Из-под земли достали
Кто и зачем копал под Кремль
Татьяна Меликян
Древнейшая часть Москвы, Кремль — территория, которая, казалось бы, всегда должна быть доступна археологам. Но это не так. Поработать в самом сердце столицы — большая удача для ученых. Осенью 2015-го, когда в Кремле началась большая ломка — сносили 14-й корпус, им предоставили такую возможность. Археологи копнули вглубь и нашли много интересного.
Закопали не только талант
Почти восемьсот лет назад Москву постигла страшная участь — татаро-монголы прошлись по еще молодому городу огнем и мечом. Предвидя беду, семья князя Владимира Юрьевича закопала фамильные драгоценности недалеко от нынешних Спасских ворот. Надеялись вернуться, но возвращаться было некому. Зимой 1238 года город уничтожили: здания сгорели, многие люди погибли, князь попал в плен. Годы шли, Москву снова сжигали, Кремль обстреливали. А клад так и оставался под землей.
Интересно, что Владимир Мономах в своем «Поучении» упоминает о грешном, по его мнению, обычае прятать что-либо в землю. Но на современников это никак не повлияло — многие клады относятся именно к домонгольскому периоду. На территории Московского Кремля их было несколько.
Историк Татьяна Панова в книге «Клады Кремля» сообщает, что первый нашли еще в XIX веке во время грандиозных строительных работ по возведению нового царского дворца и здания для Оружейной палаты.
Сейчас эти артефакты — шейные гривны, височные кольца — хранятся в фондах Исторического музея.
Ремонтные и реставрационные работы способствовали и другой находке — уже в 60-е годы двадцатого столетия. Археологам позволили поработать лишь в узких шурфах возле Успенского собора и в Патриаршем дворце. Там обнаружили кресты-нательники из розового мрамора и лазурита, на которых хорошо читается надпись «Исусъ». Вполне вероятно, что их также прятали от татар.
Но настоящий клад нашли в 1988 году в ста метрах от Спасских ворот. На глубине пяти метров — так нарос культурный слой, вообще-то клад закопали неглубоко: стояла зима, земля была промерзлая. Каким-то образом почти истлевший сундучок оказался нетронутым даже в период активного строительства в Кремле. А хранились в нем три сотни почерневших от времени серебряных изделий (браслеты-наручи, перстни, височные кольца, застежки, круглые медальоны и бусы, золотой перстень с арабской вязью, украшения древних викингов). Искусно сделанные, дорогие для своего времени, они явно принадлежали состоятельной семье. С учетом места схрона это была наверняка семья князя.
Сейчас эти украшения можно рассмотреть в подклете Благовещенского собора по ходу нового экскурсионного маршрута Кремля.
Чудо и вознесение
В октябре 2015-го в двух шагах от первого корпуса, где продолжал работать президент, начали сносить массивный 14-й корпус. Этим воспользовался Институт археологии РАН. Ученые, заложив несколько шурфов и раскопов между Ивановской площадью и Спасской башней, обнаружили фрагменты фундамента Малого Николаевского дворца и церкви Алексия Митрополита Чудова монастыря.
Если 14-й корпус простоял на этом месте менее ста лет, то древние Чудов и Вознесенский монастыри — более шести веков. Пережили они много — только большевиков не смогли пережить.
Основанный в XIV столетии Чудов монастырь связан со многими драматичными эпизодами русской истории. Отсюда бежал в Речь Посполитую Григорий Отрепьев, будущий Лжедмитрий. Здесь умер в темнице заточенный поляками патриарх Гермоген. Тут судили патриарха Никона — говоря современным языком, за превышение полномочий.
В 1771 году, во время чумного бунта в Москве, монастырь разграбили. В Отечественную войну 1812 года обитель пострадала от французов.
Здесь располагался штаб Наполеона. Мощи святого Алексия были осквернены и выброшены из раки, а в алтаре собора маршал Даву устроил себе спальню.
В 1917 году монастырь подвергся артиллерийскому обстрелу. Пришедшие к власти большевики обитель закрыли, монахов выгнали, ценности вынесли, а здания взорвали. Такая же участь постигла и Вознесенский монастырь, основанный женой князя Дмитрия Донского Евдокией, — это одна из первых на Руси женских обителей.
Место, где стояли храмы, закатали под полуметровый слой бетона, и возвели 14-й корпус. Когда его разбирали, никто об этом не сожалел. Освободилось большое пространство, где разбили сквер.
Скромное, и все-таки сокровище
Одна из самых заметных находок археологов — железный стиль (стило), похожий на дротик. Скорее всего, вещь принадлежала кому-то из городской знати, поскольку культура городов Северо-Восточной Руси была не такой высокой, как на северо-западе, и в Москве грамотой владели далеко не все. Нашли еще и застежку на книжный переплет, металлические украшения женского костюма, фрагменты керамики и стеклянных сосудов. А также стеклянные браслеты — писк моды XII-XIII веков. Для хорошо исследованных городов это обычные находки, а для малоизученного Кремля они представляют большой интерес.
Одна из любопытнейших вещиц — литейная форма XII века. На ней двенадцать буквенных знаков, и четыре из них складываются в фрагмент слова «риян». Это древнейшие следы письменности из Москвы и Московского Кремля.
Некоторые находки археологов видны в специальных окнах на Ивановской площади.
По толстому стеклу можно пройтись, рассматривая остатки фундамента из белого камня, типичного для Москвы.
Узнаются саркофаги и надгробия — они часто служили строительным материалом, и это не считалось кощунством.
Например, прикладка к фундаменту трапезной 1680-х годов в значительной части сложена из более ранних белокаменных надгробий. Одно — с могилы умершего в 1629 году Павла Родионовича, «слуги Чудова монастыря», управлявшего монастырским хозяйством и имуществом. Другая плита — схимника Серапиона. Еще одна принадлежала погребению представителя знатного дворянского рода Вельяминовых.
Прочие находки предполагается демонстрировать в подземном музее, который разместят на территории Кремля на площади порядка 500 квадратных метров.
Возможно, активные археологические работы на этом не закончатся. Как говорят сами ученые, настоящие сокровища может скрывать Соборная площадь. Уникальный шанс был упущен, когда строили Дворец съездов (ныне Государственный Кремлевский) в 1961 году. Для его возведения снесли кремлевские постройки XV-XIX веков. Ученым тогда толком не дали поработать, большая часть археологической информации была утрачена при рытье котлована.
Кстати, если отмотать тысячелетие назад, на месте Кремля мы бы увидели сосновую рощу — вот что было здесь до всех строек и сносов большевиков, французов, пожаров, бунтов, татар и даже самих москвичей.