МОСКВА, 19 мая — РИА Новости. Новое правительство становится более технократическим, заостренным на выполнение задач президента, а не на лоббирование интересов отдельных лиц или корпораций, полагают опрошенные РИА Новости эксперты.
Чтобы стать "правительством прорыва", точечных изменений в структуре и персональном составе ему явно недостаточно — нужны системные перемены в госуправлении. Но, по мнению аналитиков, и в сложившейся конфигурации есть все шансы добиться успехов, по крайней мере на отдельных направлениях.
Эксперты отмечают ставку на эффективных губернаторов, ставших новыми лицами кабмина, и более активного игрока на позиции "социального" вице-премьера в лице Татьяны Голиковой, в задачи которой войдет обеспечение единства работы социальных министерств, действовавших ранее разрозненно.
Персональный состав нового российского кабинета министров стал известен накануне: премьер Дмитрий Медведев представил президенту кандидатуры, а глава государства подписал соответствующие указы. Изменения в структуре правительства стали известны за несколько дней до этого. Основными из них стали разделение Минобрнауки на Министерство просвещения и Министерство науки и высшего образования и переименование Минкомсвязи в Министерство цифрового развития, связи и массовых коммуникаций.
Общая конфигурация
Профессор Российской академии народного хозяйства и госслужбы при президенте, политолог Владимир Слатинов отметил, что серьезных структурных изменений в правительстве не произошло, хотя были поставлены очень амбициозные задачи.
"Мы ставим такой серьезный эксперимент, то есть достичь совершенно других темпов и качества экономического роста и социального развития, не меняя по сути дела структуру управления. <…> Структура федеральной исполнительной власти осталась почти неизменной при косметических переменах", — сказал эксперт.
Что касается позиций вице-премьеров, число новых лиц оказалось минимальным, отметил собеседник агентства. "Пришли люди, которые уже достаточно долго являются представителями правящей элиты и занимали ключевые позиции в государственном управлении страной последние десять-пятнадцать лет", — добавил он. По сути, этот новый курс доверяют старым кадрам, хотя логика принятия таких кадровых решений понятна: у них есть опыт, в этих людях уверены, подчеркнул Слатинов.
Руководитель Центра экономических и политических реформ Николай Миронов уточнил, что в лице Антона Силуанова, ставшего первым вице-премьером — министром финансов, произошло объединение экономического и финансового направлений — "то, чего обычно старались избегать".
"В данном случае, как я понимаю, большой упор будет делаться и на вопросы налоговых реформ, и на сбалансированность бюджета, поэтому первая скрипка будет принадлежать Силуанову. Он — технократ, он умеет решать экономические задачи, не разбалансировав бюджет и не разогнав инфляцию", — отметил эксперт.
По его словам, это качество сейчас считается очень важным, поскольку реализация нового майского указа президента потребует денег, а значит, на эту позицию нужен эффективный менеджер — как раз эту задачу будет выполнять Силуанов.
Социальный объединитель
Миронов обратил особое внимание на смену вице-премьера, курирующего социальный блок, — на его взгляд, это действительно стало важным изменением.
"Голикова в течение последнего времени многократно критиковала государственную социальную политику — и в здравоохранении, и в области собственно социальной политики. <…> То есть пришел более активный игрок на эту роль. Сейчас, по сути, ей дали карт-бланш", — уверен аналитик.
Он напомнил, что в майском указе содержатся конкретные поручения, в том числе касающиеся восстановления сети учреждений здравоохранения. Очевидно, "Голикову услышали и ей дали зеленый свет", полагает эксперт, и уже она будет организовывать деятельность министров социального блока, сохранивших посты в новом кабмине.
"Я полагаю, их деятельность считается эффективной, к ним претензий нет. Здесь основная кадровая ставка сделана на Голикову, и перед ней поставлена задача сделать так, чтобы все министерства не действовали порознь, как это было до настоящего времени. А теперь в их работе должно быть обеспечено единство", — уточнил Миронов.
Кроме того, добавил эксперт, именно этим социальным ведомствам и вице-премьерам предстоит заниматься пенсионной реформой — она непопулярна, но правительство явно намерено ее провести.
Выходцы из своей среды
Эксперты отмечают, что основной костяк министров остался прежним, а некоторые новые руководители министерств так или иначе связаны с нынешним местом работы. По оценке Слатинова, в персональном составе в целом произошли более серьезные изменения, нежели в корпусе вице-премьеров, хотя силовой блок кабмина — ожидаемо — практически не изменился.
"Я уже говорил, что в условиях достаточно сложной внешней ситуации президент не пойдет на радикальные изменения внешнеполитического и силового блока, и, по большому счету, мы видим только уход Владимира Пучкова (главы МЧС. — Прим. ред.), который прогнозировался, где к эффективности министерства были достаточно серьезные вопросы в последнее время", — пояснил Слатинов.
Другие изменения оказались более масштабны, отметил он. Например, естественным и логичным стало появление нового человека во внешне новом министерстве цифровых технологий — его возглавил бывший руководитель Аналитического центра при правительстве Константин Носков.
"Наверное, это логично, когда под новые задачи появляется новый человек, который тоже имеет определенный опыт в аппарате правительства", — добавил Слатинов, отметив, что и вице-премьер Акимов, который будет курировать цифровую экономику, транспорт и связь, тоже работал в аппарате правительства.
По мнению Слатинова, назначение бывшего руководителя Федерального агентства научных организаций Михаила Котюкова в новое Министерство науки и высшего образования говорит о том, что реформа Академии наук будет продолжена, хотя все-таки переводится в более спокойный формат.
