МОСКВА, 23 фев – РИА Новости. Легендарный дипломат, опытный аналитик, ученый, блистательный журналист-международник, искусствовед, высокообразованный и эрудированный человек, отличавшийся особой порядочностью и честностью, преданный стране патриот: так вспоминают скончавшегося на 92-м году жизни бывшего председателя правления Агентства печати "Новости" Валентина Фалина.
Фалин был одним из руководителей АПН — предшественника МИА "Россия сегодня". Он многие годы отдал дипломатической службе — был послом СССР в Бонне, возглавлял международный отдел ЦК КПСС, работал в газете "Известия", в 1986–1988 годах был председателем правления АПН.
"Его всегда будут помнить"
По воспоминаниям знавшего его германиста и журналиста Евгения Григорьева, именно Фалину страна во многом обязана переломом в отношениях с Западной Германией. К его мнению прислушивались канцлеры ФРГ, он обладал талантом решать самые сложные ситуации, что проявилось, в частности, в приложенных им усилиях по претворению в жизнь Московского договора 1970 года между Москвой и Бонном. Все, кому посчастливилось работать с Фалиным, будут всегда его помнить, подчеркнул Григорьев.
Хорошо знавший его профессор, заслуженный деятель искусств, академик РАХ, многолетний сотрудник АПН и РИА Новости Андрей Золотов отмечает, что Фалин прекрасно проявил себя в исторический период отношений СССР с Германией, оказав весомое влияние на выстраивание отношений между двумя странами. Он отметил его уникальную эрудированность и порядочность, преданность Родине, а также скромность.
Фалин был настоящим профессионалом, его интеллект, знания и человеческие качества позволяют назвать его украшением его эпохи, заявила РИА Новости общественный деятель, сопредседатель Зиновьевского клуба МИА "Россия сегодня" Ольга Зиновьева. В 2010 году Фалину была объявлена благодарность президента России.
Дипломат и аналитик
В частности, он вспоминал, как встречался с канцлером ФРГ Гельмутом Колем, и называл его примером для современных немецких политиков. Он отмечал, что после многочисленных встреч и бесед в разных составах смог убедиться в том, что слову экс-канцлера "можно было верить" и он не был человеком "с двойным дном". В этом смысле, подчеркнул он, фигуру Коля следует рассматривать как "школу для нынешней немецкой политики, для тех деятелей, которые руководят сегодня государством на тех или иных постах".
Фалин был также другом и коллегой экс-премьера, бывшего главы МИД России, академика РАН Евгения Примакова. Он рассказывал, что знал Примакова больше сорока лет, и вспоминал, как они вместе готовили аналитические записки, в том числе по вариантам решения проблемы Нагорного Карабаха, и как их предложение было "заблокировано одним из членов политбюро".
"Нельзя не отметить его (Примакова) попытки вмешаться в иракскую ситуацию к моменту, когда американцы приняли решение военно вмешаться туда, попытки Хуссейна убедить и более гибкую позицию (занять — ред.) по ряду важных вопросов. Увы, жизнь имеет свои законы, по крайней мере, собственные тенденции, которые даже такие одаренные личности, как Евгений Максимович, переломить не были в состоянии", — вспоминал Фалин.
Как ученый, Фалин высказывался и по историческим темам, в частности по проблеме попыток фальсификации истории. Так, распространенные в 2015 году утверждения США о том, что ядерные бомбардировки Японии в 1945 году были неизбежны, он называл дезинформацией. По словам историка, не все трактовки финальной части Второй мировой войны можно считать корректными.
В 2008 году во время вторжения грузинских войск на территорию Южной Осетии Фалин отмечал, что эта ситуация — не локальный конфликт, а проверка России и российского руководства на прочность. "Если бы мы не среагировали так, как среагировало наше руководство <…>, то мы открыли бы шлюзы для новых провокаций против России, против ее жизненных интересов, для того чтобы нас стеснить, чтобы выстраивать по нашей периферии все агрессивные позиции", — заявлял тогда Фалин РИА Новости.