МОСКВА, 27 мар — РИА Новости, Александр Ковалев. Первый космонавт Земли Юрий Гагарин ровно 50 лет назад трагически погиб во время тренировочного полета на самолете МиГ-15УТИ. Однозначную причину авиакатастрофы до сих пор не установили.
По данным расследования, до срыва машины в штопор состояние Гагарина было совершенно нормальным: речь его была спокойной, размеренной. Ему предстояло сделать разворот со снижением при отсутствии видимости естественного горизонта. Затем произошло какое-то неожиданное событие, из-за чего самолет оказался на закритическом режиме в положении крутого пикирования. Вместе с Гагариным погиб летчик-инструктор, командир полка Владимир Серегин.
Официально сообщалось, что экипаж из-за изменившейся воздушной обстановки (подробности не уточняются) совершил резкий маневр и сорвался в штопор. Пытаясь вывести машину в горизонтальный полет, пилоты столкнулись с землей и погибли. Отказов или неисправностей техники не обнаружилось. Химический анализ останков и крови летчиков посторонних веществ не выявил.
Другой самолет: версия Алексея Леонова
"Много лет я боролся, чтобы рассказать правду о гибели Юрия Гагарина. В официальном заключении написали, что самолет совершил резкий маневр, связанный с отворотом, вошел в штопор и при этом столкнулся с Землей. Экипаж погиб. Бред!" — заявил Леонов. По его словам, ему известны рассекреченные документы комиссии, расследовавшей гибель Гагарина.
"На самом деле все было по-другому: 27 марта 1968 года во время пилотирования самолета (с экипажем Серегин — Гагарин) в этом же районе несанкционированно оказался другой самолет: Су-15, выполнявший полет с аэродрома Жуковский. При этом летчик нарушил режим, спустился до высоты 450 метров — а я это знаю, так как беседовал со свидетелями, — на форсаже ушел на свой эшелон и на расстоянии 10-15 метров в облаках, пройдя рядом с Гагариным, перевернул его самолет, вогнав в штопор, вернее, в глубокую спираль на скорости 750 километров в час. Самолет совершил полтора витка и на выводе (из штопора. — Прим. ред.) столкнулся с землей", — рассказал Леонов.
"Мои рассуждения подтверждены вскрытием рассекреченного конверта с выводом комиссии. Тайны в этом нет, а есть разгильдяйство и нарушение режима полетов, но меня огорчает другое: что люди, работавшие в комиссии, в том числе и Каманин, знали правду, но делали вид, что это не так. Я хотел бы, чтобы и семья Гагарина знала правду о гибели", — сказал Леонов.
Отвечая на вопрос РИА Новости о том, кто же именно пилотировал самолет Су-15, Леонов сказал: "Мне давали возможность объявить об истинной причине при условии, что я не назову имя летчика, которому сейчас за 80 лет и состояние его здоровья весьма тяжелое. Я дал слово, что не назову", — подчеркнул он.
Не хватило высоты: версия Владимира Аксенова
"Причиной катастрофы могли стать усложненная метеообстановка с расположением верхнего края сплошной облачности на высоте около четырех километров, а нижнего края — на высоте всего 600 метров от земли; недооценка летчиками, прежде всего Владимиром Серегиным, сложности имеющейся метеообстановки, а также ставшее неожиданностью для пилотов попадание в сплошную облачность на большой скорости в режиме интенсивного снижения и, как следствие, невозможность устойчивого пилотирования по приборам. Еще одной причиной авиакатастрофы стал недостаток высоты от нижней кромки облаков до вывода самолета из пикирования", — сказал Аксенов.
По его словам, самый вероятный исход от неожиданного попадания самолета в плотную облачность на высокой скорости без устойчивой работы приборов пространственного положения (прежде всего авиагоризонта) — затягивание машины в глубокую нисходящую спираль, а при интенсивных попытках уйти вверх — срыв в скоростной штопор.
