МОСКВА, 30 августа – РИА Новости, Алексей Михеев. Народный артист Советского Союза Иосиф Кобзон запомнился единоверцам как человек, который ради красивого душевного порыва мог пренебречь внешними религиозными правилами. О своем многолетнем общении с певцом, о его "политической боли" и о том, как он соблюл шаббат, невзирая на обстоятельства, в интервью РИА Новости рассказал президент Российского еврейского конгресса Юрий Каннер.
Раввины не приедут!
"Звонит и говорит, что у внучки бармицва (праздник достижения совершеннолетия в иудаизме – ред.), что назвал кучу гостей. Но оказалось, что он решил это сделать в субботу — объединить, по его словам, шаббат и бармицву. Понятно, что это ну никак!" — вспоминает Каннер. В самый святой для иудеев день недели, в который был сотворен человек, праздновать что-то еще, кроме него, запрещается.
"И он говорит: помоги, все раввины отказались, а ко мне едут гости со всего мира! И я предлагаю сперва праздновать шаббат, а все остальное — потом, когда зайдет солнце. И все было хорошо", — продолжает президент РЕК.
Отказ Клинтон
Зато Кобзон, по его словам, помог привлечь внимание прессы и людей к сохранению могил жертв Холокоста: "Сказал, давай я приду и спою, объясню насколько это важно.."
Свой для Бога
Можно ли назвать Кобзона верующим? "Вы задаете очень христианский вопрос", — смеется Каннер. По его мнению, с точки зрения иудаизма, неверующим Кобзона считать точно нельзя.
"Но у него было достаточно своеобразное понимание Бога. Он пел в хоре Турецкого. Кстати, знаете, что изначально это был хор Московской синагоги? И они где-то работали в субботу — чего делать нельзя, — и получили замечание. И тут он загорелся: "Мы же пели еврейские песни в субботу! Я считаю, что еврейскому Богу это бы понравилось больше, чем мы бы в субботу сидели и молчали!" — рассказывает Юрий Исаакович.
"Это его восприятие. Он не считал, что нарушает шаббат — он думал, что у него свои отношения с Богом. Что Бог его простит, потому что он делает то, что считает важным. Это совершенно еврейское понимание Бога", — подчеркивает президент РЕК.
Ермолка навсегда
Каннер не называет Иосифа Давыдовича другом. "Мы всегда были на "вы", — говорит он. Но подчеркивает, что считает Кобзона "последним гражданином Советского Союза".
"У него болело сердце за все, что здесь происходит. Можно не соглашаться с его взглядами, но у него очень болело", — заверяет мой собеседник.
"Великий представитель еврейского народа", как называет Каннер Кобзона, запомнился ему еще и тем, как красиво пел каддиш (иудейская поминальная молитва – ред.) на кладбище. "И он всегда надевал ермолку, не забывал", — заключает президент.
Подробнее о биографии Иосифа Кобзона читайте в справке РИА Новости >>