МОСКВА, 28 мая — РИА Новости. Изменение бюджетного правила для выполнения майского указа президента может стать альтернативой повышению налогов, считает экс-замглавы Минэкономразвития, зампред правления ВЭБ Андрей Клепач.
Президент России Владимир Путин после инаугурации 7 мая подписал новый майский указ, определяющий основные направления развития экономики и социальной сферы до 2024 года. Для его реализации потребуется дополнительно восемь триллионов рублей бюджетных расходов. В настоящее время власти обсуждают источники финансирования этих расходов, среди возможных вариантов называются в том числе повышение налогов и увеличение заимствований.
Кроме того, первый вице-премьер — министр финансов России Антон Силуанов на прошлой неделе на ПМЭФ анонсировал создание в 2019 году на шестилетний срок государственного фонда финансирования инфраструктурных проектов объемом в три процента ВВП, который будет инвестировать в инфраструктуру, в том числе привлекая заемные средства.
"Восемь триллионов рублей практически идут все из бюджетного правила, то есть надо его модифицировать", — сказал Клепач РИА Новости.
Правило или налоги?
В свою очередь, председатель Счетной палаты России Алексей Кудрин на ПМЭФ в очередной раз предложил повысить цену отсечения бюджетного правила с нынешних 40 до 45 долларов за баррель, кроме того, по его мнению, у Минфина есть возможность нарастить госдолг на пять-семь процентных пунктов к ВВП за шесть лет.
"Если бюджетное правило модифицировать, как предлагал Кудрин, с 40 до 45 долларов, то при относительно стабильном курсе рубля к доллару к 2024 году получается примерно от четырех с лишним до пяти триллионов рублей", — подсчитал зампред ВЭБ.
Недостающую до восьми триллионов рублей сумму можно изыскать, повысив налоги или нарастив займы, полагает Клепач.
Силуанов уже заявил, что повышения налоговой нагрузки правительство не планирует, речь идет лишь о "донастройке" системы. Вместе с тем газета "Ведомости" в понедельник со ссылкой на источники написала, что власти обсуждают повышение НДС до 20% с нынешних 18%.
"Возможно, не удастся избежать повышения налогов. <…> Вариант, который, я думаю, наиболее вероятен, это все-таки повышение НДС, потому что эта дополнительная нагрузка ляжет на население, не на бизнес, а значит, негативный инвестиционный эффект от этого шага ограничен", — не исключил Клепач, подчеркнув, что он не участвует в налоговых дискуссиях правительства.
Новый старый фонд
Интересной назвал Клепач и инициативу по созданию инфраструктурного фонда, хотя она не нова и отчасти уже обсуждалась применительно к инфраструктурной ипотеке, но не была реализована.
"Идея в бюджете обособить на каком-то счете деньги, которые (пойдут) на финансирование в данном случае указов и инфраструктурных проектов, тоже, на мой взгляд, достаточно правильная, и она не является принципиально новой, потому что в свое время, опять же после нескольких лет споров с Алексеем Леонидовичем (Кудриным, который в то время возглавлял Минфин. — Прим. ред.), был создан <…> Инвестиционный фонд со счетом в бюджете, который потом похоронили", — напомнил главный экономист ВЭБ.
По мнению Клепача, дополнительные расходы на инфраструктуру, на которые Минфин будет занимать средства, должны быть возвратными, строго целевыми и лежать на отдельном счете в Казначействе, чтобы не было возможности потратить их на текущие нужды. Сами инфраструктурные проекты должны тщательно отбираться и быть окупаемыми в течение десяти-пятнадцати лет, считает он.
"Плюс у нас есть возможность определенную часть нефтегазовых доходов в рамках существующего бюджетного правила отправить в такого рода проекты в Фонде национального благосостояния", — напомнил Клепач.