"Отсутствие попыток катапультироваться как у Гагарина, так и Серегина, равно как и попыток выйти на связь, можно объяснить тем, что попадание в облачность стало для них неожиданностью, а после они уже оба пытались найти выход из создавшегося положения. Если же аварийная ситуация была связана с какой-либо внешней причиной, то пилоты незамедлительно сообщили бы об этом по радиосвязи", — уверен Аксенов.
Он добавил, что вертикальный пилотаж на тяжелом самолете МиГ-15УТИ — очень непростая задача. "В нижней точке выполнения фигур и переворотов скорости самолета почти максимальные — около 700 километров в час. На МиГ-15 при интенсивном снижении проскочить лишних несколько сот метров и даже километр вполне реально", — заключил Аксенов.
![Курсант авиационного училища в г. Оренбурге Юрий Гагарин Курсант авиационного училища в г. Оренбурге Юрий Гагарин](https://cdnn21.img.ria.ru/images/149144/13/1491441362_0:62:3000:1750_768x0_80_0_0_61e4bdc2a9dfa5eed08e231ffd96cab3.jpg)
![Юрий Гагарин - кандидат в космонавты. Предполетная подготовка Юрий Гагарин - кандидат в космонавты. Предполетная подготовка](https://cdnn21.img.ria.ru/images/149144/15/1491441533_0:532:1749:1516_768x0_80_0_0_af40238aa0b0ddce60a5ab1d8904f895.jpg)
![Юрий Гагарин на тренировке Юрий Гагарин на тренировке](https://cdnn21.img.ria.ru/images/149144/31/1491443123_0:563:2782:2140_768x0_80_0_0_4226c06589f3a5e38e46864ee698ee3f.jpg)
![Юрий Гагарин в кабине спортивного самолета в Саратовском аэроклубе готовится к полету Юрий Гагарин в кабине спортивного самолета в Саратовском аэроклубе готовится к полету](https://cdnn21.img.ria.ru/images/149144/36/1491443605_0:90:2999:1791_768x0_80_0_0_22060c5f2600f27346918df130122c3d.jpg)
![Летчики Юрий Гагарин и Павел Беляев, члены первого отряда космонавтов, на парашютной подготовке Летчики Юрий Гагарин и Павел Беляев, члены первого отряда космонавтов, на парашютной подготовке](https://cdnn21.img.ria.ru/images/149144/38/1491443820_0:56:2612:1525_768x0_80_0_0_03ba9a251c3985601f55348bfff52c5f.jpg)
![Члены первого отряда космонавтов знакомятся с космической техникой Члены первого отряда космонавтов знакомятся с космической техникой](https://cdnn21.img.ria.ru/images/149144/40/1491444068_0:373:2741:1928_768x0_80_0_0_bdea4a17c01cd226973e9fd81701d565.jpg)
![Первый отряд космонавтов Первый отряд космонавтов](https://cdnn21.img.ria.ru/images/149144/41/1491444187_0:11:799:465_768x0_80_0_0_8301768b319d7ea762a9e2aec9377763.jpg)
![Первый отряд космонавтов Первый отряд космонавтов](https://cdnn21.img.ria.ru/images/149144/45/1491444586_0:0:1200:680_768x0_80_0_0_aa14ee8d09fcb06e02812e10339d6e0f.jpg)
![Академик Сергей Королев, основоположник практической космонавтики принимает экзамен по материальной части корабля Восток у кандидата в космонавты Юрия Гагарина Академик Сергей Королев, основоположник практической космонавтики принимает экзамен по материальной части корабля Восток у кандидата в космонавты Юрия Гагарина](https://cdnn21.img.ria.ru/images/149144/47/1491444727_0:95:2826:1685_768x0_80_0_0_edba7622a0bc8926467b1f99554d637b.jpg)
![Юрий Гагарин перед полетом на корабле Восток. 1961 год Юрий Гагарин перед полетом на корабле Восток. 1961 год](https://cdnn21.img.ria.ru/images/149144/49/1491444928_0:61:1036:648_768x0_80_0_0_b778673d67e517cf8e1dc314b04d315a.jpg)
