Геворг Мирзаян, доцент департамента политологии Финансового университета при Правительстве Российской Федерации, для РИА Новости
Ловушка Фукидида
Спарта (которая и попала в эту ловушку Фукидида) победила Афины, однако настолько ослабла в ходе конфликта, что очень быстро потеряла свое доминирование в Греции, уступив его сначала фиванцам, а затем македонцам. Великобритания подавила в Первой и Второй мировых войнах возвышающуюся Германию, но при этом сама утратила лидерство и потеряла "империю, над которой никогда не заходит солнце". Франция Наполеона III же не только потеряла могущество, но и проиграла войну возвышающейся Пруссии.
Спарта была разной
Впрочем, министр иностранных дел Британии Борис Джонсон, готовящийся к визиту в Россию, нашел другие аналогии. Простые, оскорбительные и неряшливые, как его прическа. "Я читал "Историю Пелопонесской войны" Фукидида. Мне было очевидно, что Афины и их демократия, открытость, культура и цивилизация являются аналогом США и Запада. Россия мне казалась закрытой, недружелюбной и антидемократичной, как Спарта", — заявил он.
В России слова Джонсона о сравнении России со Спартой вызвали очередной приступ оскорбленных "отпоров" — а зря. При всей лживости заявлений о "закрытости, недружелюбности и недемократичности" Джонсон сделал России весьма комплиментарное сравнение.
Наконец, именно в Спарте родилось большинство самых крутых греческих лидеров — начиная с царя Леонида и заканчивая Ксантиппом (который долгое время спасал Карфаген в ходе Первой Пунической войны).
Параллели по всем этим пунктам с Россией очевидны. И это не оскорбительные параллели.
Законы природы
Во-вторых, если Спарту сравнивают с Россией, то получается, что Афинами являются Соединенные Штаты. И тут, на самом деле, параллелей гораздо больше. Речь не идет о "демократии, открытости, культуре и цивилизации" Афин, а о куда более неприятных моментах их поведения, проявившихся в ходе той же Пелопонесской войны.
Еще один пример — отношение к союзникам. Да, изначально Афины позиционировали себя как некий "маяк свободы и демократии" в греческом мире. После поражения персов в битве при Платеях афиняне, пользуясь наличием мощного флота, возглавили процесс освобождения греческих полисов на островах и побережье Эгейского моря от персидской тирании. А для предотвращения повторных посягательств Ахеменидов на греческую безопасность создали Афинский морской союз.
Союзники их ненавидели, но боялись. Правда, боялись ровно до того момента, пока афиняне не лишились своей силовой составляющей: спартанцы сожгли их флот ровно так же, как сейчас сирийцы, иракцы, китайцы, иранцы, русские и, конечно же, товарищ Ким доказывают несостоятельность американской мощи.
После этого Афинский морской союз просто рухнул.
Параллели тоже очевидны и поучительны.