Рейтинг@Mail.ru
По чужим счетам: как Украина потеряла половину экономики - РИА Новости, 03.03.2020
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

По чужим счетам: как Украина потеряла половину экономики

Читать ria.ru в

МОСКВА, 5 фев — РИА Новости, Игорь Наумов. За последние четыре года ВВП Украины из-за антироссийских санкций, введенных США и Евросоюзом, сократился наполовину. Кроме того, страна платит за отказ от торгового сотрудничества с Россией. Во что обходится населению Украины популизм властей — в материале РИА Новости.

Золотой уголек

"Мы потеряли половину ВВП. Россия потеряла два процента, Европа — меньше одного процента, а мы — половину. Эта санкционная война против кого? Против нас?" — вопрошал депутат Верховной рады Мураев. По его мнению, это является катастрофой. Но проблема здесь не столько в санкциях, сколько в решениях украинских властей. Из-за них страна регулярно несет убытки. Так, неготовность Киева к конструктивному диалогу с Донецком и Луганском лишила украинскую экономику одного из главных конкурентных преимуществ — собственного дешевого угля. Теперь твердое топливо приходится импортировать.

Сортированный уголь на складе обогатительной фабрики. Архивное фото
Минэкономики Украины сняло санкции с российского поставщика угля

В 2016 году, согласно данным Государственной фискальной службы Украины, на закупку угля было потрачено 1,46 миллиарда долларов. В 2017-м — более 2,7 миллиарда долларов. То есть затраты выросли почти в два раза.

На Россию (в денежном выражении) пришлось 56,6% импортных поставок — чуть более 1,55 миллиарда долларов. Доля США — почти 25% (682 миллиона долларов), Канады — 6,6% (182,2 миллиона долларов), совокупная доля ЮАР и ряда других государств — менее 12% (327,6 миллиона долларов).

Стремление по возможности снизить объемы закупок угля у Москвы за счет контрактов с дальними странами существенно увеличивает издержки Киева. Официально уголь из США обходится в среднем по 113 долларов за тонну. Однако у экспертов несколько другие данные.

"США предложили свой уголь по цене чуть более 70 долларов за тонну в 2016 году. Но как только украинские министры доверились и начали покупать топливо, цена взлетела почти в три раза, превысив астрономические 200 долларов за тонну", — говорит экономист Иван Капитонов.

В России, как признают в Минэнерго Украины, топливо стоит 70-75 долларов.

© РИА Новости / СтрингерРазгрузка угля в одесском порту "Южный"
Разгрузка угля в одесском порту Южный

Надавили на газ

В ноябре 2015 года Украина отказалась от российского газа и в 2016-м закупала голубое топливо в странах Евросоюза — Словакии, Польше и Венгрии. Поставки по реверсу обошлись "Нафтогазу" в 198 долларов за тысячу кубометров. Прямые поставки из России стоили бы менее 180 долларов за тысячу кубометров.

В цехе ЭТЕРНО ПАО Челябинский трубопрокатный завод
Аналитик: только одна страна может сорвать "Северный поток-2"

Однако Киев не пожелал включить нормальную экономическую логику, продолжив и в 2017-м покупать газ в Европе себе в убыток. Весной прошлого года Украина могла бы получать российский газ по цене 209 долларов за тысячу кубометров; топливо, поставляемое по реверсным схемам из ЕС, в среднем стоило 248 долларов за тысячу кубометров.

Глава украинской общественной организации "Публичный аудит" Максим Гольдарб подсчитал, что отказ закупать российский газ напрямую у "Газпрома" уже обошелся в миллиард долларов. Он подчеркнул, что по факту Украина приобретает в ЕС российский газ, но только с наценкой европейских поставщиков.

Меченый атом

Некоторое время назад министр энергетики и угольной промышленности Украины Игорь Насалик поделился важной, с его точки зрения, новостью: в 2018 году украинские АЭС впервые закупят ядерного топлива у американской компании Westinghouse больше, чем у российской ТВЭЛ.

Процесс производства ядерного топлива для АЭС на НЗХК. Архивное фото
ТВЭЛ обозначил свою позицию по контракту на топливо для АЭС Украины

В 2017-м 60% топлива для украинских атомных станций поставили из России и 40% — конкуренты-американцы. В 2018-м соотношение изменится в пользу Westinghouse — 55 к 45%. Это значит, что соразмерно вырастут и затраты, ведь американское ядерное топливо, по оценке экспертов, на 20% дороже российского.

