Крещение в минус 62: как ныряют в прорубь в самой холодной точке планеты
Крещение в минус 62: как ныряют в прорубь в самой холодной точке планеты - РИА Новости, 15.03.2021
Крещение в минус 62: как ныряют в прорубь в самой холодной точке планеты
Православные христиане отмечают Крещение Господне. В этот день в народе принято ходить на иордани — освященные водоемы, где верующие троекратно погружаются в... РИА Новости, 15.03.2021
ЯКУТСК, 19 янв — РИА Новости, Антон Скрипунов. Православные христиане отмечают Крещение Господне. В этот день в народе принято ходить на иордани — освященные водоемы, где верующие троекратно погружаются в воду. Крещенские купания настолько популярны среди россиян, что проходят даже в крайне суровых условиях — например, в Якутии. О том, как окунаются в проруби там, где морозная зима длится восемь месяцев, и умудряются после этого не заболеть, — в репортаже РИА Новости.Иордань "по-гречески"В холодном Мирнинском районе, где минус 40 — средняя для января дневная температура, протоиерей Владимир Севрюков освящает воду "по-южному": бросает в прорубь крест на цепочке. Такое на Крещение можно увидеть в теплой Греции. Но на берегу замерзшего озера Чуоналыр посреди заледеневших кедров… Очень неожиданно.После чина Великого освящения воды, совершаемого во всех православных храмах как на сам праздник, так и накануне (в Крещенский сочельник), верующие выстраиваются в очередь к проруби. Минус 40 и ветер."Господи, помилуй! Господи, помилуй! Господи, помил…", — мужчина немеющими от холода руками пытается перекреститься, троекратно ныряя в воду так быстро, что макушка его остается практически сухой.За происходящим наблюдают десятки людей. Причем далеко не все из них православные. В Якутской епархии говорят, что купания привлекают очень много некрещеных якутов. Оказывается, у коренных жителей Республики Саха укоренилось причудливое переплетение христианских и языческих обычаев. Про праздник Крещения есть легенда, что в именно в этот день вода распугивает темных духов природы. Поэтому в прорубь, согласно поверью, очень полезно окунуться.Между тем Якутия признана учеными самым холодным из обитаемых мест нашей планеты. Минусовая температура держится здесь восемь месяцев, а в поселке Оймякон был зарегистрирован рекорд: минус 77,8 градуса."Руки примерзают к кресту"Христианизация Якутии началась в середине XVII века почти одновременно с ее освоением русскими казаками. Православным миссионерам в первую очередь нужно было попросту выжить в столь суровом крае, а уже потом просвещать якутов. До сих пор кажется немыслимым, как им это все удалось, — например, первый монастырь в Якутии появился еще в 1663 году. Как ни парадоксально, но в XXI веке для священников Северного благочиния Якутской епархии трудности первых миссионеров — повседневность. По сути, север Якутии так и остался неосвоенным краем с весьма не приспособленными для человека условиями. На восемь приходов здесь всего три священника, которые служат Богу и людям, несмотря на все трудности. Отец Александр Воронов, благочинный Северного округа, освящает иордань на реке Яне в селе Депутатское. До поселка еще поди доберись — сначала самолет, а потом вездеход. Поэтому служба проходит в сумерках. Что удивительно, купель в Яне не отличается от любой другой в том же Подмосковье — температура воды плюс три-четыре градуса. А вот на улице минус 51. Но это не мешает особо храбрым окунаться. Причем если во многих районах Якутии на купелях ставят палатки или обогревающие пушки, то здесь о таком комфорте и не мечтают. "Настоящий рок-н-ролл здесь, в Депутатском! Никаких палаток и пушек!", — говорит отец Александр. Тут не то что видео — даже фото на телефон невозможно сделать: техника попросту отказывается работать в такой мороз. Да и пальцев совсем не чувствуешь. В Верхоянске, одном из полюсов холода Северного полушария, настоятель самого северного храма — в честь Матроны Московской — иеромонах Гермоген (Рубцов) освящает иордань при минус 62-х. "Руки примерзают к кресту в считаные минуты!" — рассказывает он. "Ступенька к Богу"Наверное, история о примерзших к кресту руках есть практически у каждого священнослужителя Якутской епархии. Архиепископ Роман, правящий владыка, сталкивался с такими же трудностями — в крещенские дни он мерзнет