МОСКВА, 31 окт — РИА Новости. Хэллоуин — относительно молодой праздник, частично он восходит к верованиям древних кельтов, которые считали, что с наступлением ноября в мир живых могут прорваться потусторонние силы. Однако если в эти дни Запад защищался от призраков и духов, то на Руси гадали и пели песни о будущей свадьбе, предпочитая не бояться умерших предков.
Хэллоуин — откуда он взялся?
Как рассказала РИА Новости старший преподаватель кафедры древних языков исторического факультета МГУ, кандидат исторических наук Нина Живлова, представление о том, что корни Хэллоуина уходят в глубокую дохристианскую, якобы "кельтскую" древность, не совсем верное.
"Хотя какая-то связь между Хэллоуином, Самайном и Днем Всех Святых существует, современный комплекс атрибутики Хэллоуина сложился в лучшем случае к началу XIX века. Древние кельты не вырезали тыквы (это обычай американских поселенцев, тыква — американское растение), не делали "традиционное ирландское" картофельное пюре-колканнон (картофель, естественно, тоже пришел из Америки) и даже не запекали в кексы серебряные монетки (в древней Ирландии не было денег, их начали чеканить только викинги)", — говорит Живлова.
По словам Живловой, для средневековых ирландцев наступление темной половины года было связано с различными страхами и опасениями: считалось, что в это время нарушалась граница между миром людей и потусторонним миром и обитатели волшебных холмов — сидов — могли проникать в наш мир, часто с недобрыми намерениями.
Западу страшно, России — не очень
По словам Живловой, для славян начало ноября, напротив, было гораздо менее значимым просто потому, что к этому времени в Восточной Европе — в том числе в России, на Украине, в Белоруссии — сбор урожая уже заканчивался и наступали холода. Воспоминания об умерших в православной России были связаны с Дмитровской родительской субботой — перед Днем Святого Дмитрия Солунского (8 ноября). В этот день готовили блины, кутью, пироги, кое-где закалывали свинью, как в Ирландии на День Святого Мартина.
"На Руси началом зимы традиционно считался праздник Покрова (1/14 октября), и уже с этого времени приходилось бояться нечисти: с начала октября в лесу бесились лешие, в ноябре начиналось царство змей и волков. Первого ноября, на День Кузьмы и Демьяна (Кузьминки), старики задабривали домового, а девушки собирались на пирушки, пели песни о будущей свадьбе, гадали, жарили кур и иногда приглашали парней", — пояснила она.
"Традиционно русский народ мертвых не боится, он не делает из этого культа ужасов. Мертвые предки помогают, а не мешают — по крайней мере, в славянской мифологии. А в западной культуре это превращается в нечто пугающее, ужасное, и в этом сама структура американского праздника. Мы любим наших мертвых предков, а они их боятся. В православной культуре за умерших родственников молятся, у нас нет ужаса перед какими-то призраками, привидениями", — говорит Новиков-Ланской.
Хэллоуин — праздник для студентов
Заведующий научно-исследовательской лабораторией теоретической фольклористики Школы актуальных гуманитарных исследований Института общественных наук (ИОН) РАНХиГС Сергей Неклюдов считает, что Хэллоуин вполне может прижиться на российской почве.
"Праздники других народов вполне себе приживаются, если они соответствуют какому-то запросу, на который по каким-то причинам в данный момент не отвечает родная культура. И раз он пользуется популярностью — а он точно пользуется популярностью, есть много людей, которые его радостно справляют, — значит, видимо, эта потребность есть", — говорит эксперт.
"Объясняется это просто. Молодежи нравится все иностранное, яркое, провокационное, и их можно понять — действительно, это праздник хулиганский, эпатажный, можно изображать нечистую силу, мертвецов. Тут уже ничего не поделаешь — даже если вести целенаправленную работу по искоренению такого рода праздников и их атрибутики, праздновать его все равно продолжат, но, возможно, он станет просто явлением субкультуры", — считает эксперт.