Впрочем, когда речь идет об атомной энергетике, даже не деньги главное, а безопасность. Украинский "Энергоатом" пытается с 2000 года найти альтернативу российским поставщикам. Несколько раз проект хотели свернуть на том простом основании, что продукция Westinghouse несовместима с АЭС, построенными по советским и российским проектам. Кроме того, коррозионная устойчивость американских кассет значительно ниже российских.

Это едва не привело к серьезным инцидентам на финской АЭС "Ловииза" в 2002 году и чешской "Темелин" в 2007-м. В 2012-м на Южно-Украинской АЭС случилось аналогичное ЧП — в одном энергоблоке выявили повреждения тепловыделяющих сборок американского производства.

В итоге пришлось останавливать два реактора и полностью менять топливо на российское. Финансовые потери "Энергоатома" оцениваются в 175 миллионов долларов.

Вагонные споры

От разрыва экономических связей с Россией сильно пострадали и украинские вагоностроительные заводы. Семь-восемь лет назад Украина поставляла в Россию полувагоны, цистерны, зерновозы, вагоны-платформы.

Железнодорожный тупик. Архивное фото
Европейская железнодорожная колея для Украины как дорога в тупик

Это составляло 60-70% объема экспорта предприятий и было важной статьей доходов украинского бюджета. В 2012 году Россия закупила более 33 тысяч вагонов и цистерн на 2,3 миллиарда долларов.

Но потом в Москве сделали приоритетом закупку отечественных вагонов. В результате экспорт подвижного состава с Украины по итогам 2013 года сократился до 1,7 миллиарда долларов, а в 2015-м и вовсе рухнул до 51 миллиона долларов.

Пробиться на европейский рынок украинским заводам не удалось. Внутри страны, хотя износ подвижного состава порой достигает 90%, сбыт также не наладился. В итоге объемы производства упали более чем в десять раз. Например, в 2014 году было выпущено всего около шести тысяч вагонов.

Подрезанные крылья

Девятнадцатого июля 2017 года в кабмине Украины подписали постановление о ликвидации госпредприятия "Антонов" и создании ликвидационной комиссии. После запрета сотрудничать с Россией бывший флагман авиапрома лишился всяких перспектив.

Еще одна сакральная жертва на алтарь амбиций киевских политиков. На Украине к этому времени было локализовано производство лишь 25% комплектующих для самолетов Ан-148 и Ан-140, большая часть — от 60 до 70% — выпускалась в России.

Нынешний руководитель "Антонова" Александр Кривоконь признает, что процесс импортозамещения проходит очень тяжело. На это нужно время и значительные инвестиции, а денег у предприятия нет.

Планы Киева самостоятельно производить самолеты Ан-70 на поверку оказались фикцией. Россия, ранее участвовавшая в этом проекте, профинансировала его на 72%, а вот Украина свою долю не внесла.

"Антонов" продает уже не самолеты, а интеллектуальную собственность. Китайцы приобрели право на производство транспортного самолета АН-225 "Мрiя" и обещают построить первую машину в 2019 году.

На Украине восстановить производство этого легендарного самолета, предназначавшегося для транспортировки советского космического корабля многоразового использования "Буран", уже невозможно — оборудование демонтировано.

© РИА Новости / Сергей Мамонтов | Перейти в медиабанкИспытательный цех предприятия "Серийный завод "АНТОНОВ", филиал компании ГП "Антонов", где налажено серийное производство самолетов "Антонов"
Испытательный цех предприятия Серийный завод АНТОНОВ, филиал компании ГП Антонов, где налажено серийное производство самолетов Антонов

Закрытый космос

В столь же бедственном положении пребывает и ракетостроительная отрасль Украины. Проблемы возникли после того, как в 2014 году было запрещено любое военно-техническое сотрудничество с Россией.

Для завода "Южмаш" в Днепропетровске (переименованном постмайданной властью в Днепр) это стало настоящей катастрофой. Без российских заказов предприятие перешло на однодневку.

Вместо двигателей для космических ракет рабочие какое-то время собирали троллейбусы и шасси для самолетов. Чтобы свести концы с концами, руководство завода сдало в аренду под сельскохозяйственные нужды испытательный полигон.

Генпрокурор Украины Юрий Луценко предложил передать "Южмаш" Илону Маску, чтобы тот наладил производство аккумуляторов. Вероятно, украинский чиновник не очень удачно пошутил.

 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Обсуждения
Заголовок открываемого материала