190225/1551261565.html
Исследование: каждый пятый сельский ребенок в СССР не отмечал день рождения
Исследование: каждый пятый сельский ребенок в СССР не отмечал день рождения - РИА Новости, 25.02.2019
Исследование: каждый пятый сельский ребенок в СССР не отмечал день рождения
Исследователи Московского городского педагогического университета (МГПУ) установили, что до 20 % сельских семей в СССР не праздновали дни рождения детей. РИА Новости, 25.02.2019
2019-02-25T09:08
2019-02-25T09:08
2019-02-25T09:08
общество
наука
университетская наука
мгпу
https://cdnn21.img.ria.ru/images/155126/31/1551263143_0:341:2831:1933_1920x0_80_0_0_b41a08e84f51dcf667c52c97cc808d43.jpg
МОСКВА, 25 фев - РИА Новости. Исследователи Московского городского педагогического университета (МГПУ) установили, что до 20 % сельских семей в СССР не праздновали дни рождения детей.Основным источником эмпирических данных послужило исследование, которое предусматривало сбор и интерпретацию интервью лиц, проживавших в детстве на территории СССР. Целью исследования, проводившегося при финансовой поддержке РФФИ (проект № 18-013-00890а), была социально-педагогическая реконструкция культурной практики празднования дня рождения ребенка в СССР в 60-80 гг. ХХ века. Выборка включала респондентов из Москвы, Московской, Калининградской, Костромской и Новосибирской областей. Возраст респондентов ‒ от 43 до 73 лет (1945-57 г.р. ‒ 19%, 1960-69 г.р. – 39%, 1970-75 г.р. – 42%). То есть детство основной массы участников опроса пришлось на двадцатилетие со второй половины 60-х годов по вторую половину 80-х годов.Исследование показало, что детство почти всех респондентов, лишенных в детстве праздника, прошло в сельских поселениях или небольших поселках.Как рассказала доцент Института педагогики и психологии образования МГПУ Наталья Илюшина, отдельное внимание авторы исследования уделили тому, как выглядел праздничный стол именинников, отмечающих день рождения. "На основании анализа полученных свидетельств можно зафиксировать два варианта: развернутое праздничное застолье и чаепитие ("сладкий стол")", ‒ отметила она.По словам эксперта, воспоминания городских жителей сильно отличаются от воспоминаний сельских жителей, весьма ощутимо и влияние времени. Так, для тех, чье детство прошло в селе или в городе в 60-тые годы, характерно преобладание на праздничных столах выпечки собственного приготовления. Для горожан, чье детство выпало на 80-тые годы, характерны покупной торт, печенье, лимонад, иногда сезонные деликатесы.Кроме того, как отмечают исследователи, не было выявлено подчинения детского дня рождения общегосударственным праздникам: "даже если само празднование переносилось на выходной день, в воспоминаниях респондентов ассоциирования с политическими и общественными событиями не обнаружено". Профессор Института педагогики и психологии образования МГПУ Борис Куприянов в беседе с РИА Новости сообщил, что это первый этап исследования ‒ "предварительный взгляд на вещи". "День рождения – интегральная характеристика, которая отражает и климат в семье, и детско-родительские отношения, и многие другие вещи, которые являются ключевыми факторами социализации ребенка в контексте семейного уклада. Пока мы не пытаемся интерпретировать полученные данные, не хотим делать легковесные выводы. Прежде чем интерпретировать, нам надо получить весь объем данных, охватив самую широкую географию страны", ‒ сказал он.По его словам, исследование, направленное на то, чтобы получить более полную картину советского внешкольного детства, рассчитано на три года. "Сегодняшняя семья сильно отличается от той, что была в советское время. Зачастую, когда мы апеллируем к советскому прошлому, сравнение идет не в пользу современной семьи. При этом нам бы хотелось говорить на научном языке, приводить статистику и объективные доводы. Внешкольные сюжеты позволяют нам увидеть советского ребенка на территории некоторой свободы, понять его "самость", ‒ добавил он.Дальнейшая работа в рамках исследования будет проводиться "культурными блоками": "день рождения", "пионерский лагерь", "занятость в кружках ", "дворовые игры". "Сегодня все охают и ахают, что двор "ушел". Но у нас нет серьезных исследований, показывающих, что же происходило в том дворе. Если мы пытаемся восполнить недостаток двора, мы должны придумать эффективные способы его замещения. Прежде чем конструировать работу на спортивных площадках, нужно глубоко исследовать данную тему", ‒ подчеркнул профессор.
