Геворг Мирзаян, доцент департамента политологии Финансового университета при Правительстве Российской Федерации
Двадцать третьего — двадцать четвертого апреля с визитом в США побывал президент Франции Эммануэль Макрон. И его целью было закрепить за собой статус "заклинателя Трампа".
Это прозвище закрепилось за французским президентом потому, что, по мнению всего мира, у Эммануэля Макрона как-то получилось найти личный подход к своему заносчивому американскому коллеге. Между ними даже сложилась какая-то позитивная химия. "Нравится мне этот парень", — вполне искренне заявил Трамп (которому плевать на протокол — он говорит то, что думает) в ходе встречи с Макроном в Белом доме.
Во-вторых, благодаря верно выбранной стратегии поведения французский президент хоть и критиковал Трампа (например, за его стремление выйти из Парижского соглашения по климату), но никогда не оскорблял и, в отличие от той же Ангелы Меркель, не пытался унизить неприятного американского лидера.
Достаточно вспомнить ситуацию на саммите G20 в Германии. Тогда на церемонии фотографирования Трампа (как бы лидера Запада и "свободного мира") поставили на самый край первого ряда, пытаясь тем самым унизить американского президента. И тогда Макрон, стоявший в престижном центре второго ряда, покинул свое место, пошел к Трампу и встал справа от него, тем самым замкнув собой первый ряд. И в итоге, как верно пишет The Foreign Policy, французский прагматизм победил немецкую раздражительность — Макрон благодаря своей вежливости (которая, как известно, лучшее оружие не только вора, но и политика) получил статус "заклинателя Трампа" и единственной надежды Европы на обуздание сложного партнера в Белом доме. Это признали даже в Германии — вспомним хотя бы знаменитую обложку "Шпигеля", где перед надвигающейся волной пожара с лицом Трампа стоят согнувшаяся от страха Меркель и улыбающийся Макрон с огнетушителем.
Однако Макрон пытается еще и быть своего рода спикером, адвокатом Европы перед американским президентом в сложных вопросах двусторонних отношений, дабы получить статус лидера Евросоюза. В этом плане весьма символичен подарок, который Макрон привез Трампу, — саженец дуба из леса в Северной Франции, где в последние месяцы Первой мировой десятки тысяч американцев погибли, спасая французов от немецкого наступления. Кое-кто усмотрел в этом подарке призыв США помочь Франции в противостоянии с Германией (которая, как отмечалось выше, называет Трампа земляным червяком).
В результате пост спикера хозяин Елисейского дворца получил и уже работает в этой должности. Так, Трамп и Макрон обсуждали торговые вопросы, и французский президент от лица ЕС просил американского коллегу не распространять свои протекционистские тарифы на Старый Свет. "Когда ведешь торговые войны с китайцами и европейцами, а также войну в Сирии… Да ладно вам, так дела не делаются. Вам нужны союзники. Мы и есть эти союзники", — говорил Макрон в интервью Fox News (каналу, который, как известно, Трамп лично смотрит).
Еще одной важной темой для обсуждения стала иранская ядерная сделка.
Французский президент пытался убедить американского коллегу из нее не выходить. Этот выход (который Трамп анонсировал на 12 мая) имел бы крайне негативные последствия для Евросоюза. И дело не только в том, что Иран может возобновить ядерную программу. Главное в том, что при разрыве сделки и неизбежном возобновлении американских санкций ЕС оказался бы перед крайне непростой вилкой из двух плохих вариантов. Либо подчиниться американским санкциям (которые, как известно, экстерриториальны и требуют их исполнения всеми странами мира, угрожая им в ином случае многомиллиардными штрафами и закрытием американского рынка) и потерять миллиарды, вложенные в Иран, либо взбунтоваться и пойти на открытый конфликт с США, чреватый санкционной трансатлантической войной.
Выбирать ой как не хочется — первый вариант европейским лидерам не простят собственные избиратели и бизнесмены, а на второй у них не хватает воли и мужества. Поэтому французы пытаются убедить Трампа пойти на компромиссное решение. "Речь должна идти не о разрыве соглашения, а о том, чтобы сконструировать новый вариант, который нивелирует все наши обеспокоенности", — заявил хозяин Елисейского дворца.
Обсуждали Трамп с Макроном и Сирию. Макрон, как известно, принял решение поучаствовать в сирийской авантюре и ввести в северные регионы страны французские войска. Сложно сказать, что явилось главным побудительным мотивом — его личные амбиции или саудовские деньги, однако очевидно, что в одиночку французы в Сирии просто не выстоят. Против их участия будут и сирийцы, и иранцы, и россияне, и турки. Поэтому Франция и настаивает на том, чтобы США продолжали составлять ей компанию и свое присутствие не сворачивали. И Трамп (который сам хочет из Сирии уйти, но понимает, что в США слишком много сил, которые хотят там остаться) дал Макрону понять, что с ним согласен.
Если раньше Трамп анонсировал безусловный вывод войск, то теперь заявил, что американские войска уйдут из Сирии только после того, "как они выполнят то, что должны выполнить". Сохранив, правда, за собой возможность все-таки свалить — ведь он не уточнил, что именно должно быть выполнено.