"Мы видим, что в последнее время власть идет навстречу РАН, вносятся законодательные изменения в статусе Академии наук и вообще есть некие сигналы о том, что в отношении академии больше не осуществляется серьезного прессинга. Но назначение Котюкова говорит о том, что вот эта общая линия — жесткое встраивание Академии наук, скажем так, в формат прагматический — сохранится", — полагает он.
Политолог оценивает разделение Минобрнауки на два отдельных ведомства как вполне оправданное, поскольку у старого министерства был большой объект управления, с которым оно явно не справлялось. По его мнению, сохранение должности министра просвещения за Ольгой Васильевой "говорит о том, что в целом линия, которая сейчас реализуется в образовании, в том числе школьном и профессиональном, будет выдерживаться".
Неожиданно новые лица
Эксперты в один голос указывают на приход в правительство сразу нескольких успешных губернаторов и позитивно оценивают эти кадровые изменения. В новом кабинете будут работать теперь уже бывшие главы Амурской и Тюменской областей, а также Ямало-Ненецкого автономного округа — это, соответственно, ставший главой Минвостокразвития Александр Козлов, глава Минстроя Владимир Якушев и руководитель Минприроды Дмитрий Кобылкин.
"Это курс на сближение региональной повестки и федеральной повестки. Это лучшие из губернаторов, наиболее достойные; это не означает, что остались худшие, просто самых лучших взяли в правительство", — отметил политолог Глеб Кузнецов.
По мнению его коллеги Андрея Колядина, губернаторы станут большой находкой для нового кабинета министров, это сильные кандидатуры, но и возглавят они непростые министерства.
"Здесь можно сказать об определенной попытке, скажем так, усилить эффективность работы правительства и исполнительной власти в целом путем интеграции на федеральный уровень успешных региональных руководителей. В принципе, это хорошая сама по себе идея и хороший сигнал региональным элитам: они должны понимать, что у них есть возможности для роста", — добавил Слатинов.
Говоря о конкретных назначениях, Колядин отметил, что его удивило появление в правительстве сына секретаря Совбеза Николая Патрушева Дмитрия, руководившего Россельхозбанком, — его назначили министром сельского хозяйства.
Как полагает эксперт, выбор кандидатуры верен, поскольку для нового правительства очень значима надежность, с этих позиций целесообразно появление "проверенного" Патрушева. Говоря о новом главе Минсельхоза, Слатинов отметил, что бывший руководитель отраслевого банка, безусловно, компетентен в вопросах развития и финансирования сельского хозяйства.
"С другой стороны, можно говорить о некоем формировании династии в системе государственного управления России, и здесь, конечно, есть некий публичный эффект от назначения господина Патрушева. Двойственная вещь: с одной стороны, нет причин сомневаться в профессионализме, с другой — он представитель такого семейного клана", — добавил эксперт.
Правительство технократов
Говоря о кадровых изменениях в целом, Миронов отметил, что "правительство становится более технократическим". "В нем превалируют высшие чиновники-технократы, которые не являются лоббистами крупных, скажем так, частных корпораций, не являются идеологами, политиками, людьми, которые как-то стараются противопоставить свою точку зрения или навязать какой-то свой государственный курс", — сказал эксперт.
Он отметил, что назначенные министры — хорошие исполнители, это касается и социального блока; они не принимают решения, а будут реализовывать техническую часть социальных реформ, идеология которых будет формироваться на уровне первого вице-премьера Силуанова, вице-премьера Голиковой, а затем — утверждаться премьером и президентом.
"Поэтому Голикова здесь ключевая фигура, потому что она будет не просто исполнять указ, она будет идеологом соответствующих программ, она будет их формировать, а Силуанов будет их контролировать с финансовой и стратегической точки зрения. Вот как это выстраивается аппаратно", — добавил Миронов.
Колядин, со своей стороны, высказал мнение, что речь идет о том самом техническом правительстве, которое не будет инициировать какие-то свои идеи, поскольку направления деятельности уже ясны — они определены президентом в майском указе.
Плюс технического кабмина как раз в этом: "Оно никому не принадлежит — нельзя сказать, что эти люди от Чемезова, эти от Ротенберга, эти еще откуда-то", — полагает эксперт.
"Это сплоченная команда людей, которые будут заниматься не интригами, а в чиновничьей среде интриги занимают серьезную часть, но она будет выполнять задачи президента — это самое главное, чего президент и хотел достигнуть. Поэтому, думаю, есть все шансы, что указы эти будут выполняться с серьезной эффективностью", — добавил Колядин.
Не антикризисный кабмин, но еще и не правительство прорыва
Слатинов высказал мнение, что новый кабинет министров все же нельзя считать правительством, способным на системный прорыв в развитии страны.
"С моей точки зрения, поскольку структура в целом не изменилась, а кадровый состав трансформировался прежде всего на уровне министров, я бы этот кабинет назвал не кабинетом прорыва, я бы сказал так: это кабинет стабилизации. То есть уже не антикризисный кабинет, которым был прежний, скорее кабинет стабилизации и продвижений в определенных направлениях", — полагает эксперт.
Он отметил, что, учитывая структуру управления и новых людей, в отдельных направлениях действительно можно продвинуться при умелом использовании тех ресурсов, которые есть, — особенно с учетом возрастающих цен на нефть и бюджетных возможностей государства.
"Говорить же о каком-то таком системном прорыве я бы, учитывая эти изменения, к сожалению, не стал. Либо мы опять-таки преподадим урок экспертам, теоретикам и вообще миру, если мы, сохранив прежнюю структуру управления и осуществив локальные кадровые изменения, добьемся системного масштабного прорыва", — заключил политолог.