Рейтинг@Mail.ru
Разброд и шатания: как попытка наказать Польшу расколола ЕС - РИА Новости, 21.12.2017
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Разброд и шатания: как попытка наказать Польшу расколола ЕС

© AFP 2024 / Wojtek RadwanskiЛюди с флагами Польши и ЕС в Варшаве
Люди с флагами Польши и ЕС в Варшаве
Читать ria.ru в

МОСКВА, 21 дек — РИА Новости. Президент Польши Анджей Дуда заявил, что, несмотря на старт санкционной процедуры, начатой против его страны Еврокомиссией, он решил подписать спорные законы о судебной реформе. Уже сейчас ясно, что наказать Варшаву у Брюсселя вряд ли получится: Венгрия однозначно заявляет, что блокирует любое решение в ЕС, направленное против Польши. Чем в реальности может обернуться это противостояние для европейского единства — в материале РИА Новости.

За что наказывают

Акция протеста против реформирования судебной системы перед президентским дворцом в Варшаве
Впервые в истории: Польшу лишают права голоса в ЕС
Впервые за всю историю ЕС его исполнительный орган — Еврокомиссия — решился применить против члена союза дисциплинарные меры, предусмотренные седьмой статьей Лиссабонского договора. Результатом могут стать санкции, а именно — лишение права голоса в Европейском совете.

Брюссель пошел на это после того, как в течение почти двух лет Варшава неоднократно игнорировала его требования остановить судебную реформу, которая стартовала в начале 2016 года. По мнению ЕК, она является попыткой президента и правительства установить контроль над судебной ветвью власти, что подорвет независимость польского правосудия. Речь идет о 13 законах, которые позволят "систематически вмешиваться в процессы формирования, управления и функционирования" судебной системы.

Вот наиболее принципиальные положения этих законов.

  • Согласно новым правилам, решение Конституционного суда может быть вынесено лишь в том случае, если за него проголосуют две трети всех судей. При условии, что на заседании присутствуют не менее 13 его членов из 15.
  • Парламент наделен правом освобождать судей Конституционного суда от должности, президент и Минюст — жаловаться на них, сам суд при этом лишен права признавать президента неспособным исполнять свои обязанности.
  • Верховный суд подчинен Министерству юстиции. Глава Минюста получил право по своему усмотрению назначать председателей апелляционных и окружных судов, не консультируясь с представителями органов правосудия.
  • В Верховный суд могут вноситься жалобы на все решения суда любого уровня, в самом ВС создаются новые палаты — чрезвычайного контроля и публичных дел, а также дисциплинарная палата.
  • Предельный срок пенсионного возраста судей — 65 лет. Срок полномочий конкретного судьи может быть продлен президентом.
  • Изменен порядок формирования Национального судебного совета — органа, отвечающего за назначение судей и обеспечивающий независимость правосудия. Парламенту предоставлено право выбирать 15 из 25 членов совета.
Мужчина с флагом Польши. Архивное фото
Сенат Польши принял скандальный закон о Верховном суде

Эти и другие нововведения принимались парламентом и подписывались президентом в течение 2016-2017 годов. Всякий раз это вызывало все более резкую реакцию Еврокомиссии, которая неоднократно направляла властям Польши предписания по изменению тех или иных положений новых законов. Все они остались невыполненными.

Законы о Верховном суде и Национальном судебном совете вызвали критику и внутри страны — прошли массовые акции протеста, организованные оппозицией. Анджей Дуда наложил вето на эти законопроекты и внес в них ряд поправок. После того как сейм принял их с поправками президента, Дуда подписал оба закона. Произошло это уже после объявления о начале применения против Польши седьмой статьи Договора о Европейском союзе.

© REUTERS / Kacper PempelПрезидент Польши Анджей Дуда. 20 декабря 2017
Президент Польши Анджей Дуда. 20 декабря 2017

Разногласия шире

В Брюсселе усматривают, что подоплекой судебной реформы в Польше на самом деле является политический мотив — стремление правящей партии "Право и справедливость" (ПиС) приструнить Верховный и Конституционный суды, которые неоднократно блокировали решения подконтрольного ей парламента. Кроме того, разногласия между Брюсселем и Варшавой касаются и многих других вопросов: усиления контроля власти над СМИ, дальнейшее ограничение права на аборт, регулирование порядка проведения мирных собраний и финансирования общественных организаций. Недовольны в Евросоюзе и маршами националистов в Польше.

Президент Польши Анджей Дуда. Архивное фото
Президент Польши решил подписать спорные законы, несмотря на санкции

Однако наиболее серьезные противоречия вызваны польской позицией относительно миграционной политики. Наряду с другими членами Вышеградской четверки — Венгрией, Чехией и Словакией — Польша отказалась выполнять план по приему беженцев, инициированный канцлером Германии Ангелой Меркель. В начале декабря ЕК объявила о решении обратиться в Европейский суд с жалобой на Варшаву, Прагу и Будапешт за невыполнение ими своих обязательств в этом вопросе.

Венгерская защита

Седьмая статья Лиссабонского соглашения предусматривает введение санкций против страны — члена ЕС, которая "серьезно нарушает европейские ценности", такие как уважение человеческого достоинства, свобода, демократия, верховенство права и соблюдение прав человека, том числе прав меньшинств. Европейская комиссия может выступить с рекомендацией применения этой статьи, но чтобы санкционный механизм был реально запущен, необходимо согласие большинства государств, входящих в Евросоюз, — конкретно 22 из 27 (за вычетом покидающей ЕС Великобритании).

Во время ежегодного марша в честь Дня национальной независимости Польши в Варшаве. 11 ноября 2017
Праздник непослушания. Почему Польша так уверенно спорит с ЕС

Уже на этом этапе у Брюсселя могут возникнуть проблемы. Тем более что за окончательное введение санкций должны проголосовать все члены Евросоюза. Между тем премьер-министр Венгрии Виктор Орбан ранее заявлял, что его страна наложит вето на любую попытку применить седьмую статью против Польши. После заявления Еврокомиссии о начале активации санкционной процедуры вице-премьер Жолт Шемьен подтвердил это намерение Венгрии.

© AFP 2024 / Emmanuel DunandВице-президент Европейской комиссии Франс Тиммерман объявляет о запуске процедуры санкций против Польши. 20 декабря 2017
Вице-президент Европейской комиссии Франс Тиммерман объявляет о запуске процедуры санкций против Польши. 20 декабря 2017

Но даже если наказание Польши все же случится, то самым серьезным для нее может быть лишение права голоса в Европейском совете, который не является органом, принимающим решения, а лишь служит своеобразной дискуссионной трибуной. Кроме того, подобный шаг Брюсселя окончательно развяжет Варшаве руки и может стать поводом не выполнять и другие обязательства перед ЕС. При этом польские руководители неоднократно подчеркивали, что не собираются расставаться с Евросоюзом.

Таким образом, обострение противоречий между ЕС и Польшей не добавляет европейскому сообществу ничего в плане его единства и сплочения, но совершенно очевидно усугубляет ситуацию разброда и шатаний, которая в последние годы наблюдается все отчетливее.

 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Обсуждения
Заголовок открываемого материала