Рейтинг@Mail.ru
Ледяная бездна. Самые смелые арктические походы русских подводников - РИА Новости, 12.09.2020
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Ледяная бездна. Самые смелые арктические походы русских подводников

© Фото : Минобороны РФПодводная лодка К-181 проекта 627А "Кит"
Подводная лодка  К-181 проекта 627А Кит
Читать ria.ru в
МОСКВА, 30 дек — РИА Новости, Андрей Коц. Арктика значительно хуже "прощупывается" противолодочными силами НАТО, чем Атлантический океан, поэтому именно сюда в случае войны будут прорываться атомные подводные ракетоносцы Северного флота. Задача у них одна — пробить лед, всплыть и разрядить ядерный боекомплект по объектам оборонной инфраструктуры противника. Неудивительно, что советские и российские подводники уже много десятилетий исследуют арктический плацдарм. О самых знаменитых ледовых походах — в материале РИА Новости.

Первая "дизелюха"

Советская дизель-электрическая подводная лодка Д-3 "Красногвардеец" первой в истории совершила подледное плавание. Пятого февраля 1938 года она вышла в направлении дрейфующей полярной станции "Северный полюс — 1". Экипаж должен был наладить радиосвязь между спасательными кораблями и дирижаблем "СССР-В6", спешившими на выручку экспедиции Ивана Папанина, которая застряла на тающей льдине. Во время похода Д-3 посетила район острова Ян-Майен, став первой советской подлодкой, побывавшей в Западном полушарии. А 12 февраля она преодолела в подводном положении пятикабельтовую ледовую перемычку, отделявшую от "чистой" воды. Сегодня российские атомоходы свободно ходят в Арктику, но 80 лет назад получасовой подледный рывок "Красногвардейца" был настоящим подвигом. Такого до советских моряков не делал никто.
Подводная лодка Д-3 "Красногвардеец"
Подводная лодка Д-3 Красногвардеец
Подводная лодка Д-3 "Красногвардеец"
Д-3 воевала с первых дней Великой Отечественной, несколько раз участвовала в боевых походах. В одном из них, осенью 1941-го, экипаж "Красногвардейца" потопил вражеский танкер и три транспорта. В апреле 1942-го подлодку удостоили звания "гвардейская", но носила его субмарина, к сожалению, недолго. В июне того же года она ушла в очередной дальний поход в Баренцево море и не вернулась. Лодку так и не нашли, она до сих пор числится пропавшей без вести.

Героический поход

Первую советскую атомную подлодку К-3 "Ленинский комсомол" спустили на воду 9 августа 1957-го, а уже в 1961-м она отправилась на боевую службу в Атлантический океан. Год спустя, в июле, лодка выполнила самый длительный на тот момент переход подо льдами Северного Ледовитого океана, дважды миновав точку Северного полюса. Экипаж шел буквально вслепую. Подробных карт рельефа дна с отметками подводных вершин тогда не существовало. Акустики работали в тяжелейших условиях — многометровый слой льда над головой отражал шумы винтов АПЛ и создавал слуховые иллюзии. Если вспомнить, что К-3 порядком "фонила", то арктический поход ее экипажа иначе как геройским не назовешь.
© РИА Новости / Месяцев | Перейти в медиабанкПодводная лодка "Ленинский комсомол"
Подводная лодка Ленинский комсомол
Подводная лодка "Ленинский комсомол"
Толщина льда на маршруте составляла 20-25 метров. Экипажу чудом удалось нащупать полынью и всплыть. По воспоминаниям командира "Ленинского комсомола" капитана второго ранга Льва Жильцова, субмарина была зажата льдами со всех сторон. Он объявил увольнение на берег, подводники торжественно подняли на самом высоком торосе советский флаг и сделали множество фотографий. Обратно возвращались полным ходом. Никита Хрущев ждал К-3 на берегу и лично вручил звезды Героев Советского Союза высшему офицерскому составу атомохода.

С адмиралом во главе

Советская атомная подводная лодка К-181 проекта 627А "Кит" побывала в районе Северного полюса 55 лет назад — в период с 25 сентября по 4 октября 1963 года. Субмарина всплыла на "макушке" планеты рано утром 29 сентября. Подводники установили мачту с флагами СССР и ВМФ точно в географической точке Северного полюса. Продолжительность похода составила 9 суток и 3 часа, было пройдено 3464 морские мили за 219 часов, из них подо льдом — 1800 морских миль за 107 часов. Походом руководил командующий Северным флотом адмирал Владимир Касатонов, находившийся на борту корабля.
Караван судов на трассе Северного морского пути
Король Севера: российский флот стал ведущей силой в Арктике
Учитывая сложную ледовую обстановку в Арктике, конструкцию атомохода серьезно изменили. В частности, усилили ограждение корпуса рубки, установили два комплекта акустических эхоледомеров, позволяющих с большой точностью измерять расстояние до льда и его толщину, а также телевизионную аппаратуру. Кроме того, на субмарине разместили новейший всеширотный навигационный комплекс "Сигма", который предстояло испытать в реальных походных условиях, а также опытный образец приемоиндикатора, способного принимать сигналы сверхдлинноволновой системы дальней навигации в подводном положении. Из вооружения на борт взяли четыре торпеды. Экипаж подлодки и командный состав ВМФ за этот поход были удостоены высших государственных наград. Сама же К-181 стала первым кораблем, награжденным орденом Красного Знамени в послевоенное время.

Пробить корпусом

Самый большой в мире подводный атомоход — ракетный крейсер стратегического назначения "Дмитрий Донской" проекта 941 "Акула" — с 1983 по 1985 год первым в истории совершил несколько всплытий на Северном полюсе, используя собственный корпус в качестве тарана для льда. Ранее, напомним, и американские, и советские АПЛ выбирались на поверхность лишь через полыньи, поиски которых требовали времени. Для специального задания крейсер "Дмитрий Донской" серьезно укрепили на Севмаше: над рубкой установили специальные накладки, выдерживающие даже очень сильный удар.
© www.osin.ruПодводный крейсер-ракетоносец "Дмитрий Донской"
Подводный крейсер-ракетоносец Дмитрий Донской
Подводный крейсер-ракетоносец "Дмитрий Донской"
Атомоход несколько раз всплывал в разных районах Северного полюса. Экипаж выискивал участки с толщиной льда не более двух метров, и тяжелая субмарина водоизмещением 28,5 тысячи тонн играючи проламывала эту преграду. После каждого всплытия на крыше рубки оставалась льдина весом 30-50 тонн. Подводники быстро наловчились раскалывать ее на куски и сбрасывать вниз. Всплывая, "Дмитрий Донской" производил учебные стрельбы ракетами. Экипаж атомохода в очередной раз доказал, что льды Арктики — идеальная маскировка для подводных "стратегов", делающая их практически неуязвимыми для противолодочной авиации и космических средств слежения вероятного противника. Проломил лед, отстрелялся и немедленно ушел. В 1996-м году аналогичную учебную задачу успешно выполнила другая "Акула" — АПЛ "Северсталь".
 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Обсуждения
Заголовок открываемого материала