МОСКВА, 25 июн — РИА Новости. Сегодняшние дети оказались намного более терпеливыми, чем их сверстники из 1960-х годов — большинство из них готовы подождать и получить больше сладостей, чем съесть одну конфетку сразу, сообщает пресс-служба Университета Миннесоты.
Способность контролировать себя и не совершать импульсивные поступки является одной из уникальных черт человека, которая, как сегодня считает большинство ученых, отсутствует практически у всех остальных животных. Потеря самоконтроля сегодня считается одним из основных признаков или причин развития ожирения, наркотической и алкогольной зависимости, а также ряда других болезней.
Еще в конце 1960-х годов американский ученый Уолтер Мишел (Walter Mischel) заметил любопытную закономерность — высокий уровень самоконтроля в детстве и взрослой жизни был напрямую связан с высоким уровнем интеллекта и успехом в жизни, и наоборот. Впоследствии эти выводы многократно подтверждались, и сейчас никто не сомневается в их справедливости в отношении людей.
В рамках этого эксперимента ученые приглашали детей в лабораторию, усаживали их перед собой и показывали набор из нескольких сладостей, объясняя, что они получат двойное количество конфет, печенья и зефира, если они подождут 15 минут. После этого ученые выходили из помещения, оставляя сладости на столе, и тайно следили за тем, уступят ли дети соблазну или нет.
Карлсон и ее коллеги проверили, как изменилась ситуация за последние полвека. Для этого они сравнили результаты аналогичных экспериментов, которые их лаборатория проводила в промежутке между 1960 и 2010 годами, и организовали небольшой соцопрос среди пяти сотен взрослых американцев, имеющих одного ребенка или несколько детей.
Что интересно, реальные результаты "зефирного теста" и мнения взрослых были диаметрально противоположными — в реальности дети стали терпеливее и лучше контролировали свои эмоции, тогда как больше 70 процентов родителей думали, что все обстоит наоборот.
В среднем современные дети готовы ждать на две и одну минуту дольше, чем их сверстники из поколений 1960-х и 1980-х годов, и при этом они имели чуть более высокий IQ, чем их предшественники.
Как полагают ученые, и то и другое связано между собой — рост уровня IQ связан с улучшением дошкольного и раннего школьного образования, а повышение уровня интеллекта, в свою очередь, сделало детей более терпеливыми.
Вдобавок интеллектуальные способности и самоконтроль юных американцев могли улучшиться из-за той вещи, на которую постоянно жалуются родители, — их увлечение телефонами и другими электронными гаджетами с сенсорным экраном. Подобные устройства, как заключают Карлсон и ее коллеги, заставляют детей быстрее осваивать азы абстрактного мышления и планирования своих действий, что могло помочь им стать более терпеливыми.