Иван Данилов, автор блога Crimson Alter
Реальность оказывается, как это часто бывает, сложнее, чем простые схемы, основанные на представлении о тотальной конкуренции. Дело в том, что американские нефтяные компании участвуют в российских нефтегазовых проектах, в основном в качестве миноритарных партнеров, и ущерб этим проектам затронет интересы американского нефтегазового сектора. Среди американских сенаторов и конгрессменов сейчас достаточно невменяемых личностей, готовых ради того, чтобы просто насолить Трампу, устроить хоть ядерную войну, — а уж кризис на нефтяном рынке их точно не остановит, если будет шанс хоть чуть-чуть уронить президентский рейтинг. Как ни странно, именно сопротивление американских нефтяников может оказаться ключевым фактором в сдерживании антироссийской санкционной политики.
Несмотря на то что логика, обусловленная желанием защитить свои российские инвестиции, хорошо подходит для объяснения лоббистских усилий американских компаний, есть основания полагать, что за этими действиями стоит нечто большее.
По понятным причинам прямое и официальное участие нефтяных компаний США в картеле ОПЕК+Россия невозможно, но многочисленные надежды американских (и не только американских) экспертов на то, что сланцевые компании Соединенных Штатов "обрушат" цену на нефть, явно не оправдались.
Показателен один момент. Для того чтобы объяснить властям, экспертам и журналистам, почему никакого наплыва дешевой сланцевой нефти не случилось, в США используется довольно забавная версия: американские компании утверждают, что на самом деле черного золота очень много, но вот доставить на рынок (то есть к хабам и нефтеперерабатывающим заводам) они его не могут "из-за логистических ограничений". Компании, которые ворочают миллиардами долларов и специализируются на сложнейших технических сооружениях, вот уже много лет никак не могут построить железную дорогу и/или трубопровод достаточной мощности, и, по текущим оценкам, "расшить" логистику можно будет только ко второй половине 2019 года, причем сроки уже сдвигались. Создается впечатление, что или хваленые американские "частники" очень неэффективны, или на самом деле им совсем не хочется преодолевать существующие ограничения.
Стоит обратить особое внимание на планы по формализации отношений стран — участниц сделки "ОПЕК + Россия", о которых сообщают российские и саудовские официальные лица и которые активно обсуждаются западными СМИ. Например, по оценке агентства деловой информации Блумберг, "российско-саудовские планы по созданию "суперОПЕК" могут перекроить мировой порядок". Дело в том, что новая организация, если ее создадут, будет очень отличаться от "старого ОПЕК", причем сразу по нескольким ключевым показателям.
Во-вторых, на новый "суперОПЕК" будет очень сложно давить угрозой применения силы. Россия показала в Сирии свои возможности по защите национальных интересов далеко за пределами своих границ, и эта демонстрация оказалась настолько наглядной и эффективной, что даже традиционный союзник США — Саудовская Аравия — теперь не боится сотрудничать с Россией даже в условиях прямо высказанного недовольства американского президента. А если версия о том, что нефтяные компании США фактически выступают в качестве "теневого члена" этой новой организации, является правильной, то получается, что у "суперОПЕК" есть еще и серьезные политические и лоббистские возможности, с которыми всем придется считаться.
Очевидно, что такой суперкартель попытаются сломать, причем желающих будет очень много. Нефтяной рынок — это в некотором роде "игра с нулевой суммой". То есть каждый дополнительный доллар, заработанный странами-экспортерами, — это дополнительный доллар, потраченный импортерами (для справки: США — это импортер). Если нефтяной суперкартель продержится долго, то дополнительные доходы России станут очень значительными. Правда, будет крайне важно ими правильно распорядиться — потому что ни один картель не живет вечно.