РИА Новости
internet-group@rian.ru
7 495 645-6601
ФГУП МИА «Россия сегодня»
https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/
2019
РИА Новости
internet-group@rian.ru
7 495 645-6601
ФГУП МИА «Россия сегодня»
https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/
Новости
ru-RU
https://ria.ru/docs/about/copyright.html
https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/
РИА Новости
internet-group@rian.ru
7 495 645-6601
ФГУП МИА «Россия сегодня»
https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/
https://cdnn21.img.ria.ru/images/155126/31/1551263143_102:0:2831:2047_1920x0_80_0_0_0107a8884673736634e570577e3fdc51.jpgРИА Новости
internet-group@rian.ru
7 495 645-6601
ФГУП МИА «Россия сегодня»
https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/
РИА Новости
internet-group@rian.ru
7 495 645-6601
ФГУП МИА «Россия сегодня»
https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/
общество, университетская наука, мгпу
Общество, Наука, Университетская наука, МГПУ
МОСКВА, 25 фев - РИА Новости. Исследователи Московского городского педагогического университета (МГПУ) установили, что до 20 % сельских семей в СССР не праздновали дни рождения детей.
Основным источником эмпирических данных послужило исследование, которое предусматривало сбор и интерпретацию интервью лиц, проживавших в детстве на территории СССР. Целью исследования, проводившегося при финансовой поддержке РФФИ (проект № 18-013-00890а), была социально-педагогическая реконструкция культурной практики празднования дня рождения ребенка в СССР в 60-80 гг. ХХ века. Выборка включала респондентов из Москвы, Московской, Калининградской, Костромской и Новосибирской областей. Возраст респондентов ‒ от 43 до 73 лет (1945-57 г.р. ‒ 19%, 1960-69 г.р. – 39%, 1970-75 г.р. – 42%). То есть детство основной массы участников опроса пришлось на двадцатилетие со второй половины 60-х годов по вторую половину 80-х годов.
Исследование показало, что детство почти всех респондентов, лишенных в детстве праздника, прошло в сельских поселениях или небольших поселках.
Как рассказала доцент Института педагогики и психологии образования МГПУ Наталья Илюшина, отдельное внимание авторы исследования уделили тому, как выглядел праздничный стол именинников, отмечающих день рождения. "На основании анализа полученных свидетельств можно зафиксировать два варианта: развернутое праздничное застолье и чаепитие ("сладкий стол")", ‒ отметила она.
По словам эксперта, воспоминания городских жителей сильно отличаются от воспоминаний сельских жителей, весьма ощутимо и влияние времени. Так, для тех, чье детство прошло в селе или в городе в 60-тые годы, характерно преобладание на праздничных столах выпечки собственного приготовления. Для горожан, чье детство выпало на 80-тые годы, характерны покупной торт, печенье, лимонад, иногда сезонные деликатесы.
Кроме того, как отмечают исследователи, не было выявлено подчинения детского дня рождения общегосударственным праздникам: "даже если само празднование переносилось на выходной день, в воспоминаниях респондентов ассоциирования с политическими и общественными событиями не обнаружено".
Профессор Института педагогики и психологии образования МГПУ Борис Куприянов в беседе с РИА Новости сообщил, что это первый этап исследования ‒ "предварительный взгляд на вещи". "День рождения – интегральная характеристика, которая отражает и климат в семье, и детско-родительские отношения, и многие другие вещи, которые являются ключевыми факторами социализации ребенка в контексте семейного уклада. Пока мы не пытаемся интерпретировать полученные данные, не хотим делать легковесные выводы. Прежде чем интерпретировать, нам надо получить весь объем данных, охватив самую широкую географию страны", ‒ сказал он.
По его словам, исследование, направленное на то, чтобы получить более полную картину советского внешкольного детства, рассчитано на три года. "Сегодняшняя семья сильно отличается от той, что была в советское время. Зачастую, когда мы апеллируем к советскому прошлому, сравнение идет не в пользу современной семьи. При этом нам бы хотелось говорить на научном языке, приводить статистику и объективные доводы. Внешкольные сюжеты позволяют нам увидеть советского ребенка на территории некоторой свободы, понять его "самость", ‒ добавил он.
Дальнейшая работа в рамках исследования будет проводиться "культурными блоками": "день рождения", "пионерский лагерь", "занятость в кружках ", "дворовые игры". "Сегодня все охают и ахают, что двор "ушел". Но у нас нет серьезных исследований, показывающих, что же происходило в том дворе. Если мы пытаемся восполнить недостаток двора, мы должны придумать эффективные способы его замещения. Прежде чем конструировать работу на спортивных площадках, нужно глубоко исследовать данную тему", ‒ подчеркнул профессор.