МОСКВА, 17 мар — РИА Новости, Игорь Гашков. Более 20 лет чеченские эмигранты находятся на территории Евросоюза. Большинство из них — бывшие сепаратисты, прибывшие в страны Запада как беженцы. Замкнутые общины переселенцев плохо интегрировались в местную жизнь. Правоохранительные органы Германии фиксируют частые стычки с европейцами, растет число чеченских организованных преступных группировок. Эти банды считаются самыми закрытыми, дисциплинированными и жестокими.
"В руках были пистолеты и арматура"
"Мне рассказывали, как беженцы в Евросоюзе обходятся с полицией. Хулиган-чеченец подходит к полицейскому и бьет его. Тот не защищается, а просто отходит в сторону. Хулиган не унимается и вновь наносит удар. Полицейский отступает. Дело в том, что служитель правопорядка ждет свидетелей. Без этого он чувствует себя не вправе остановить бесчинство", — говорит РИА Новости специалист по Северному Кавказу, кандидат политических наук Артур Атаев.
Стычки между чеченской диаспорой и немцами происходят в клубах, где бывшие беженцы промышляют вымогательством. В зоне риска любые места, где преступники и жертвы остаются один на один. На нападения чеченцев жалуются владельцы небольших частных предприятий. В Германии и Австрии чеченцы совершали рейды на парикмахерские, мастерские и продуктовые лавки, требуя "отступные": от тысячи до полутора тысяч евро в месяц.
Во французском Реймсе преступники решили "отомстить" одному из местных жителей. "Чеченцы нагрянули совершенно неожиданно. Вышли из автомобилей с палками, пистолетами и фрагментами арматуры в руках. У некоторых на лицах были маски. Жестами показали: мол, перережут нам горло. Детей и женщин пришлось сразу же спрятать в доме", — рассказал свидетель нападения изданию L’Union. Однако завершился бандитский рейд вовсе на так, как ожидали преступники: те, на кого напали, сами открыли огонь и обратили их в бегство.
Самая закрытая мафия
В 2017 году конфликт внутри чеченского мигрантского сообщества все же вышел наружу. Стало известно, что группа молодых людей, возмущенная любовными отношениями своих соотечественниц с немцами, объявила охоту на отступниц. Ревнители традиционного образа жизни рассылали угрозы чеченкам за "неисламские" фотографии в социальных сетях. От слов перешли к делу. Смертельно напуганные девушки были вынуждены скрываться.
Острая враждебность по отношению к межнациональным бракам и европеизации в целом связана с другой проблемой: в среде сторонников Джохара Дудаева, изначально светской, все большей поддержкой пользуется радикальный ислам. Точных данных нет, но не менее нескольких сотен чеченцев-мигрантов отправились в Сирию. В 2018 году этот поток обернулся вспять. По информации австрийской полиции, каждый второй джихадист, вернувшийся в страну с Ближнего Востока, — чеченец.
"Это больше не беженцы"
Как считает Атаев, отношение к чеченским мигрантам резко поменялось и по другую сторону границы: "С этой миграцией изначально было связано много обмана, еще с 1990-х, когда за чеченцев выдавали себя представители других народов России, чтобы попасть в Европу. Затем последовали эти криминальные нападения. Теперь выходцев из Чечни в Европе принимают крайне неохотно. Один известный оппозиционный блогер пробует сейчас получить убежище в Польше, и ему отказывают".