у проруби наравне с "подчиненными". Ежегодно он освящает воду в районе Зеленый луг, в протоке реки Лены в Якутске. Иордань на Зеленом лугу, что называется, цивильная: палатка, на полу сено, раздевалки для мужчин и женщин, тепловые пушки, красиво огороженные проруби, в которых даже видно рыбок. Владыка Роман надолго тут не задерживается — после службы едет освящать еще одну прорубь на Лене, в этот раз за пределами Якутска. Архиепископа встречают многочисленные богомольцы — ждут конца службы, когда можно будет наконец искупаться. К проруби идут по двое: один ныряет, другой держит наготове теплую одежду или полотенце. Минус 42 и снег.Спрашивается, зачем устраивать купания в столь экстремальных условиях? Чтобы приобщить людей к Богу. В епархии подчеркивают, что Якутия — регион многонациональный, его удалось полностью христианизировать лишь к началу XX века. Однако после революции 1917 года все, с таким трудом созданное здесь церковью, рухнуло. Приходится создавать заново — поэтому Якутскую епархию прозвали "миссионерской". Сам владыка Роман не очень любит этот термин. Говорит, не то что любая епархия — каждый приход должен быть миссионерским. И, несмотря на то, что крещенские купания — традиция не церковная, а народная, — здесь, в Якутии, это повод для серьезного разговора о вере и Боге. Например, в Якутске возле купелей волонтеры в прошлом году раздавали всем Евангелия и молитвословы на русском и якутском языках. По словам архиерея, можно бесконечно искать языческие корни в крещенских купаниях, а можно порадоваться за людей — детей и взрослых. "Хотя бы для некоторых из них купание из развлечения станет ступенькой к духовной жизни — через проявление силы воли, через красоту богослужения Великого водоосвящения и величия Божьего творения — стихии воды", — говорит владыка.Автор выражает благодарность пресс-секретарю Якутской епархии инокине Евгении (Сеньчуковой) за помощь в подготовке материала.
ЯКУТСК, 19 янв — РИА Новости, Антон Скрипунов. Православные христиане отмечают Крещение Господне. В этот день в народе принято ходить на иордани — освященные водоемы, где верующие троекратно погружаются в воду. Крещенские купания настолько популярны среди россиян, что проходят даже в крайне суровых условиях — например, в Якутии. О том, как окунаются в проруби там, где морозная зима длится восемь месяцев, и умудряются после этого не заболеть, — в репортаже РИА Новости.
Иордань "по-гречески"
В холодном Мирнинском районе, где минус 40 — средняя для января дневная температура, протоиерей Владимир Севрюков освящает воду "по-южному": бросает в прорубь крест на цепочке. Такое на Крещение можно увидеть в теплой Греции. Но на берегу замерзшего озера Чуоналыр посреди заледеневших кедров… Очень неожиданно.
После чина Великого освящения воды, совершаемого во всех православных храмах как на сам праздник, так и накануне (в Крещенский сочельник), верующие выстраиваются в очередь к проруби. Минус 40 и ветер.
"Господи, помилуй! Господи, помилуй! Господи, помил…", — мужчина немеющими от холода руками пытается перекреститься, троекратно ныряя в воду так быстро, что макушка его остается практически сухой.
За происходящим наблюдают десятки людей. Причем далеко не все из них православные. В Якутской епархии говорят, что купания привлекают очень много некрещеных якутов. Оказывается, у коренных жителей Республики Саха укоренилось причудливое переплетение христианских и языческих обычаев. Про праздник Крещения есть легенда, что в именно в этот день вода распугивает темных духов природы. Поэтому в прорубь, согласно поверью, очень полезно окунуться.
Между тем Якутия признана учеными самым холодным из обитаемых мест нашей планеты. Минусовая температура держится здесь восемь месяцев, а в поселке Оймякон был зарегистрирован рекорд: минус 77,8 градуса.
Протоиерей Анатолий Астафьев освящает воду реки Лены в городе Ленске Республики Саха (Якутия)
"Руки примерзают к кресту"
Христианизация Якутии началась в середине XVII века почти одновременно с ее освоением русскими казаками. Православным миссионерам в первую очередь нужно было попросту выжить в столь суровом крае, а уже потом просвещать якутов. До сих пор кажется немыслимым, как им это все удалось, — например, первый монастырь в Якутии появился еще в 1663 году.
