МОСКВА, 26 фев — РИА Новости. Доля государства в банковской системе РФ в связи с санациями крупных банков к началу 2018 года выросла до 70%, сложившаяся структура банковской системы сохранится на горизонте минимум трех-четырех лет, следует из ежегодного прогноза АКРА по банковской системе.
"Доля государства в банковской системе к 2018 году выросла до 70% по сравнению с 63% на начало 2017 года. Эта доля стала самой высокой среди всех рыночных отраслей России. Рост участия государства в банковской системе в 2017 году происходил в основном за счет передачи в ФКБС трех крупнейших частных банков: "ФК Открытие", Промсвязьбанк и Бинбанк с учетом санируемых ими или принадлежащих им банков. Сложившаяся структура банковской системы сохранится на горизонте минимум трех-четырех лет. Примерно такой промежуток времени может потребоваться для завершения санации и начала поэтапной приватизации банков, находящихся в ФКБС", — говорится в документе.
Доминирование государства продолжится
Вплоть до приватизации санируемых крупнейших банков доля госсектора и квазигоссектора в банковской системе, вероятно, будет расти и дальше, хотя и не такими темпами, как в 2017 году, прогнозируют эксперты АКРА.
Данной тенденции будет способствовать как дальнейшая чистка регулятором российского банковского сектора, так и переток клиентов в банки с более высоким кредитным качеством на фоне крупных санаций прошлого года. Как правило, отмечается в обзоре, высокое кредитное качество ассоциируется с ведущими госбанками в связи с высокой вероятностью их поддержки со стороны государства.
Они объясняют это рядом факторов. Во-первых, государство может неоптимально управлять инвестициями, поскольку оно склонно предоставлять дополнительные ресурсы не наиболее эффективным, а наиболее нуждающимся в сохранении адекватного финансового положения банкам. Во-вторых, в настоящее время отсутствуют единые для всех государственных финансовых институтов прозрачные и публичные критерии эффективности управленческих команд. Также, отмечают аналитики, у Банка России может образоваться конфликт интересов, поскольку он выступает одновременно как регулятор и собственник банков, находящихся под контролем ФКБС.
"Высокая доля государства в финансовом секторе ведет к формированию повышенных условных обязательств бюджета и Банка России по поддержке банковского сектора, что в периоды экономической нестабильности реализуется в существенных объемах фактически оказываемой помощи", — уверены аналитики.
По словам автором прогноза, в условиях доминирования государства в банковской сфере госбанки будут все активнее конкурировать друг с другом за источники фондирования и заемщиков, а фактор надежности в конкурентной борьбе уйдет на второй план.
"Рост участия государства в банковской системе при резком сокращении числа крупных частных российских банков приведет к изменению характера и качества конкуренции: крупнейшие госбанки будут все активнее конкурировать друг с другом как за источники фондирования, так и за качественного заемщика. Спецификой такой конкуренции между госбанками является их относительно однородное высокое кредитное качество, обусловленное поддержкой государства или крупнейших госкомпаний", — отмечают эксперты.
"Соответственно, в конкуренции между госбанками фактор их надежности и кредитоспособности, традиционный для российского рынка с точки зрения клиентов, не будет играть определяющую роль", — подчеркивают они.
В складывающейся ситуации основные конкурентные усилия банков будут направлены на продвижение дополнительных продуктов и предоставление дополнительных услуг, технологическое лидерство, а также повышение популярности бренда в различных клиентских сегментах, говорится в прогнозе АКРА.
Конкурентные условия в некоторых направлениях кредитования также изменятся в связи с появлением новых специализированных госбанков, указывают аналитики, напоминая, что правительство РФ в январе текущего года приняло решение о создании опорного банка для осуществления операций по гособоронзаказу и крупным госконтрактам на базе санируемого Промсвязьбанка.
"Уход крупных госбанков из значительной части сектора ОПК, который в целом характеризуется стабильностью заемщиков-бюджетополучателей, а также обострение конкуренции в по-прежнему высокомаржинальном и низкорискованном ипотечном сегменте обострят конкуренцию между крупнейшими госбанками в других сегментах экономики", — подчеркивают эксперты.
Кроме того, авторы исследования прогнозируют, что определенная нервозность и снижение доверия в секторе, возникшие на фоне отзывов лицензий и передачи нескольких банков в ФКБС, сохранятся на протяжении 2018 года.