![Кадр из фильма Первый рейс к звездам Кадр из фильма Первый рейс к звездам](https://cdnn21.img.ria.ru/images/149144/51/1491445172_0:385:2929:2047_768x0_80_0_0_57053e61440f95358298bccfb888bd36.jpg)
![Юрий Гагарин в кабине самолета перед полетом в космос Юрий Гагарин в кабине самолета перед полетом в космос](https://cdnn21.img.ria.ru/images/149144/53/1491445348_0:15:2983:1707_768x0_80_0_0_3f0078f7f3e55222cf0de7cc37243e2e.jpg)
![Юрий Гагарин, первый космонавт СССР и его дублер Герман Титов в автобусе едут на стартовую площадку космодрома Байконур 12 апреля 1961 года Юрий Гагарин, первый космонавт СССР и его дублер Герман Титов в автобусе едут на стартовую площадку космодрома Байконур 12 апреля 1961 года](https://cdnn21.img.ria.ru/images/149144/58/1491445809_0:176:3000:1878_768x0_80_0_0_a09677cfc588d8fa64d73eb579f7c27c.jpg)
![Летчик-космонавт СССР Юрий Гагарин и Сергей Павлович Королев перед стартом Летчик-космонавт СССР Юрий Гагарин и Сергей Павлович Королев перед стартом](https://cdnn21.img.ria.ru/images/149144/55/1491445525_0:216:2876:1834_768x0_80_0_0_07d9b7ff7f530139ecd92b5dd339e58f.jpg)
![Последние минуты перед стартом корабля Восток-1 с летчиком-космонавтом на борту Юрием Гагариным Последние минуты перед стартом корабля Восток-1 с летчиком-космонавтом на борту Юрием Гагариным](https://cdnn21.img.ria.ru/images/149144/60/1491446030_396:0:2560:1217_768x0_80_0_0_14866e2afbe4ddc2bc5f02d34ed794a7.jpg)
![Старт ракеты-носителя Восток с кораблём Восток-1, на борту которого летчик-космонавт СССР Юрий Гагарин Старт ракеты-носителя Восток с кораблём Восток-1, на борту которого летчик-космонавт СССР Юрий Гагарин](https://cdnn21.img.ria.ru/images/149144/62/1491446299_0:430:2729:1977_768x0_80_0_0_4ce2437b6b99f97f8a57cb7b91b3fb42.jpg)
![Юрий Гагарин, лётчик-космонавт СССР, первый человек в мировой истории, совершивший полёт в космическое пространство на корабле Восток-1 12 апреля 1961 года Юрий Гагарин, лётчик-космонавт СССР, первый человек в мировой истории, совершивший полёт в космическое пространство на корабле Восток-1 12 апреля 1961 года](https://cdnn21.img.ria.ru/images/149144/65/1491446554_0:620:1439:1429_768x0_80_0_0_8af682b3cdc17747b2469bc7365b6434.jpg)
Однозначной причины катастрофы до сих пор нет
Обстановка секретности породила массу невероятных слухов. Один из них, получивший широкое распространение, сводится к тому, что Гагарин с Серегиным перед полетом выпили по стакану водки. Однако эта версия опровергается официальным заключением о том, что алкоголя в крови пилотов не было. Категорически отверг ее и Владимир Аксенов.
Он напомнил, что тот летный день был для Гагарина сложным и ответственным. "Нам всем, кто знал ситуацию изнутри, как, впрочем, и всем летчикам, просто дикими представляются все пересуды и обсуждения о том, что Гагарин и Серегин якобы отправились в полет пьяными", — уверен Аксенов.
Народные теории заговора
Некоторые "исследователи" утверждают, что Гагарин сам подстроил катастрофу, сымитировав смерть, после чего еще много лет прожил под чужим именем в поселке в Оренбургской области, а погиб в уже пожилом возрасте в результате несчастного случая на охоте. Еще одна версия о так называемом малом "Советском лунном заговоре" гласит, что Гагарин погиб не во время тренировочного полета на МиГ-15, а несколькими днями раньше, при запуске нового секретного космического корабля в рамках советской программы по освоению Луны.