Как ни парадоксально, но в XXI веке для священников Северного благочиния Якутской епархии трудности первых миссионеров — повседневность. По сути, север Якутии так и остался неосвоенным краем с весьма не приспособленными для человека условиями. На восемь приходов здесь всего три священника, которые служат Богу и людям, несмотря на все трудности.
Отец Александр Воронов, благочинный Северного округа, освящает иордань на реке Яне в селе Депутатское. До поселка еще поди доберись — сначала самолет, а потом вездеход. Поэтому служба проходит в сумерках.
Крещенские купания в селе Депутатское в минус 52 по Цельсию, республика Саха (Якутия)
Что удивительно, купель в Яне не отличается от любой другой в том же Подмосковье — температура воды плюс три-четыре градуса. А вот на улице минус 51. Но это не мешает особо храбрым окунаться. Причем если во многих районах Якутии на купелях ставят палатки или обогревающие пушки, то здесь о таком комфорте и не мечтают.
"Настоящий рок-н-ролл здесь, в Депутатском! Никаких палаток и пушек!", — говорит отец Александр.
Тут не то что видео — даже фото на телефон невозможно сделать: техника попросту отказывается работать в такой мороз. Да и пальцев совсем не чувствуешь.
В Верхоянске, одном из полюсов холода Северного полушария, настоятель самого северного храма — в честь Матроны Московской — иеромонах Гермоген (Рубцов) освящает иордань при минус 62-х.
"Руки примерзают к кресту в считаные минуты!" — рассказывает он.
Наверное, история о примерзших к кресту руках есть практически у каждого священнослужителя Якутской епархии. Архиепископ Роман, правящий владыка, сталкивался с такими же трудностями — в крещенские дни он мерзнет у проруби наравне с "подчиненными". Ежегодно он освящает воду в районе Зеленый луг, в протоке реки Лены в Якутске.
Иордань на Зеленом лугу, что называется, цивильная: палатка, на полу сено, раздевалки для мужчин и женщин, тепловые пушки, красиво огороженные проруби, в которых даже видно рыбок. Владыка Роман надолго тут не задерживается — после службы едет освящать еще одну прорубь на Лене, в этот раз за пределами Якутска.
Архиепископа встречают многочисленные богомольцы — ждут конца службы, когда можно будет наконец искупаться. К проруби идут по двое: один ныряет, другой держит наготове теплую одежду или полотенце. Минус 42 и снег.
Рождественский вертеп в поселке Удачном Республики Саха (Якутия)
Спрашивается, зачем устраивать купания в столь экстремальных условиях? Чтобы приобщить людей к Богу. В епархии подчеркивают, что Якутия — регион многонациональный, его удалось полностью христианизировать лишь к началу XX века. Однако после революции 1917 года все, с таким трудом созданное здесь церковью, рухнуло. Приходится создавать заново — поэтому Якутскую епархию прозвали "миссионерской".
Сам владыка Роман не очень любит этот термин. Говорит, не то что любая епархия — каждый приход должен быть миссионерским. И, несмотря на то, что крещенские купания — традиция не церковная, а народная, — здесь, в Якутии, это повод для серьезного разговора о вере и Боге. Например, в Якутске возле купелей волонтеры в прошлом году раздавали всем Евангелия и молитвословы на русском и якутском языках.
По словам архиерея, можно бесконечно искать языческие корни в крещенских купаниях, а можно порадоваться за людей — детей и взрослых. "Хотя бы для некоторых из них купание из развлечения станет ступенькой к духовной жизни — через проявление силы воли, через красоту богослужения Великого водоосвящения и величия Божьего творения — стихии воды", — говорит владыка.
Автор выражает благодарность пресс-секретарю Якутской епархии инокине Евгении (Сеньчуковой) за помощь в подготовке материала.
Доступ к чату заблокирован за нарушение правил.
Вы сможете вновь принимать участие через: ∞.
Если вы не согласны с блокировкой, воспользуйтесь формой обратной связи
Обсуждение закрыто. Участвовать в дискуссии можно в течение 24 часов после выпуска статьи.