Ирина Алкснис
Вчерашний день, вопреки обычному воскресному информационному затишью, оказался довольно оживленным.
Повод дал портал госзакупок, на котором российское Министерство обороны опубликовало тендер по ремонту, доработке, монтажу и подключению составных частей комплексов радиоэлектронной борьбы "Самарканд" — их разместят в нескольких регионах России, а также в Белоруссии.
Эта информация немедленно всколыхнула экспертное и медиасообщество.
Вся эта история с публикацией тендера на сайте госуслуг подозрительно напоминает случай трехлетней давности, когда на совещании по оборонным вопросам с участием Владимира Путина российские телеканалы "совершенно случайно" засняли и показали крупным планом в своих эфирах фрагменты презентации засекреченной океанской многоцелевой системы "Статус-6".
Телеканалы в итоге удалили кадры с секретной информацией, но они, разумеется, широко разошлись и стали объектом внимательного изучения как интересующихся граждан, так и — вне всякого сомнения — соответствующих компетентных структур за рубежом.
В отличие от СССР, который тщательно скрывал от мира — включая и собственных граждан, и вероятного противника — свои главные военные разработки, современная Россия предпочитает иной подход. Информация о новейших вооружениях частично делается достоянием общественности: иногда в виде "сливов", а иногда вполне официально. Достаточно вспомнить, каким шоком обернулось послание Владимира Путина Федеральному собранию в этом году, когда он рассказал о некоторых новейших отечественных вооружениях.
Следует признать, что в нынешние времена это закономерный и адекватный подход.
Как бы то ни было, абсолютная и тотальная секретность выглядит тем более неуместной — да и просто неработающей — во времена многочисленных спутников над головой и бесчисленных фото- и видеокамер в руках рядовых граждан. Кроме того, обнародование некоторой информации — как официально, так и в виде якобы несанкционированных утечек — само по себе оружие в ведущейся геополитической партии. И Россия научилась им эффективно пользоваться.
Как известно, несколько дней назад помощник госсекретаря США по контролю над вооружениями, верификации и проверке соглашений Илим Поблет обвинила Москву в создании боевых космических лазеров.
На этот же раз Поблет рассказала, что, по имеющимся у Штатов сведениям, Россия уже доставила в космос боевые лазеры, способные уничтожить американские спутники.
Практически одномоментно с заявлением Госдепа на космодроме Плесецк состоялся запуск ракеты-носителя "Союз-2.1б", как сухо сформулировали в пресс-службе военного ведомства, "с космическим аппаратом в интересах Минобороны России".
Со всеми этими остроумными и местами откровенно забавными комбинациями, чьей целью будто является запутать наших западных партнеров и развлечь российское общество, связана только одна проблема. Одновременно с ними идут процессы, над которыми совсем не хочется шутить. Такие как, видимо, уже неизбежный крах договора о ракетах средней и малой дальности, стремительный рост доли (с пяти до 46 процентов за один год) американских военных, уверенных, что дело идет к масштабному военному конфликту в мире, или крупнейшая в этом веке поставка боеприпасов на авиабазу ВВС США Рамштайн в Германии для обеспечения "оперативной реакции на угрозы со стороны агрессивных игроков".
Древний принцип неизменен: хочешь мира — готовься к войне. Очевидно, Москва не сомневается, что мир на всех парах движется к масштабному военному конфликту как хорошо знакомой человечеству по своей истории форме спасения "утопающих" систем и геополитического передела.
Остается только надеяться, что прилагаемых усилий окажется достаточно, чтобы убедить "заинтересованные стороны", что на этот раз решить свои проблемы за счет России им не удастся.